Коренной титул в земельном праве Новой Зеландии

 

Правоотношения между коренным населением и государством на территориях, ставших колониями Великобритании, касаются сферы права, которая сейчас называется доктрина коренного титула в общем праве. Новозеландские суды полностью признали native title (коренной титул) в общем праве еще в 1847 г. в деле Regina v. Symonds*(412). Затем был принят ряд противоречивых судебных решений, которые отвергли возможность существования такого титула, несмотря на то что данный титул был предусмотрен еще в Акте 1909 г. "О коренных землях"*(413).

В Новой Зеландии есть уникальный титул на землю, он называется Maori freehold land (безусловное право собственности маори) и является важной категорией земель в стране, аналогов которому нет нигде в мире. Этот термин определенно не означает землю, которой владеют на титуле freehold лица народности маори. С юридической точки зрения, это категория земель, в отношении которых Земельный суд маори осуществляет свою юрисдикцию согласно Акту 1993 г. "О земле маори". Этот Акт представляет собой на современном этапе итог развития статутного права о землях маори, начало которому было положено актами о коронных землях 1862 и 1865 гг. Существуют многочисленные проблемы, связанные с землями маори, включая перенасыщенность титулов на один и тот же участок земли, трудности с получением кредита под залог этих земель и др.

Главным вопросом земельного права была юрисдикция Земельного суда маори. В полной мере суд стал работать начиная с 1865 г. Его главная задача заключается в том, чтобы прекратить действие обычных имущественных прав на землю. Действие обычного права маори было практически прекращено к 1900-м гг. Основной первоначальной функцией суда был перевод земли маори, которой владели на обычном титуле, в титул freehold, который предоставляла Корона. Основная проблема заключалась в том, что нужно было изменить режим земли, бывшей собственностью маори, и перевести ее в земли, которыми владеют на основании предоставления их Короной, и, соответственно, зарегистрировать их в качестве таковых согласно Акту "О передаче земли".

В течение длительного времени не были разрешены вопросы, имеет ли земельный суд маори юрисдикцию в отношении территорий дна озер, рек и морского побережья. Если суд действительно имеет такую юрисдикцию, то тогда имущественные права, которыми владеют на основании коренного титула, должны быть трансформированы в титулы, пожалованные Короной. Особенно эти вопросы касались морского побережья и дна моря.

Имущественные права маори по Договору Вайтанги и признанные по общему праву имеют важное значение в связи со спорами о принадлежности морского побережья и морского дна. Можно определенно утверждать, что Акт 2004 г. "О морском побережье и морском дне" упразднил обычные права без компенсации. Доктрина защищенности титула означает, что на практике невозможно требовать признания прав по Договору или на основании коренного титула по Акту "О передаче земли". Суды не признают права, вытекающие из этого Договора. В течение длительного времени суды придерживались и продолжают придерживаться этой позиции. Споры о правах и об интересах, которые защищает Договор, могут рассматриваться в Трибунале Вайтанги, действующем на основании его специальной юрисдикции согласно Акту 1975 г. "О Договоре Вайтанги", однако полномочия Трибунала имеют чисто рекомендательный характер.

Маори как граждане Новой Зеландии вправе купить, владеть и распоряжаться "общей землей", т.е. землями, которые доступны на открытом земельном рынке, и в то же время они вправе иметь интересы в отношении их родовых земель, т.е. земель маори. Это обстоятельство привело к созданию и действию двух параллельных систем землевладения. Землей маори исключительно владеют наследники их первоначальных собственников, она переходит от одного поколения к другому.

В настоящее время земли маори имеют более худшее качество, чем общие земли, главным образом потому, что лучшие земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, были проданы или конфискованы у маори-собственников в 1800-х и начале 1900-х гг. Большая часть их земель пригодна главным образом для ведения лесного хозяйства или консервации. Примерно 30% земель маори "заперты", т.е. к ним нет доступа, и их собственники вынуждены сдавать собственную землю в аренду своим соседям, которые имеют доступ к ней. Значительная часть земель маори является весьма уязвимыми районами с точки зрения охраны окружающей среды. Это болота, прибрежные морские зоны, земли, примыкающие к озерам и рекам, и в отношении их установлены разного рода ограничения по их использованию.

Первоначально маори владели землей коллективно, землей владело племя, клан и семья, и эти племенные структуры существуют и сейчас. Самым большим общественным звеном маори является племя, которое охватывает несколько кланов. Клан состоит из нескольких семей.

Источниками современного новозеландского права продолжают оставаться по существу те же источники, какие были в 1900-х гг. Новозеландское статутное право почти полностью основано на английском общем праве, не подкрепленном конституционными правами, и не признает обычное право маори*(414).

Поскольку маори не испытывали особого желания создать условия для того, чтобы их землю можно было купить, то в 1863 г. был принят Акт "О новозеландских поселениях". На основании этого Акта земли в определенных районах подлежали конфискации и объявлялись землями Короны. Применялись и другие механизмы, чтобы изменить коренной титул и распространить на землю действие английского права. Так, ст. 23 Акта 1865 г. "О коренных землях" предусматривала правило о "10 собственниках", которое означало, что сертификат титула мог быть выдан не более чем 10 владельцам на один участок земли. Последствием действия этой нормы являются многочисленные судебные споры, которые продолжаются и сейчас.

После 1865 г. маори могли продать свою землю любому, но сначала должны были быть определены собственники земли по решению суда. Заявитель становился землевладельцем, имевшим титул freehold, который был жалован Короной и прекращал действие всех ранее существовавших титулов на основании обычного права маори*(415).

Можно было выдать сертификат титула целому племени, но площадь участка должна быть более 2 тыс. га. Для того чтобы предотвратить групповое право собственности, большие территории племенной земли часто делились на несколько участков, и на каждый из них имели права не более чем 10 человек (нередко из разных кланов и племен). Тем не менее и в этих случаях результатом было разделение права на титул между многими людьми как следствие наследования титула, хотя по обычаям маори наследовать мог только первый родившийся ребенок. Большие площади земель были разделены на маленькие участки, которые нельзя было использовать.

В настоящее время выдано более 26 тыс. сертификатов титула на участки, площадь которых в среднем составляет 59 га, однако площадь отдельных из них от 88 кв. м до 522 га. В среднем число собственников одного титула - 73 человека, но есть случаи, когда титул принадлежит одному лицу, а иногда 425 лицам. Причем собственники могут иметь интерес в отношении не только одного участка. Число лиц, имеющих интересы на землю, составляет более 2 млн. человек, и каждый год увеличивается примерно на 185 тыс. человек в результате наследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: