Рис. 1.7. Проект летательного аппарата Э.Сведенборга. Рисунок из рукописи Сведенборга и реконстукция

В отличие от рисунка Х.Гюйгенса изображение летательного аппарата Гусмао нельзя рассматривать даже как отдаленный прообраз самолета (1). Однако, по мнению некоторых историков авиации, этот проект оказал влияние на дальнейшие работы по аппаратам с неподвижным крылом, в частности на проект шведского философа и естествоиспытателя Э.Сведенборга.

Летательный аппарат, проект которого Э.Сведенборг опубликовал в 1716 г. (рис. 1.7), в отличие от "воздушного корабля" Гусмао должен был иметь жесткую неподвижную поверхность, предназначенную для образования подъемной силы при взаимодействии с набегающим потоком воздуха, т.е. выполняющую те же функции, что и крыло самолета. В описании своего проекта Сведенборг отмечал: "Уже имеются необходимые доказательства и примеры природы, что такой полет (с помощью неподвижного крыла. -Д.С.) возможен без опасности: так, например, птицы... плавают в воздухе, и, опираясь всем своим весом на неподвижные крылья, движутся несколько минут. В воздушном змее, сделанном из дерева и бумаги, мы видим аналогичные свойства, в силу которых он держится в воздухе без малейшего снижения" [.

Для подъема и перемещения аппарата в воздухе предполагалось применить подвижные поверхности в форме крыльев, приводимые в движение человеком. При этом Сведенборг справедливо указывал, что "... если парус (крыло. - Д.С.) будет достаточно велик, чтобы захватывать большой объем и количество воздуха, и будет обеспечен баланс, чтобы удерживать парус горизонтально, тогда потребуется очень небольшая мощность для перемещения машины". Однако ученый осознавал недостаточную энерговооруженность своего летательного аппарата и отмечал, что при старте было бы желательно, чтобы его короткое время тянули с помощью веревки.

(1) Существует гипотеза, что рисунок гравера неточен и в самом проекте предлагался значительно более совершенный аппарат типа планера. Вместе с тем, имеется предположение,что на рисунке изображен не летательный аппарат тяжелее воздуха, а гондола аэростата (известно, что Гусмао проводил опыты с моделями аппаратов легче воздуха). Однако обе версии не имеют надежных доказательств.

Расчетный вес аппарата Сведенборга составлял 180 кг (вместе с человеком), площадь крыла - 195 м2, удлинение - около 0,75. Основные материалы - дерево и полотно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: