Предмет и система курса уголовно-исполнительного права

 

Традиционно учебный курс уголовно-исполнительного права разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре построения Уголовно-исполнительного кодекса.

В Общей части, состоящей трех разделов, изучаются общие вопросы теории уголовно-исполнительного права: уголовно-исполнительное законодательство России и его история; правовое положение лиц, отбывающих наказание; система учреждений и органов, исполняющих наказание.

Особенная часть состоит из нескольких разделов. Раздел IV посвящен анализу исполнения наказаний без изоляции от общества, в разделах V и VI рассматриваются порядок и условия отбывания ареста и исполнение наказании в отношении военнослужащих. Наиболее значительный по объему раздел VII, в котором излагаются порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы. В разделе VIII изучается комплекс вопросов освобождения от отбывания наказания, закрепления результатов исправительного воздействия. В разделе IX рассматриваются вопросы исполнения наказания и виде смертной казни.

Раздел X «Содержание подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» — нетрадиционный для курса уголовно-исполнительного права. Опыт преподавания данного курса в высших юридических учебных заведениях показывает необходимость рассмотрения вопросов деятельности изоляторов временного содержания и следственных изоляторов, а также условий содержания в них подозреваемых и обвиняемых. Особенно необходимы такие знания для будущих работников правоохранительных органов.

В завершающем XI разделе курса раскрываются вопросы исполнения уголовного наказания в зарубежных государствах, а также приводятся международные акты об обращении с осужденными.

 

Понятие и содержание уголовно-исполнительного

Законодательства. Уголовно-исполнительные правоотношения.

Под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле необходимо понимать систему правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия.

1. Исходной базой законодательства об исполнении наказаний выступают общепризнанные принципы и нормы международного права (на уровне имеющих юридическую силу конвенций, пактов, договоров). Всего их насчитывается более 20 (например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утв. ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.))

Рекомендации (декларации) международных организаций в рассматриваемой области реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации и практике его применения при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (ст. 3 УИКРФ).

2. На втором месте по юридической силе в рассматриваемой системе источников находится отечественное федеральное законодательство и, прежде всего, Конституция, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ.

В соответствии со ст. 2 УПК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Кодекса и других федеральных законов. Например: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изм. и доп.); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»; Федеральный закон № 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изм. от 7 ноября 2000 г.) и др. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного, междисциплинарного характера.

3. Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнительного права относит также основанные на законе нормативные акты высших федеральных органов исполнительной власти (подзаконные акты). К их числу принадлежат указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в области борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере в частности. Например: Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999—2000 годы" (с изм. от 21 декабря 1999 г., 9 февраля, 20 апреля. 24, 28 июля, 30 декабря 12000 г.) // СЗ РФ. 1994. № 12. Ст. 1484 (постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1034 срок реализации указанной программы продлен на 2001 г.); Распоряжение Правительства РФ от 5 января 2000 г. "О межведомственной рабочей группе по разработке проекта федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 2001—2003 годы" // СЗ РФ. 2000. № 4. Ст. 428; и др.

4. Четвертым уровнем источников в системе нормативных актов уголовно-исполнительного характера является ведомственная и межведомственная нормативная база: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры РФ, Минюста и Минобразования РФ (по вопросам обучения осужденных в местах лишения свободы), Минюста и Минздрава РФ (по вопросам медицинского обеспечения в учреждениях уголовно-исполнительной системы), ведом­ственная нормативная база Минюста РФ (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений // Приказ Министерства юстиции России от 3 ноября 2005 г. № 205; Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы // Приказ Министерства юстиции России от 14 октября 2005 г. № 189; Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ // Приказ Министерства юстиции России от 29 июля 2002 г. №210).

На основании и в развитие уголовно-исполнительного законодательства (ст. 5 УИК РФ) федеральными органами исполнительной власти разрабатываются отдельные военно-пенитенциарные (исполнительные) нормативные акты. Например: Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302 "О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" (с изм. от 16 января 2001 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 1; Российская газета. 2001. 27 февраля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: