Проективные методики направлены на измерение свойств личности Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
1) особенностями стимульного материала;
2) особенностями поставленной перед респондентом задачи;
3) особенностями обработки и интерпретации результатов.
1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.
2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
|
|
3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Лекция 4 ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Этапы психодиагностического процесса
Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:. Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
4. Формулировка психологического диагноза и написание заключений (например, об уровне психического развития).
5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
|
|
6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Психологический диагноз – конечный результат деятельности психодиагноста. Содержит описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого. Отвечает на вопросы Что происходит? Чем это вызвано? Что будет дальше?
Психологический диагноз – это не медицинский диагноз, он не констатирует болезнь.
Основные требования к психологическому заключению
1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:
- состояние респондента;
- характер контакта испытуемого с психологом;
- нестандартные условия тестирования и др.
Основные компоненты психологического заключения
· Общие сведения об испытуемом (возраст, пол, образование, профессия)
· Причина исследования – направлен на консультацию, обратился с жалобами
· Применяемые методики
· Описание исследования + внешнего вида, поведения при обследовании, эмоциональных реакций
· Цифровые результаты и сопоставление их с нормами или данными анамнеза
· Интерпретация данных, объяснение их противоречивости
· Резюме – таким образом, в результате исследования выявлено
· Прогноз и рекомендации
· Подпись психолога и дату
Более подробно – см. лекцию 11