Физико-механический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан физико-механического
факультета
________________ В.К. Иванов
"____" ________ 2011 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика открытых систем
Составлена кафедрой “Кафедра экспериментальной физики”
для ООП подготовки бакалавров по направлению 011200.62 - физика
Наименование ООП 011200.62 –физика конденсированного
состояния вещества (для бакалавров)
Образовательный стандарт ФГОС ВПО 3-го поколения
Форма обучения очная
Программа соответствует ФГОС ВПО и согласована с физико-механическим факультетом
Утверждена кафедрой экспериментальной физики (протокол № ___ от __.__.2011)
|
|
Зав. кафедрой:
профессор, д.ф.-м.н. В. К. Иванов
Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработал:
профессор, д.ф.-м.н. Д. А. Паршин
1. Цели, задачи и результаты изучения дисциплины “Физика открытых систем”
Цель настоящего курса – дать студентам необходимые теоретические и практические навыки в исследовании открытых (нелинейных) систем, далеких от термодинамического равновесия, к которым неприменимо второе начало термодинамики, что является одной из целей основной образовательной программы (ООП). Важная мировоззренческая цель курса – это показать студентам на различных примерах, что даже достаточно простые в математическом описании системы могут обладать достаточно сложным и зачастую непредсказуемым поведением. Необходимость курса определяется требованием изучения основ физики нелинейных процессов, в том числе и в физике конденсированного состояния, предъявляемым к выпускникам кафедры.
В результате обучения студент должен знать:
- основные положения физики диссипативных структур и примеры самоорганизации в различных нелинейных системах;
- основы теории бифуркаций;
- физику и геометрию фракталов;
- основы теории детерминированного хаоса;
Планируемые результаты обучения, обеспечивающие достижениецели изучения дисциплины ”Физика открытых систем” и её вклад в формирование результатов обучения (компетенций) выпускника ООП:
|
|
- знание основ теории нелинейных систем и качественной теории бифуркаций;
- умение находить фрактальную размерность регулярных и нерегулярных структур;
- умение исследовать хаотические детерминированные процессы и структуры.
2. М есто дисциплины в структуре ООП
Дисциплина изучается в восьмом семестре (весенний семестр 4 курса).
Она является базовой дисциплиной ООП, использующей знания курса общей физики, линейной и векторной алгебры, теории дифференциальных уравнений, теории функций комплексной переменной. Результаты изучения данной дисциплины используются в разнообразных курсах, посвященных физике конденсированного состояния.
Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы и формы контроля
3.1. Виды учебной работы
Виды учебной работы | Трудоёмкость | |
ач/нед | ач/сем | |
Лекции (Л) | 2 | 36 |
Лабораторные занятия (ЛЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | 1 | 18 |
Самостоятельная работа студентов (СРС) | 2 | 36 |
Экзамены (Э) (подготовка, сдача) | 27 | 27 |
Общая трудоемкость освоения дисциплины | в академических часах, ач | 117 |
в зачётных единицах, зет | 3 |
3.2. Формы контроля
Формы контроля | Количество | |
Зачеты, (З), шт. | 1 | |
Экзамены, (Э), шт. | 1 |
4. Содержание дисциплины “Теория групп”
4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
Темы | Л, ач | ПЗ, ач | СРС, ач | |
1. | ДИССИПАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
| |||
1.1. Введение в Синергетику. Примеры самоорганизации и возникновения структур в открытых системах. | 2 | 1 | 2 | |
1.2. Топология траекторий в фазовом пространстве. Основы теории бифуркаций. Бифуркация Хопфа. | 4 | 2 | 2 | |
1.3. Диффузионная неустойчивость и возникновение пространственных структур. Аттрактор Лоренца. | 2 | 1 | 4 | |
1.4. Бифуркация предельного цикла. Удвоение периода и отображение Пуанкаре. | 4 | 2 | 4 | |
2. | Физика и ГЕОМЕТРИЯ ФРАКТАЛОВ | |||
2.1. Фрактальная геометрия природы. Примеры фракталов в окружающем нас мире. | 2 | 1 | 2 | |
2.2. Точные и случайные фракталы. Фрактальная размерность. Самоподобие фракталов и масштабная инвариантность. | 4 | 2 | 4 | |
2.3. Системы итерируемых функций. Линейные отображения. Сжимающие аффинные преобразования. | 2 | 1 | 2 | |
2.4. Комплексные отображения. Множества Жюлиа и множество Мандельброта. Комплексные ньютоновские границы. | 4 | 2 | 4 | |
3. | ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС | |||
3.1.Консервативные и диссипативные системы. Странный аттрактор в диссипативных системах. Экспоненциальное разбегание траекторий и чувствительность решения к начальным условиям. | 2 | 1 | 2 | |
3.2. Дискретные отображения. Логистическое отображение. Отображение Хенона. Отображение Чирикова. | 2 | 2 | 4 | |
3.3. Кусочно-линейные отображения. Сдвиг Бернулли и треугольное отображение. Характеристики хаотического движения. Показатель Ляпунова. | 6 | 2 | 4 | |
3.4. Универсальное поведение квадратичных отображений. Логистическое отображение и параметрическая зависимость итераций. Константы Фейгенбаума. | 2 | 1 | 2 | |
Итого по видам учебной работы: | 36 | 18 | 36 | |
Общая трудоёмкость освоения: ач / зет | 36/1 | 18/0.5 | 36/1 |
4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины
Темы, разделы | Результаты изучения дисциплины |
1.ДИССИПАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ | |
1.1.Введение в Синергетику. Примеры самоорганизации и возникновения структур в открытых системах. | Знания на уровне понятий, определений, описаний, формулировок. Ячейки Бенара, лазер, неустойчивость Тейлора, реакция Белоусова-Жаботинского, динамика популяций. Умения в решении задач. Нахождение других примеров самоорганизации в природе. |
1.2.Топология траекторий в фазовом пространстве. Основы теории бифуркаций. Бифуркация Хопфа. . | Знания на уровне понятий, определений, описаний, формулировок. Классификация особых точек: узел, фокус, седло, центр, предельный цикл. Умения в решении задач. Умение находить и классифицировать особые точки в двумерном фазовом пространстве. |
1.3.Диффузионная неустойчивость и возникновение пространственных структур. Аттрактор Лоренца. | Знания на уровне понятий, определений, описаний, формулировок. Системы типа Брюсселятора. Бистабильное поведение химических систем. Процесс Лотки-Вольтерра. Теория катастроф. Умения в решении задач. Нахождение границ неустойчивости и периода возникающей структуры. |
1.4.Бифуркация предельного цикла. Удвоение периода и отображение Пуанкаре. . | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Показатели Флоке и мультипликаторы периодического движения. Умения в решении задач. Параметрический резонанс. |
2. Физика и ГЕОМЕТРИЯ ФРАКТАЛОВ | |
2.1.Фрактальная геометрия природы. Примеры фракталов в окружающем нас мире. . | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Как измерить длину береговой линии. Фракталы в физике и биологии. Геометрия электрического пробоя. Диффузионно-ограниченная агрегация. Вязкие пальцы в жидкости. Броуновское движение. Турбулентность. Умения в решении задач. Вычисление фрактальной размерности листа клёна. |
2.2.Точные и случайные фракталы. Фрактальная размерность. Самоподобие фракталов и масштабная инвариантность. | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Кривая Коха, ковер Серпинского, вселенная Фурнье. Дробная размерность Хаусдорфа-Безиковича. Трехмерные фракталы. Губка Менгера и тетраэдр Серпинского. Кривые плотно заполняющие плоскость – кривые Пеано. Умения в решении задач. Нахождение фрактальной размерности точных фракталов. |
2.3.Системы итерируемых функций. Линейные отображения. Сжимающие афинные преобразования. | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Линейные отображения. Фиксированные точки – аттракторы и репеллеры. L-системы. Лист папоротника. Умения в решении задач. Построение фракталов на компьютере. |
2.4.Комплексные отображения. Множества Жюлиа и множество Мандельброта. Комплексные ньютоновские границы. | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Квадратичные отображения на комплексной плоскости. Классификация множеств Жюлиа. Фиксированные точки и циклы. Связные и несвязные множества. Пыль Фату. Умения в решении задач. Умение работать с компьютерной программой по построению множества Мандельброта. |
| |
3.1.Консервативные и диссипативные системы. Странный аттрактор в диссипативных системах. Экспоненциальное разбегание траекторий и чувствительность решения к начальным условиям. | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Теорема Лиувилля для Гамильтоновских систем. Седловые траектории. Аттрактор Лоренца. Фрактальная структура странного аттрактора. Умения в решении задач. Нахождение траектории аттрактора Лоренца в пакете Математика. |
3.2. Дискретные отображения. Логистическое отображение. Отображение Хенона. Отображение Чирикова. | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Ротатор возбуждаемый периодическими толчками. Логистическое отображение. Отображение Хенона. Отображение Чирикова. Задачи связанные с биллиардами. Квантовая яма в наклонном магнитном поле. Умения в решении задач. Построение аттрактора Чирикова на компьютере. |
3.3. Кусочно-линейные отображения. Сдвиг Бернулли и треугольное отображение. Характеристики хаотического движения. Показатель Ляпунова. | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Лестница Ламмерея. Условия хаоса. Операция складывания и растяжения в сдвиге Бернулли и треугольном отображении. Потеря информации за одну итерацию. Умения в решении задач. Построение фазовых траекторий для сдвига Бернулли на компьютере. Проверка чувствительности к начальным условиям. |
3.4.Универсальное поведение квадратичных отображений. Логистическое отображение и параметрическая зависимость итераций. Константы Фейгенбаума. | Знание понятий, определений, описаний, формулировок. Логистическое отображение и константы Фейгенбаума. Умения в решении задач. Построение на компьютере лестницы Ламмерея для логистического отображения. |
|
|
|
|