Психические явления | ||
Психические процессы | Психические состояния | Психические свойства личности |
1. познавательные: 1.1. ощущение 1.2. восприятие 1.3. внимание 1.4. память 1.5. представление 1.6. воображение 1.7. мышление 1.8. речь | 1. эмоции 2. стресс 3. эйфория 4. депрессия 5. фрустрация 6. утомление 7. возбуждение 8. аффекты 9. сон, и т.д. | 1. направленность 2. способности 3. темперамент 4. характер |
2. эмоциональные: 2.1. эмоции 2.2. чувства 2.3. настроения 2.4. страсти 2.5. аффекты | ||
3. волевые: 3.1. постановка цели. 3.2. обсуждение и борьба мотивов 3.3. решение 3.4. исполнение |
Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека. Выделяют следующие виды психических процессов:
1. познавательные – связанные с восприятием и обработкой информации;
2. эмоциональные – связанные с субъективной значимостью объекта или ситуации;
3. волевые – связанные с регуляцией поведения и деятельности;
Психические состояния – это режимы работы психики и организма;
|
|
Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.
Индивидуальность человека, уникальность его личности определяется:
ü уровнем развития и своеобразием протекания его психических процессов (особенностями памяти, объемом и сосредоточенностью внимания, скоростью и глубиной мышления, силой и продолжительностью эмоций, богатством воображения, и т.д.),
ü наиболее типичным для него психическим состояниям (бодрость или уныние, сосредоточенность или рассеянность, скука, энтузиазм и т.д.),
ü особенностям психических свойств (установки и мотивы, тип темперамента и характера, вид и уровень развития способностей).
История развития психологии и уровни психологического знания
Первым научным трудом по психологии принято считать работу Аристотеля «О душе». Действительно, в этой работе, написанной в IV веке до н.э. впервые выдвинуты идеи, которые впоследствии развивали ученые XIX-XX веков.
Прежде всего, интересно определение понятия «душа». Согласно Аристотелю, она является формой реализации тела, его сутью, его главной функцией. Так, питательность – суть пищи, изменение – суть жизни. До соприкосновения с телом душа существует лишь как возможность; она является формой тела. Греческие философы ввели специальный термин для обозначение сущности вещи – «энтелехия». Итак, душа – это энтелехия тела.
Далее, Аристотель различает виды души в зависимости от ее стремлений (в современной психологии используются понятия «потребности» и «мотивы»). Растительная душа стремится к физиологическому комфорту (вода, пища, удовлетворение половой потребности и т.д.) Животная душа наделена чувствами, а также ощущениями и памятью. Эти виды души умирают вместе с телом; бессмертна лишь человеческая душа (третий вид души), которая стремится к познанию и наделена способностью мыслить.
|
|
В трактате «О душе» подробно анализируются такие явления, как ощущения, эмоции, воображение, мышление и их роль в регуляции поведения человека. «Но и стремление не есть решающее в этом движении. Ведь владеющие собой люди, хотя и имеют стремление и желание, не делают того, к чему у них есть стремление, а сообразуются со своим умом», - замечает Аристотель. Кроме того, он ввел типологию ассоциаций, благодаря которым наполняется душевный мир человека. Типы ассоциаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по смежности в пространстве; 4) по смежности во времени. Роль ассоциаций в психическом развитии изучалась в рамках ассоцианизма – направления в психологии XIX века.
Исследования сознания в психологии связаны с именем Рене Декарта (1596-1650). Именно он ввел в психологию понятие рефлекса, как стереотипной реакции организма на внешнее воздействие. Декарт полагал, что тело и душа существуют независимо друг от друга, и поэтому душевные движения человека – мысли, чувства, ощущения, переживания – можно наблюдать лишь изнутри. Метод самонаблюдения («интроспекции») активно использовался для изучения процессов сознания вплоть до начала XX века.
С критикой этих методов в 1913 г. выступил американский ученый Джон Бродес Уотсон. В своей лекции «Психология с точки зрения бихевиориста, прочитанной в 1913 г., он иронизирует над современной ему психологией: «Если вы не можете наблюдать от 3 до 9 состояний ясности в вашем внимании, у вас плохая интроспекция. Если, с другой стороны, чувствование кажется вам достаточно ясным, опять ваша интроспекция является ошибочной. Вам кажется слишком много: чувствование никогда не бывает ясным». Уотсон правомерно утверждал, что для оправдания статуса науки психология должна исследовать объективную реальность, а не такую, которая доступна лишь одному наблюдателю (то есть собственное сознание). Предметом психологии, убеждал он, должно быть поведение, которое доступно наблюдению и измерению. Так возникло новое направление – бихевиоризм (от англ. слова behavior – «поведение»), или поведенческий подход.
Бихевористы добились значительных успехов в прогнозировании и формировании поведения животных и людей. Их открытия и сейчас используются в дрессировке, мотивации персонала, педагогике и т.д. однако главный постулат бихеворизма – формула «S→R» (стимул определяет реакцию) – не учитывает многообразие реальных реакций индивидов. Очевидно, что реакция на стимул зависит от того, как преломляется он во внутреннем мире человека, а также от мотивов и решений, принятых человеком. Например, даже если человек боится крупных собак и всегда обходит их, в определенный момент он может пойти навстречу кавказской овчарке, потому что, например, решил бороться со своим страхом или пребывает в депрессии, поэтому равнодушен к последствиям такой встречи. Таким образом, предметом науки следует делать не собственно поведение, а систему отражения внешнего мира, определяющую поведение. Эта система и называется «психика».
Структура психологии
В настоящее время существует множество направлений психологических исследований. Рассмотрим наиболее значительные из них:
Общая психология изучает психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, эмоции, воля и др.) их свойства и особенности.
Психология личности включает в себя исследования темперамента, характера, направленности и способностей личности.
|
|
Дифференциальная психология исследует психологические различия у представителей разных групп: например, мужчин и женщин, высокообразованных и малообразованных, и т.п.
Областью когнитивной психологии (от лат. «cognitio» - «познание») являются познавательные процессы – внимание, память, мышление, способы обработки информации и ее репрезентация во внутреннем мире индивида.
Нейропсихология изучает строение и функционирование мозга как основу психической деятельности.
Клиническая (медицинская) психология изучает психические явления в аспекте психического здоровья человека, нарушения психической деятельности, их причины и способы коррекции, гармонизации психического состояния человека.
Психология спорта исследует особенности личности спортсмена и психологические аспекты спортивной деятельности.
Педагогическая психология занимается вопросами повышения эффективности обучения и воспитания, исследует психологические аспекты учебной деятельности.
Психология труда связана с научной организацией труда; эта дисциплина изучает психологические закономерноститрудовой деятельности и условия повышения ее эффективности.
Социальная психология изучает поведение человека в обществе; процессы общения и взаимодействия в малых группах, социальные стереотипы и взаимоотношения групп.
Методы психологических исследований
Любая наука стремится к тому, чтобы добываемое ею знание было как можно более объективным и точным. Житейские представления и здравый смысл далеко не всегда позволяют получить адекватное представление о реальности (вспомним знаменитый пример с Землей, которая вращается вокруг Солнца, хотя глаза подсказывают нам обратное). Поэтому наука вообще выработала определенные методы познания; к общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент. Кроме того, в зависимости от предмета науки, в ней имеются частные методы, характерные только для нее. На психологию это правило тоже распространяется.
Наблюдение можно определить как целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. В отличие от повседневного наблюдения, в научном четко определены цели и задачи, объект и предмет наблюдения; оно осуществляется по заранее продуманному плану; его данные фиксируются в специальном протоколе по заранее разработанной сфере. Эти правила позволяют минимизировать утерю данных и искажения, связанные с субъективностью исследователя (например, избирательность внимания, склонность одни явления преувеличивать, а другие игнорировать). Самонаблюдение является частнонаучным методом психологии, что связано с уникальностью объекта исследования (то есть сознания).
|
|
Эксперимент – метод,в котором исследователь целенаправленно создает и (или) видоизменяет условия, в которых находится объект наблюдения. Чем четче определены условия, тем меньше вероятность того, что причина изменений в поведении объекта будет определена неправильно. Эксперимент, в котором максимум факторов может регулироваться исследователем, называется лабораторным. Эксперимент, когда объект находится в естественных для него условиях, а деятельность экспериментатора заключается лишь в изменении этих условий, называется естественным.
В психологии широко применяется метод тестов. Психологический тест – это стандартизированное, одинаковое для всех испытуемых задание, стимулирующее определенную форму деятельности, выполняемое за ограниченное время. В зависимости от цели этой деятельности, выделяют следующие виды тестов:
· тесты способностей, в которых выясняется уровень развития способностей личности (например, тесты IQ, тесты креативности и т.д.);
· личностные тесты, которые обнаруживают своеобразие типа личности человека (например, тесты темперамента, тесты характера, тесты ведущих мотивов личности); личностные тесты могут быть как в виде опросников, так и в другой форме, например, задание нарисовать рисунок (дом, дерево, человека) или выбрать последовательность цветов (тест Люшера). Во втором случае речь идет о проективных тестах, результаты которых не могут быть четко определены, так как они отражают своеобразие внутреннего мира или психического состояния человека.
· тесты отдельных психических функций (внимания, памяти, скорости и точности реакции, чувствительности).
Профессиональный психолог знает, что одного теста для оценки личности недостаточно. Необходимо учитывать состояние, в котором человек находился, типичный для него уровень активности в это время суток, соответствие теста возрастным и культурным особенностям личности и т.д. Для адекватности оценки используют серию тестов, проводимых с интервалом в 2 недели в разное время суток.
Практические направления психологии
Человек устроен так, что сам процесс познания доставляет ему удовольствие. Многие великие открытия были сделаны из исследовательского интереса. Однако для неспециалиста отношение к науке зависит от того, можно ли применить накопленные ею знания для практического использования, для повышения эффективности своей деятельности.
Практическая психология ориентирована на работу с людьми: их просвещение, оказание психологических услуг, создание соответствующих товаров (книг, дисков, тренингов). Наиболее часто встречающиеся направления практической психологии:
Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выявления наличия и степени выраженности каких-либо психологических признаков. Психодиагност может использовать систему тестов, беседу, наблюдение. Эти методы позволяют ему решить поставленную задачу: например, выяснить психическое состояние человека; уровень развития каких-либо способностей личности; уровень развития личности в целом. Психодиагностика применяется в следующих сферах:
- профессиональная ориентация и профессиональный отбор (в организациях);
- определение психологической готовности ребенка к школе;
- получение первичной информации о клиенте психолога-консультанта или психотерапевта.
Психологическое консультирование – это кратковременная (обычно 1-5 встреч) целенаправленная (то есть с четко оговоренной целью) психологическая помощь психически здоровому человеку в решении его проблемы. Психолог не принимает решение за человека и не диктует ему линию поведения. В результате беседы с психологом человек лучше понимает свои желания и страхи; четче представляет свои возможности и ресурсы; более адекватно оценивает свои достоинства и опыт. Эта информация и позволяет ему принять решение, максимально подходящее именно для этого уникального индивида и для его уникальной ситуации. Психологи-консультанты работают в школах, вузах, детско-родительских центрах, коммерческих организациях, медицинских учреждениях. Существуют психологические центры, куда может обратиться за консультацией любой желающий. Разновидностью психологического консультирования является «телефон доверия» (телефон экстренной психологической помощи).
Психотерапия – система мер, направленных на увеличение адаптивности и повышение психологического здоровья клиента в целом. Не всегда легко провести границу между консультированием и психотерапией, но в целом можно сказать, что психотерапия ориентирована на более длительную и углубленную работу с клиентов. Психотерапия может иметь как индивидуальный, так и групповой характер; психотерапевт может иметь психологическое образование или медицинское. Во втором случае он имеет право назначать препараты, стабилизирующие психическую деятельность, поддерживающие работу нервной системы. Это важный фактор успеха при работе с клиентами, которые пережили психическую травму или находятся в состоянии психического истощения. Психотерапия может значительно различаться по срокам работы – от 3-5 встреч до 50-100.
Обычно встреча с психологом или психотерапевтом продолжается 45-60 мин. (первая встреча может длиться дольше – до 120 мин.). При регулярной работе встречи происходят 1 раз в неделю, иногда 2 раза. Для успеха работы важно соблюдать требования к месту: это должно быть уединенное и уютное место, где клиент может чувствовать себя в покое и безопасности. Важнейшим условием успешной работы является соблюдение психологом (психотерапевтом) профессиональной этики.
Этические принципы работы психолога
Этический кодекс – это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов. Многие профессии имеют свой этический кодекс – врачи, полицейские, учителя, журналисты. Приведем выдержку из профессионального кодекса психолога-консультанта[2]:
«….Пункт 9. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.
Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц…»
Подводя итог, можно сказать, что психика – это сложная система функций организма, отвечающая за успешность его поведения и деятельности. Адекватно и полноценно функционирующая психика удовлетворяет потребности индивида оптимальным для него образом. Работа психики зависит как от врожденных особенностей организма (сила нервной системы, сохранность коры головного мозга и т.д.), так и от прижизненных условий ее формирования (насыщенности окружающей среды, особенностей культуры, стиля воспитания и т. д.) Будучи развивающейся системой, психика высоких уровней способна совершенствовать способы обработки информации и регуляции поведения. Среди всех живых существ человек обладает этой способностью в наибольшей мере.
Контрольные вопросы: