Табл. 2. Структура психических явлений

Психические явления

Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности
1. познавательные: 1.1. ощущение 1.2. восприятие 1.3. внимание 1.4. память 1.5. представление 1.6. воображение 1.7. мышление 1.8. речь 1. эмоции 2. стресс 3. эйфория 4. депрессия 5. фрустрация 6. утомление 7. возбуждение 8. аффекты 9. сон, и т.д.     1. направленность 2. способности 3. темперамент 4. характер  
2. эмоциональные: 2.1. эмоции 2.2. чувства 2.3. настроения 2.4. страсти 2.5. аффекты    
3. волевые: 3.1. постановка цели. 3.2. обсуждение и борьба мотивов 3.3. решение 3.4. исполнение    

Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека. Выделяют следующие виды психических процессов:

1. познавательные – связанные с восприятием и обработкой информации;

2. эмоциональные – связанные с субъективной значимостью объекта или ситуации;

3. волевые – связанные с регуляцией поведения и деятельности;

Психические состояния – это режимы работы психики и организма;

Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Индивидуальность человека, уникальность его личности определяется:

ü уровнем развития и своеобразием протекания его психических процессов (особенностями памяти, объемом и сосредоточенностью внимания, скоростью и глубиной мышления, силой и продолжительностью эмоций, богатством воображения, и т.д.),

ü наиболее типичным для него психическим состояниям (бодрость или уныние, сосредоточенность или рассеянность, скука, энтузиазм и т.д.),

ü особенностям психических свойств (установки и мотивы, тип темперамента и характера, вид и уровень развития способностей).

История развития психологии и уровни психологического знания

Первым научным трудом по психологии принято считать работу Аристотеля «О душе». Действительно, в этой работе, написанной в IV веке до н.э. впервые выдвинуты идеи, которые впоследствии развивали ученые XIX-XX веков.

Прежде всего, интересно определение понятия «душа». Согласно Аристотелю, она является формой реализации тела, его сутью, его главной функцией. Так, питательность – суть пищи, изменение – суть жизни. До соприкосновения с телом душа существует лишь как возможность; она является формой тела. Греческие философы ввели специальный термин для обозначение сущности вещи – «энтелехия». Итак, душа – это энтелехия тела.

Далее, Аристотель различает виды души в зависимости от ее стремлений (в современной психологии используются понятия «потребности» и «мотивы»). Растительная душа стремится к физиологическому комфорту (вода, пища, удовлетворение половой потребности и т.д.) Животная душа наделена чувствами, а также ощущениями и памятью. Эти виды души умирают вместе с телом; бессмертна лишь человеческая душа (третий вид души), которая стремится к познанию и наделена способностью мыслить.

В трактате «О душе» подробно анализируются такие явления, как ощущения, эмоции, воображение, мышление и их роль в регуляции поведения человека. «Но и стремление не есть решающее в этом движении. Ведь владеющие собой люди, хотя и имеют стремление и желание, не делают того, к чему у них есть стремление, а сообразуются со своим умом», - замечает Аристотель. Кроме того, он ввел типологию ассоциаций, благодаря которым наполняется душевный мир человека. Типы ассоциаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по смежности в пространстве; 4) по смежности во времени. Роль ассоциаций в психическом развитии изучалась в рамках ассоцианизма – направления в психологии XIX века.

Исследования сознания в психологии связаны с именем Рене Декарта (1596-1650). Именно он ввел в психологию понятие рефлекса, как стереотипной реакции организма на внешнее воздействие. Декарт полагал, что тело и душа существуют независимо друг от друга, и поэтому душевные движения человека – мысли, чувства, ощущения, переживания – можно наблюдать лишь изнутри. Метод самонаблюдения («интроспекции») активно использовался для изучения процессов сознания вплоть до начала XX века.

С критикой этих методов в 1913 г. выступил американский ученый Джон Бродес Уотсон. В своей лекции «Психология с точки зрения бихевиориста, прочитанной в 1913 г., он иронизирует над современной ему психологией: «Если вы не можете наблюдать от 3 до 9 состояний ясности в вашем внимании, у вас плохая интроспекция. Если, с другой стороны, чувствование кажется вам достаточно ясным, опять ваша интроспекция является ошибочной. Вам кажется слишком много: чувствование никогда не бывает ясным». Уотсон правомерно утверждал, что для оправдания статуса науки психология должна исследовать объективную реальность, а не такую, которая доступна лишь одному наблюдателю (то есть собственное сознание). Предметом психологии, убеждал он, должно быть поведение, которое доступно наблюдению и измерению. Так возникло новое направление – бихевиоризм (от англ. слова behavior – «поведение»), или поведенческий подход.

Бихевористы добились значительных успехов в прогнозировании и формировании поведения животных и людей. Их открытия и сейчас используются в дрессировке, мотивации персонала, педагогике и т.д. однако главный постулат бихеворизма – формула «S→R» (стимул определяет реакцию) – не учитывает многообразие реальных реакций индивидов. Очевидно, что реакция на стимул зависит от того, как преломляется он во внутреннем мире человека, а также от мотивов и решений, принятых человеком. Например, даже если человек боится крупных собак и всегда обходит их, в определенный момент он может пойти навстречу кавказской овчарке, потому что, например, решил бороться со своим страхом или пребывает в депрессии, поэтому равнодушен к последствиям такой встречи. Таким образом, предметом науки следует делать не собственно поведение, а систему отражения внешнего мира, определяющую поведение. Эта система и называется «психика».

 

Структура психологии

В настоящее время существует множество направлений психологических исследований. Рассмотрим наиболее значительные из них:

Общая психология изучает психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, эмоции, воля и др.) их свойства и особенности.

Психология личности включает в себя исследования темперамента, характера, направленности и способностей личности.

Дифференциальная психология исследует психологические различия у представителей разных групп: например, мужчин и женщин, высокообразованных и малообразованных, и т.п.

Областью когнитивной психологии (от лат. «cognitio» - «познание») являются познавательные процессы – внимание, память, мышление, способы обработки информации и ее репрезентация во внутреннем мире индивида.

Нейропсихология изучает строение и функционирование мозга как основу психической деятельности.

Клиническая (медицинская) психология изучает психические явления в аспекте психического здоровья человека, нарушения психической деятельности, их причины и способы коррекции, гармонизации психического состояния человека.

Психология спорта исследует особенности личности спортсмена и психологические аспекты спортивной деятельности.

Педагогическая психология занимается вопросами повышения эффективности обучения и воспитания, исследует психологические аспекты учебной деятельности.

Психология труда связана с научной организацией труда; эта дисциплина изучает психологические закономерноститрудовой деятельности и условия повышения ее эффективности.

Социальная психология изучает поведение человека в обществе; процессы общения и взаимодействия в малых группах, социальные стереотипы и взаимоотношения групп.

 

Методы психологических исследований

Любая наука стремится к тому, чтобы добываемое ею знание было как можно более объективным и точным. Житейские представления и здравый смысл далеко не всегда позволяют получить адекватное представление о реальности (вспомним знаменитый пример с Землей, которая вращается вокруг Солнца, хотя глаза подсказывают нам обратное). Поэтому наука вообще выработала определенные методы познания; к общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент. Кроме того, в зависимости от предмета науки, в ней имеются частные методы, характерные только для нее. На психологию это правило тоже распространяется.

Наблюдение можно определить как целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. В отличие от повседневного наблюдения, в научном четко определены цели и задачи, объект и предмет наблюдения; оно осуществляется по заранее продуманному плану; его данные фиксируются в специальном протоколе по заранее разработанной сфере. Эти правила позволяют минимизировать утерю данных и искажения, связанные с субъективностью исследователя (например, избирательность внимания, склонность одни явления преувеличивать, а другие игнорировать). Самонаблюдение является частнонаучным методом психологии, что связано с уникальностью объекта исследования (то есть сознания).

Эксперимент – метод,в котором исследователь целенаправленно создает и (или) видоизменяет условия, в которых находится объект наблюдения. Чем четче определены условия, тем меньше вероятность того, что причина изменений в поведении объекта будет определена неправильно. Эксперимент, в котором максимум факторов может регулироваться исследователем, называется лабораторным. Эксперимент, когда объект находится в естественных для него условиях, а деятельность экспериментатора заключается лишь в изменении этих условий, называется естественным.

В психологии широко применяется метод тестов. Психологический тест – это стандартизированное, одинаковое для всех испытуемых задание, стимулирующее определенную форму деятельности, выполняемое за ограниченное время. В зависимости от цели этой деятельности, выделяют следующие виды тестов:

· тесты способностей, в которых выясняется уровень развития способностей личности (например, тесты IQ, тесты креативности и т.д.);

· личностные тесты, которые обнаруживают своеобразие типа личности человека (например, тесты темперамента, тесты характера, тесты ведущих мотивов личности); личностные тесты могут быть как в виде опросников, так и в другой форме, например, задание нарисовать рисунок (дом, дерево, человека) или выбрать последовательность цветов (тест Люшера). Во втором случае речь идет о проективных тестах, результаты которых не могут быть четко определены, так как они отражают своеобразие внутреннего мира или психического состояния человека.

· тесты отдельных психических функций (внимания, памяти, скорости и точности реакции, чувствительности).

Профессиональный психолог знает, что одного теста для оценки личности недостаточно. Необходимо учитывать состояние, в котором человек находился, типичный для него уровень активности в это время суток, соответствие теста возрастным и культурным особенностям личности и т.д. Для адекватности оценки используют серию тестов, проводимых с интервалом в 2 недели в разное время суток.

 

Практические направления психологии

Человек устроен так, что сам процесс познания доставляет ему удовольствие. Многие великие открытия были сделаны из исследовательского интереса. Однако для неспециалиста отношение к науке зависит от того, можно ли применить накопленные ею знания для практического использования, для повышения эффективности своей деятельности.

Практическая психология ориентирована на работу с людьми: их просвещение, оказание психологических услуг, создание соответствующих товаров (книг, дисков, тренингов). Наиболее часто встречающиеся направления практической психологии:

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выявления наличия и степени выраженности каких-либо психологических признаков. Психодиагност может использовать систему тестов, беседу, наблюдение. Эти методы позволяют ему решить поставленную задачу: например, выяснить психическое состояние человека; уровень развития каких-либо способностей личности; уровень развития личности в целом. Психодиагностика применяется в следующих сферах:

- профессиональная ориентация и профессиональный отбор (в организациях);

- определение психологической готовности ребенка к школе;

- получение первичной информации о клиенте психолога-консультанта или психотерапевта.

Психологическое консультирование – это кратковременная (обычно 1-5 встреч) целенаправленная (то есть с четко оговоренной целью) психологическая помощь психически здоровому человеку в решении его проблемы. Психолог не принимает решение за человека и не диктует ему линию поведения. В результате беседы с психологом человек лучше понимает свои желания и страхи; четче представляет свои возможности и ресурсы; более адекватно оценивает свои достоинства и опыт. Эта информация и позволяет ему принять решение, максимально подходящее именно для этого уникального индивида и для его уникальной ситуации. Психологи-консультанты работают в школах, вузах, детско-родительских центрах, коммерческих организациях, медицинских учреждениях. Существуют психологические центры, куда может обратиться за консультацией любой желающий. Разновидностью психологического консультирования является «телефон доверия» (телефон экстренной психологической помощи).

Психотерапия – система мер, направленных на увеличение адаптивности и повышение психологического здоровья клиента в целом. Не всегда легко провести границу между консультированием и психотерапией, но в целом можно сказать, что психотерапия ориентирована на более длительную и углубленную работу с клиентов. Психотерапия может иметь как индивидуальный, так и групповой характер; психотерапевт может иметь психологическое образование или медицинское. Во втором случае он имеет право назначать препараты, стабилизирующие психическую деятельность, поддерживающие работу нервной системы. Это важный фактор успеха при работе с клиентами, которые пережили психическую травму или находятся в состоянии психического истощения. Психотерапия может значительно различаться по срокам работы – от 3-5 встреч до 50-100.

Обычно встреча с психологом или психотерапевтом продолжается 45-60 мин. (первая встреча может длиться дольше – до 120 мин.). При регулярной работе встречи происходят 1 раз в неделю, иногда 2 раза. Для успеха работы важно соблюдать требования к месту: это должно быть уединенное и уютное место, где клиент может чувствовать себя в покое и безопасности. Важнейшим условием успешной работы является соблюдение психологом (психотерапевтом) профессиональной этики.

Этические принципы работы психолога

Этический кодекс – это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов. Многие профессии имеют свой этический кодекс – врачи, полицейские, учителя, журналисты. Приведем выдержку из профессионального кодекса психолога-консультанта[2]:

«….Пункт 9. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц…»

Подводя итог, можно сказать, что психика – это сложная система функций организма, отвечающая за успешность его поведения и деятельности. Адекватно и полноценно функционирующая психика удовлетворяет потребности индивида оптимальным для него образом. Работа психики зависит как от врожденных особенностей организма (сила нервной системы, сохранность коры головного мозга и т.д.), так и от прижизненных условий ее формирования (насыщенности окружающей среды, особенностей культуры, стиля воспитания и т. д.) Будучи развивающейся системой, психика высоких уровней способна совершенствовать способы обработки информации и регуляции поведения. Среди всех живых существ человек обладает этой способностью в наибольшей мере.

 

Контрольные вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: