Программа коррекционного курса

«Развитие коммуникативного поведения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основной школе происходит дальнейшее социально-личностное развитие учащихся с РАС, на основе которого не только продолжается развитие их самосознания, саморегуляции и самооценки, но и формируется новый тип отношений с взрослыми и сверстниками, основанный на усвоении подростком морально-этических норм. В зависимости от индивидуальных психофизических особенностей школьники с РАС демонстрируют различные по сформированности первоначальные представления о себе и об окружающих людях, им характерны трудности в получении и присвоении социального опыта, в вычленении, усвоении и переносе в практику общения морально-этических правил, регулирующих социальные отношения с взрослыми и детьми.

Даже для детей с РАС, успешно закончивших начальную школу, характерна задержка развития сотрудничества с учителем, что выражается в том, что они склонны к точному исполнению и воспроизведению образцов и буквальному выполнению требований учителя, а также в недостаточной гибкости таких отношений.

В силу того, что ребенок с РАС ограничен в возможностях формировать глубокие дружеские связи, которые свойственны типично развивающимся подросткам, также задерживается формирование сотрудничества со сверстниками.

Специфическими для подростков с РАС являются трудности коммуникации, связанные с его «захваченностью» собственными аффективными переживаниями, его негибкость и «монологичность», отсутствие спонтанности в поддержании диалога. Еще одной трудностью, затрудняющей развитие социального взаимодействия у подростков с РАС, является крайне низкая стрессоустойчивость, а также трудности в понимании контекста и скрытого смысла речевого высказывания собеседника, специфическая «социальная наивность» и недостаточное понимание правил социальных отношений в среде сверстников. Все это, зачастую, может привести к изоляции подростка с РАС в школьном коллективе, либо приводит к ситуациям возникновения негативно окрашенных отношений, случаям манипулирования подростком с РАС и делает необходимым введение специального курса, направленного на преодоление этих дефицитов.

Негативное влияние на развитие коммуникации и социального взаимодействия у подростков с РАС оказывают трудности восприятия и оценки ими эмоционального состояния другого человека, собеседника.

У учащихся с РАС отмечается наличие выраженных трудностей в области установления и поддержания социально приемлемых форм коммуникации с взрослыми и со сверстниками. Аутичным детям и подросткам не только трудно начать общение с другим, особенно незнакомым, человеком, но и трудно поддерживать такой контакт и даже завершать его. Значительные затруднения вызывают также недостаточность понимания «негласных» правил поддержания диалога, трудности в установлении приемлемой дистанции в межличностном общении, плохая ориентировка в установлении обратной связи от партнера по общению.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать заключение, что развитие общения и коммуникативного поведения является как необходимым условием для общего развития учащихся с РАС, так и обладает огромными возможностями для поддержки освоения ими адаптированной основной образовательной программы. Программа реализуется во внеурочное время.

Цель реализации  коррекционного курса: развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях образовательной организации.

Задачи реализации коррекционного  курса:

· формирование коммуникативной мотивации, создание положительного эмоционального настроя и доверительных отношений учащегося с РАС с взрослыми и сверстниками;

· преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для среднего школьного возраста;

· формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога);

· формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и пантомимики);

· обучение способности ориентации на партнера по общению, умения оценивать его эмоциональное состояния;

· формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные коммуникативные роли в общении;

· формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально приемлемые формы поведения.

 

Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» реализуется во внеурочное время в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Курс может быть реализован как в течение учебной недели, так и в период каникулярного времени. Курс может быть реализован как специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, тьютором), так и с использованием сетевого взаимодействия образовательной организации с организациями дополнительного образования, психолого-медико-социальными центрами и др.

 

Содержание курса

Одной из наиболее важных задач эффективной организации обучения школьников с РАС в основной школе является социализация. При этом важно учитывать, что социализация - это двусторонний процесс, включающий усвоение социального опыта и активное воспроизведение индивидуумом системы социальных связей, благодаря которым происходит становление личности, развитие самосознания.

Именно поэтому коррекционная работа по развитию коммуникативного поведения у учащихся с РАС должна включать не только развитие коммуникативных навыков и социального поведения на основе учебного общения с взрослыми и со сверстниками, но и развитие самосознания и самоконтроля самого учащегося.

Развитие коммуникативных навыков также является важной учебной областью для учащихся с аутизмом, а также важным компонентом любого плана вмешательства для изменения проблемного поведения.

Кроме направленных занятий по развитию коммуникативного поведения и обучению учащихся с РАС пониманию социальных ситуаций в специально-организованной среде, важно предусмотреть возможность переноса полученных навыков в естественное общение учащегося с РАС с различными взрослыми и со сверстниками. Поэтому данная коррекционная программа должна быть включена в комплексную систему коррекционно-развивающего сопровождения школьника с РАС, поддерживаться всеми участниками образовательного процесса (педагогическим коллективом, родителями (законными представителями) учащегося с аутизмом, обычно развивающимися сверстниками).

Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» состоит из трех блоков:

1. “Эмоции и чувства”

2. “Я и другие”

3. “Социальные и коммуникативные навыки”.

 

Программа предназначена для обучающихся с РАС школьного возраста.

В зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, а также дефицитов и сильных сторон учащегося с РАС, выявленных в ходе диагностических обследований специалистов, возможно использование речевого материала и развивающих упражнений различной сложности. Также, в зависимости от актуальных задач развития коммуникативного поведения у конкретного учащегося проведение занятий может быть как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 мин (всего 68 акад. часов в год).

Количество участников от 1 до 10-12 человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: