Тема. Художественная речь

Лекция 1.

15.02.2012

Тема. Специфика искусства. Литература как вид искусства.

Вопросы

 

  1. Дать определение понятиям «культура», «искусство» по словарям Даля, Ушакова, БСЭ.

 

  1. Описать основные классификации искусств:1) изобразительные-экспрессивные-изобразительно-выразительные; 2)пространственные-временные-пространственно-временные (учебник Хазагерова Г. Г. Основы теории литературы)

 

  1. Привести примеры взаимодействия искусств. Охарактеризовать понятие «музыка слова» на примере стих. А. Фета «Вечер», «живопись слова» на примере стих. И. А. Бунина «Листопад».

4. Преломление в произведениях искусства внехудожественной реальности, ее познание (в самом широком смысле) в разные эпохи понималось по-разному.

Описать теорию подражания и символизации (учебник Хализева Теория литературы).

  1. Определить объект, предмет и содержание в литературе (Словари литературных терминов и понятий).
  1. Как проявляется единство объективного и субъективного в искусстве? Подтвердить свой ответ анализом стихотворений: Н. Бараташвили «Синий цветок» и перевод этого стих-я Б. Л. Пастернака.

 

  1. Составить терминологический словарь по теме.

 

 

Лекция 2.

22.02.2012

Тема. Специфика искусства. Литература как вид искусства.(продолжение)

1. В стихотворении Тютчева «Как весел грохот летних бурь…» определить объект худ изображения, предмет познания и содержание стихотворения.

2. По учебнику Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – гл.1,2 ответить на вопрос:

в чем отличие искусства от науки?

3. Выписать определение к слову «фонтан» по БСЭ и прочитать стихотворение А. С. Пушкина «ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА». Сравните 2 типа описания. Выявить черты отличия.

4. По учебнику Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – гл.1,2 ответить на вопросы:

         - как соотносится искусство с действительностью?

        -какова роль художественного вымысла в создании образов?

5. Сравнить 3 типа описания Пугачева. Определить, какое из них документальное, какое художественное? Доказать. Можно ли документальное описание переделать в художественное и наоборот?

А) Паспорт Пугачева: «Объявитель сего Емельян Иванов сын Пугачев…а приметами оной: волосы на голове темно-русые, усы и борода черные с сединою, от золотухи на левом виску шрам..Росту аршин четырех вершков с половиною, от роду 40 лет»

Б)Описание внешности Пугачева, данное его женой: «На лице желтые конопатины, сам собою смугловат, волосы на голове темно-русые, по-казацки постригал, борода была клином, черная, небольшая».

В) Описание Пугачева из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

6. По учебнику Хализева Теория литературы сформулировать понятие об эстетическом идеале искусстве, охарактеризовать категории эстетического.. С. 11 – 22, 51-57.

7. Составить терминологический словарь по теме.

 

 

Лекция 3.

29.02.2012

Тема. Художественный образ.

1.Из учебника Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 31-44, 66-81 законспектировать:

-образ и понятие,

-виды образов,

- особенности образов.

2. Почему анализ произведения необходимо начинать с образа героя?

3. Охарактеризуйте сочетание индивидуального, характерного и типического в образе героя.

4. Приведите разные фрагменты из романа Пушкина «Евгений Онегин», выявляющие индивидуальное, характерное и типическое в образе главного героя..

5. Выпишите определение художественного образа и классификацию из ЛЭС. М., 1987. С. 252 – 257.

6. Приведите примеры из худ текстов следующих образов:

Фонетические,

Лексические,

Предметные, персонажные, образ-топос, образ- мотив, архетип.

8. Эссе «Как в журналистике создаются образы. Сходство и различие с образами художественными.

 

 

 

 

Лекция 4.

07.03.2012

Тема. Художественный образ (продолжение) + Контрольная работа.

1. Объясните свойства художественного образа:

Сплав

реального и вымышленного

объективного и субъективного

общего и индивидуального

предметного и чувственного

конкретного и отвлеченного.

Направлен на выражение авторской идеи, позиции.

Неисчерпаемость (многогранность явления, мысль автора, читательский опыт).

Самодостаточность (не требует пояснений).

Используйте литературу: Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – гл. 2, 3.

Введение в литературоведение. М.. 1999 (гл. Образ художественный).

 

2. Раскрыть специфику образа колокольного звона в системе вышеназванных противопоставлений (Стих. М. Ю. Лермонтова «Кто в утро зимнее, когда валит…»)

3. По рассказу А. П. Чехова «Смерть чиновника» выделите различные типы художественных образов

Объяснить смысл названия

Определить объект и предмет изображения

Сформулировать смысл произведения (что хотел сказать автор)

Выделить образ главного героя.

В чем смысл его имени.

Разделить произведение на эпизоды и последовательно рассмотреть их, отмечая:

1) фонетические,

2)лексические (главный образ-слово и сопутствующие понятия),

3) предметные (повторяющиеся предметы и детали, их общий смысл; пейзаж, его смысл в соотнесенности с главным образом),

4) образ-персонаж (главный герой, его отношение с рассказчиком, почему он главный; черты индивидуальные, характерные, типические),

5) образ мира, модель мира (идеалы, законы, ценности).

 

 

Лекция 5.

14.03.2012

Тема. Художественная речь.

  1. Используя учебное пособие Б. В. Томашевского «Теория литературы. Поэтика» глава «Речь художественная и речь практическая», выполните следующие задания:

1)Составьте таблицу «Отличия художественной речи от практической», выделите основания для сравнения.

2) Объясните такие черты художественной речи, как «установка на выражение», «особая художественная конструкция словесного материала».

 

  1. Читая главу «Поэтическая лексика», дайте определение понятиям «подновление поэтической лексики», «употребление слова в необычной ассоциации».

 

Охарактеризуйте группы слов различной языковой среды в поэтическом тексте по плану: вид-определение-подвиды-функции-примеры.

-варваризмы

-диалектизмы

-архаизмы

-неологизмы

-прозаизмы.

 

Охарактеризуйте тропы по плану: вид-определение-подвиды-функции-примеры.

-метафора

-эпитет

-аллегория

-метонимия

-перифраз.

 

3. Читая главы из учебника Г. Н. Поспелова «Введение в литературоведение», ответьте на вопросы:

-чем отличается речь от языка?

- от чего зависит вид речи (ораторской, разговорной, публицистической, юридической и т.д.)?

- что включает литературный язык?

- что понимается под диалектом?

- что входит в понятие художественной речи?

- за счет чего достигается лексико-морфологическая выразительность слова?

- основные лексические группы изобразительно-выразительных средств.

 

Лекция 6.

21.03.2012


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: