Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

· связные высказывания короткие;

· отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

· состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

· уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

    При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию.

При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

· Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

· В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

«Развитие интереса к устному народному творчеству»

Семинар-практикум для педагогов

«Как наиболее распространенный вид детского творчества,

именно драматизация, основанная на действии,

совершаемом самим ребенком, наиболее близко,

действенно и непосредственно связывает

художественное творчество с личными переживаниями».

Л.С. Выготский

Цель: повысить компетентность педагогов, посредством знакомства с фольклором и с русскими традициями.

Оборудование: опорные знаки к составлению сказки (мнемотаблицы).

 

Ход семинара-практикума:

Теоретическая часть.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, песенного искусства. Фольклор – слово английского происхождения, его буквальный перевод – народная мудрость.

Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. В основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.

Сказка может нарисовать разные картины природы:

- красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

- картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самых сложных ситуаций. Сказка — это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Этапы обучения дошкольников сочинению сказок:

× Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, рассматривание картинок)

× Беседа по сказке (умение отвечать на вопросы, придумывание новых названий, подумать над поступками героев, сравнение персонажей, кто тебе больше понравился и почему, почему произошло именно так…)

× Отражение своих чувств через лепку, конструирование, рисование

× Сочинение сказки (продолжение или наоборот)

× Разыгрывание сюжета сказки (театр, эмоции. Воображение. Передача характера жестами)

× Изготовление самодельных книжек, спектаклей для других детей и родителей.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок:

Закончи сказку

Развитие умения логически завершить рассказ, активизировать словарный запас. Педагог предлагает простейший рассказ, сюжет из нескольких предложений, затем обращается с просьбой закончить её. Могут быть вопросы вспомогательные: что увидел мальчик, что с ним случилось, что он собирал, кто помог ему… (рассказ «Как Петя собирал грибы»)

Сочинение по серии картинок

Обогащение прилагательными, красивыми оборотами, изобразительными средствами. Помочь увидеть красоту героев, яркость образов, характер персонажей, логика событий, развитие творческого мышления.

Коллективное сочинение

Учим сочинять сказку поэтапно. Дети предлагают тему, героев, а взрослый следит за сюжетом, привлекает детей к его развитию. Игра приучает ребёнка более чётко, конкретно продумать сказку, сюжет, свои слова, чтобы его понял следующий игрок, который будет придумывать продолжение (взрослый в конце собирает все вопросы по сюжету сказки: с чего начинается, что случится в середине событий, какой момент будет самым интересным, чес закончится – и дети начинают сочинять коллективно одну сказку).

Инсценировка

Цель такого этапа – активизация творческого отношения к слову (мимика, жесты, интонация).

Сказка по заданной теме

Ребёнку предлагается сочинить сказку в рамках сюжета, следовать определённому плану, действовать в рамках обстоятельств. Одному ребёнку будет легко это сделать, потому что нужно просто подставить слова по смыслу, а другому трудно – следовать чужой задумки и соблюдать рамки сюжета (например, сказка «про котёнка», предложения должны содержать слова – пушистый, трусливый, прыгает, осторожный) Интересным может быть сказка про неодушевлённые предметы («сказка про то как сумка путешествовала»).

Сказка об игрушках

Сочинение сказки сопровождается действиями игрушек, персонажей. Показать словами характерные признаки персонажа (цвет, форма, материал) уметь подбирать словесные сравнения, внешние признаки, подбирать нужные определения, на этом же словарном материале и строить свою сказку.

Сказка на свободную тему

Этот жанр – вершина словесного творчества малыша. Здесь всё должен сделать ребёнок сам, придумать название, сюжет, героев. Характер, использовать свой жизненный опыт, чтобы построить сюжет, чётко излагать свои мысли. Задача педагога – создать эмоциональное настроение, дать толчок творчеству ребёнка.

Практическая часть.

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных. Давайте их, вспомним.

Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кашу кушай, а сказку слушай.

Хорошая сказка близка к правде.

Задание 1. «Узнай сказку по картинке».

Педагоги называют сказки по предложенным иллюстрациям («Гуси лебеди», «Маша и Медведь», «Хаврошечка», «12 Месяцев», «Лягушка – царевна», «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и Волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Задание 2. «Узнайте сказку, по словам её героев!»

Воспитателям предлагаются выдержки из сказок:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь (Заяц - хваста).

- Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калачникам, калачники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться петушок… (Бобовое зернышко)

- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! (Маша и медведь)

- Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу положил на воз и повез в город продавать. (Мужик и медведь)

- Глазки, глазки, что вы делали?

Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

Ушки, ушки, что вы делали?

Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ножки, что вы делали?

Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

А ты, хвостище, что делал?

Я, хвостище, по пням, по кустам, по колодам цеплял да тебе бежать мешал. (Лиса и Дрозд)

Задание 3. «Составьте сказку по опорным знакам» (использование мнемо таблиц)

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Хоровод с ней заводи.

 

Приложение

Мнемотаблицы к сказкам

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: