ТЕМА 3. Расчет и выбор посадок колец подшипников качения

 

    В современной технике очень широко применяются подшипники качения. Но даже правильно подобранный подшипник не будет обеспечивать заданную долговечность узла, если неправильно рассчитаны и выбраны посадки его наружного и внутреннего колец. Циркуляционно нагруженные кольца должны обеспечивать отсутствие сдвига деталей, образующих соединение, относительно друг друга. Местно нагруженные кольца должны иметь незначительный зазор между кольцом и посадочным местом, что позволит обеспечить не только разборку узла, но и равномерный износ дорожки качения этого кольца. Характер посадки, величины зазоров или натягов колец подшипника с сопрягаемыми деталями, зависят от типа подшипника, от условий его эксплуатации, от величины, направления и характера нагрузок и других факторов.

 

Рассмотрим методику решения задачи на примере

 

    Шариковый подшипник качения воспринимает радиальную нагрузку . Класс точности подшипника, вид нагрузки и вращающееся кольцо заданы в таблице 3.1.

 

Требуется:

1. Записать и расшифровать условное обозначение подшипника.

2. Определить вид нагружения внутреннего и наружного колец.

3. Выписать основные геометрические параметры, предельные отклонения колец и радиальные зазоры подшипника.

4. Произвести расчет и выбор посадок для соединений внутреннее кольцо - вал и наружное кольцо – корпус.

5. Построить схемы расположения полей допусков выбранных посадок.

6. Дать пример обозначения посадок подшипниковых колец на эскизе подшипникового узла и допусков на эскизах сопрягаемых деталей (вала и корпуса) с простановкой шероховатости и отклонений формы и расположения поверхностей.

 

Таблица 3.1

Исходные данные

Параметр Обозначение Значение
Условное обозначение подшипника 214 -
Класс точности 6 -
Радиальная нагрузка 15 кН
Вид нагрузки умеренная -
Вращается кольцо внутреннее -
Корпус неразъемный -
Группа радиального зазора 7 -

Решение:

3.1 Запись и расшифровка условного обозначения подшипника

 

Условное обозначение шарикового радиального однорядного стандартного подшипника с группой зазора 7, класса точности6, легкой серии (2) и диаметром отверстия 70 (14х5=70) записываем так:

 

7-6-214 ГОСТ 8338-75

 

 

3.2 Определение вида нагружения внутреннего и наружного колец

 

    Внутреннее кольцо является циркуляционно нагруженным, т.к. оно вращается и воспринимает нагрузку попеременно всей поверхностью дорожки качения.

    Наружное кольцо является местно нагруженным, т.к. оно неподвижно и воспринимает нагрузку только частью поверхности.

 

3.3 Определение основных геометрических параметров, предельных отклонений колец и радиальных зазоров подшипника

 

Выписываем технические и точностные характеристики подшипника 7-6-214 ГОСТ 8338-75 по таблицам 3.2, 3.3, 3.4, 3.5:

- внутренний диаметр мм;

- наружный диаметр  мм;

- ширина кольца В= 24 мм = 0,24 м;

- радиус фасок r = 2,5 мм = 0,0025м;

- радиальные зазоры: наибольший мкм; наименьший мкм.

 

3.4 Расчет и выбор посадок для соединений внутреннее кольцо – вал и наружное кольцо – корпус

 

3.4.1 Расчет и выбор посадки циркуляционного нагружения кольца

 

    Для циркуляционно нагруженных колец посадку выбираем по величине интенсивности радиальной нагрузки на посадочную поверхность:

,                                          (3.1)

где  - динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (спокойная нагрузка =1...1,2; с умеренными толчками и вибрацией =1,3...1,8; ударная с перегрузками до 300% = 2...3); К – коэффициент учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (изменяется для вала от 1 до 3, при сплошном вале К=1; для корпуса К=1...1,8);  - коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами шариков или роликов в двухрядных (сдвоенных) подшипниках качения (  = 1...2), для однорядного подшипника =1.

    Для нашего случая:

.

    По таблице 3.6 имеем поле допуска циркуляционно нагруженного вала . Тогда посадку, рисунок 3.1, запишем так: .

Рис. 3.1. Посадка внутреннего циркуляционно нагруженного кольца на вал

 

3.4.2 Выбор посадки местно нагруженного кольца

 

    Посадку местно нагруженного кольца – наружного, выбираем в соответствие с данными таблицы 3.7. В нашем случае, для умеренной нагрузки при применении разъемного корпуса, имеем поле допуска корпуса . Тогда посадку, рисунок 3.2, запишем так: .

 

Рис. 3.2. Посадка наружного кольца в корпус

 

3.5 Обозначение посадок подшипниковых колец на эскизе подшипникового узла и допусков на эскизах сопрягаемых деталей

 

    На рисунке 3.3 представлен эскиз узла подшипника качения с выбранными посадками наружного и внутреннего колец.

    На рисунке 3.4 приведен эскиз вала с требованиями к поверхности под внутреннее кольцо подшипника.

    На рисунке 3.5 показан эскиз корпуса с требованиями к поверхности под наружное кольцо подшипника.

    Параметры шероховатостей поверхностей валов и корпусов определяются по таблице 3.8. Допуски отклонения формы и расположения поверхностей берем в соответствии с таблицей 3.9.


Таблица 3.2

Технические характеристики шариковых подшипников

 (выборочные данные по ГОСТ 520-85)

Условное обозначение

Геометрические

параметры

Шарики

Грузоподъем-

ность, кг

Частота

вращения

при смазке

d D B r dm z C C0 Консистентной жидкой
104 20 42 12 1 6,35 9 955 459 17000 20000
106 30 55 13 1,5 7,14 11 1357 694 12000 15000
108 40 68 15 1,5 7,94 12 1714 949 9500 12000
110 50 80 16 1,5 8,73 12 2204 1347 8500 10000
112 60 95 18 2,0 11,11 12 3020 1867 6700 8000
114 70 110 20 2,0 12,30 13 3847 2500 6000 7000
118 90 140 24 2,5 14,30 15 5837 3980 4800 5600
122 110 170 28 3,0 18,30 13 8357 5816 3800 4500
204 20 47 14 1,5 7,94 8 1296 633 15000 18000
206 30 62 16 1,5 9,53 9 1990 1020 10000 13000
208 40 80 18 2,0 12,70 9 3265 1816 8500 10000
210 50 90 20 2,0 12,70 10 3582 2020 7000 8500
212 60 110 22 2,5 15,88 10 5306 3163 6000 7000
214 70 125 24 2,5 17,46 10 6306 3826 5000 6000
218 90 160 30 3,0 22,23 10 9755 6326 3800 4500
304 20 52 15 2,0 9,53 7 1622 796 13000 16000
306 30 72 19 2,0 12,30 8 2867 1490 9000 11000
308 40 90 23 2,5 15,08 8 4184 2286 7500 9000
310 50 110 27 3,0 19,05 8 6306 3673 6300 7500
312 60 130 31 3,5 22,23 8 8357 4898 5000 6000
314 70 150 35 3,5 25,4 8 10612 6428 4500 5300
316 80 170 39 3,5 28,58 8 12653 8163 3800 4500
320 100 215 47 4,0 36,51 8 17755 13469 3000 3600
330 150 320 65 5,0 50,80 8 28163 25510 1900 2400
405 25 80 21 2,5 16,67 6 3714 2082 9000 11000
406 30 90 23 2,5 19,05 6 4796 2724 8500 10000
408 40 110 27 3,0 22,23 6 6500 3724 6700 8000
410 50 130 31 3,5 25,4 7 8888 5306 5300 6300
412 60 150 35 3,5 28,58 7 11020 7143 4800 5600
416 80 200 48 4,0 38,10 7 16633 12755 3400 4000

 


Таблица 3.3

Предельные отклонения внутренних колец шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников (ГОСТ 520-89)

Номинальный диаметр внутреннего кольца d, мм

       Отклонение среднего диаметра отверстия в единичном сечении , мкм

Отклонение единичного диаметра отверстия , мкм

Отклонение единичной ширины внутреннего кольца , мкм

кл.точ.0

кл.точ.6

кл.точ.0

кл.точ.6

кл.точ.0

кл.точ.6

EI ES EI ES EI ES EI ES EI ES EI ES
От 0,6 до 2,5 0 -8 0 -7 +1 -9 +1 -8 0 -40 0 -40
Св. 2,5 до 10 0 -8 0 -7 +2 -10 +1 -8 0 -120 0 -120
Св. 10 до 18 0 -8 0 -7 +3 -11 +1 -8 0 -120 0 -120
Св. 18 до 30 0 -10 0 -8 +3 -13 +1 -9 0 -120 0 -120
Св. 30 до 50 0 -12 0 -10 +3 -15 +1 -11 0 -120 0 -120
Св. 50 до 80 0 -15 0 -12 +4 -19 +2 -14 0 -150 0 -150
Св. 80 до 120 0 -20 0 -15 +5 -25 +3 -18 0 -200 0 -200
Св. 120 до 180 0 -25 0 -18 +6 -31 +3 -21 0 -250 0 -250
Св. 180 до 250 0 -30 0 -22 +8 -38 +4 -26 0 -300 0 -300
Св. 250 до 315 0 -35 0 -25 +9 -44 +5 -30 0 -350 0 -350
Св. 315 до 400 0 -40 0 -30 +10 -50 +5 -35 0 -400 0 -400
Св. 400 до 500 0 -45 0 -35 +12 -57 +6 -41 0 -450 0 -450

 

Таблица 3.4

Предельные отклонения наружных колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников (ГОСТ 520-89)

Номинальный диаметр наружного кольца D, мм

Отклонение среднего наружного диаметра отверстия в единичном сечении , мкм

Отклонение единичного наружного диаметра отверстия , мкм

Отклонение единичной ширины наружного кольца , мкм

кл.точ.0

кл.точ.6

кл.точ.0

кл.точ.6

кл.точ.0

кл.точ.6

EI ES EI ES EI ES EI ES EI ES EI ES
От 0,6 до 2,5 0 -8 0 -7 +1 -9 +1 -8 0 -40 0 -40
Св. 2,5 до 10 0 -8 0 -7 +2 -10 +1 -8 0 -120 0 -120
Св. 10 до 18 0 -9 0 -8 +2 -11 +1 -9 0 -120 0 -120
Св. 18 до 30 0 -11 0 -9 +3 -14 +2 -11 0 -120 0 -120
Св. 30 до 50 0 -13 0 -11 +4 -17 +2 -13 0 -120 0 -120
Св. 50 до 80 0 -15 0 -13 +5 -20 +2 -15 0 -150 0 -150
Св. 80 до 120 0 -18 0 -15 +6 -24 +3 -18 0 -200 0 -200
Св. 120 до 180 0 -25 0 -18 +7 -32 +3 -21 0 -250 0 -250
Св. 180 до 250 0 -30 0 -20 +8 -38 +4 -24 0 -300 0 -300
Св. 250 до 315 0 -35 0 -25 +9 -44 +4 -29 0 -350 0 -350
Св. 315 до 400 0 -40 0 -28 +10 -50 +5 -33 0 -400 0 -400
Св. 400 до 500 0 -45 0 -33 +12 -57 +5 -38 0 -450 0 -450

 


Таблица 3.5

Радиальные зазоры Gr подшипников радиальных шариковых однорядных

Номиналь-ный диаметр d отверстия подшипника, мм

Размер зазора Gr, мкм

наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим. наиб. наим.

Группа зазора

6

нормальн.

7

8

9

Св. 2,5 до 10 0 7 2 13 8 23 14 29 20 37
Св. 10 до 18 0 9 3 18 11 25 18 33 25 45
Св. 18 до 24 0 10 5 20 13 28 20 36 28 48
Св. 24 до 30 1 11 5 20 13 28 23 41 30 53
Св. 30 до 40 1 11 6 20 15 33 28 46 40 64
Св. 40 до 50 1 11 6 23 18 36 30 51 45 73
Св. 50 до 65 1 15 8 28 23 43 38 61 55 90
Св. 65 до 80 1 15 10 30 25 51 46 71 65 105
Св. 80 до 100 1 18 12 36 30 58 53 84 75 120
Св. 100до120 2 20 15 41 36 66 61 97 90 140
Св.120 до140 2 23 18 48 41 81 71 114 105 160
Св.140 до160 2 23 18 53 46 91 81 130 120 180
Св.160 до180 2 25 20 61 53 102 91 147 135 200
Св.180 до200 2 30 25 71 63 117 107 163 150 215
Св.200 до225 2 35 30 80 73 130 120 180 167 230
Св.225 до250 2 40 34 90 82 145 135 195 180 245

Таблица 3.6

Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочной поверхности

вала и корпуса

Диаметр внутреннего кольца, d, мм

Допускаемая интенсивность PR, кН/м

Основные отклонения для вала

свыше до js6, js5 k6, k5 m6, m5 n6, n5
18 80 до 300 300..1400 1400..1600 1600..3000
80 180 600 600..2000 2000.2500 2800..4000
180 360 700 700..3000 3000..3500 3500..6000
360 630 900 900..3500 3500..5400 5400..8000

Диаметр наружного кольца, D, мм

Основные отклонения для корпуса

K7, K6 M7,M6 N7, N6 P7, P6
50 180 800 800..1000 1000..1300 1300..2500
180 360 1000 1000..1500 1500..2000 2500..3300
360 630 1200 1200..2000 2000..2600 2600..4000
630 1600 1600 1600..2500 2500..3500 3500..5500

 


Таблица 3.7

Рекомендуемые посадки для колец подшипников при местном нагружении

Размеры посадочных диаметров, мм

Поля допусков сопрягаемой с подшипником детали

Типы подшипников

вал

стальной или чугунный

неразъемный разъемный

Нагрузка спокойная или с умеренными толчками и вибрацией; перегрузка до 150%

До 80 h6 H7

H7, H8

Все типы кроме штампованных игольчатых

Св. 80 до 260 h6, g6 G7

Нагрузка с ударами и вибрацией; перегрузка до 300%

До 80

h6

Js7

Js6, Js7

Все типы кроме штампованных игольчатых и роликовых конических двухрядных

Св. 80 до 260 H7

 

Таблица 3.8

Параметры шероховатости поверхностей под подшипники на валах

 и в корпусах, а также опорных торцевых заплечиков для подшипников

 класса точности 0 и 6 (по ГОСТ 2789-73)

Посадочная

 поверхность

Номинальный диаметр, мм

До 80

Св. 80 до 500

Шероховатость поверхности Ra, мкм не более, при классе точности подшипника

0 6 0 6
Вал 1,25 0,63 2,5 1,25
Отверстие в корпусе 1,25 0,63 2,5 1,25
Опорная торцевая заплечиков валов и отверстий корпусов 2,50 1,25 2,5 2,5

Таблица 3.9

Отклонения формы и расположения поверхностей для элементов деталей.

сопрягаемых с кольцами подшипников качения

Интервалы номинальных диаметров D и d, мм

Допуски, мкм (для подшипников 0 и 6 класса точности)

валов

корпусов

круглости

и профиля прод. сечения

торцевого

 биения заплечиков

круглости

 и профиля прод. сечения

торцевого

 биения заплечиков

0 6 0 6
Св. 18 до 30 3,5 21 13 5,0 33 21
Св. 30 до 50 4,0 25 16 6,0 39 25
Св. 50 до 80 5,0 30 19 7,5 46 30
Св. 80 до 120 6,0 35 22 9,0 54 35
Св. 120 до 180 6,0 40 25 10,0 63 40

Варианты для задач по теме 3

Исходные данные приведены в табл. 3.10 и 3.11.

Таблица 3.10

Первая цифра варианта 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Радиальное усилие , кН 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
Класс точности подшипника 0 6 0 6 0 6 0 6 0 6
Группа зазора 6 норм. 7 8 9 6 норм. 7 8 9
Вращается кольцо

внутреннее

наружное

внутреннее

наружное

внутреннее

Таблица 3.11

Вторая цифра варианта 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подшипник 114 116 212 210 208 306 304 316 405 412
Вид нагрузки

спокойная

умеренная

ударная

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: