Лекция 1.
15.02.2012
Тема. Специфика искусства. Литература как вид искусства.
Вопросы
- Дать определение понятиям «культура», «искусство» по словарям Даля, Ушакова, БСЭ.
- Описать основные классификации искусств:1) изобразительные-экспрессивные-изобразительно-выразительные; 2)пространственные-временные-пространственно-временные (учебник Хазагерова Г. Г. Основы теории литературы)
- Привести примеры взаимодействия искусств. Охарактеризовать понятие «музыка слова» на примере стих. А. Фета «Вечер», «живопись слова» на примере стих. И. А. Бунина «Листопад».
4. Преломление в произведениях искусства внехудожественной реальности, ее познание (в самом широком смысле) в разные эпохи понималось по-разному.
Описать теорию подражания и символизации (учебник Хализева Теория литературы).
- Определить объект, предмет и содержание в литературе (Словари литературных терминов и понятий).
- Как проявляется единство объективного и субъективного в искусстве? Подтвердить свой ответ анализом стихотворений: Н. Бараташвили «Синий цветок» и перевод этого стих-я Б. Л. Пастернака.
|
|
- Составить терминологический словарь по теме.
Лекция 2.
22.02.2012
Тема. Специфика искусства. Литература как вид искусства.(продолжение)
1. В стихотворении Тютчева «Как весел грохот летних бурь…» определить объект худ изображения, предмет познания и содержание стихотворения.
2. По учебнику Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – гл.1,2 ответить на вопрос:
в чем отличие искусства от науки?
3. Выписать определение к слову «фонтан» по БСЭ и прочитать стихотворение А. С. Пушкина «ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА». Сравните 2 типа описания. Выявить черты отличия.
4. По учебнику Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – гл.1,2 ответить на вопросы:
- как соотносится искусство с действительностью?
-какова роль художественного вымысла в создании образов?
5. Сравнить 3 типа описания Пугачева. Определить, какое из них документальное, какое художественное? Доказать. Можно ли документальное описание переделать в художественное и наоборот?
А) Паспорт Пугачева: «Объявитель сего Емельян Иванов сын Пугачев…а приметами оной: волосы на голове темно-русые, усы и борода черные с сединою, от золотухи на левом виску шрам..Росту аршин четырех вершков с половиною, от роду 40 лет»
Б)Описание внешности Пугачева, данное его женой: «На лице желтые конопатины, сам собою смугловат, волосы на голове темно-русые, по-казацки постригал, борода была клином, черная, небольшая».
В) Описание Пугачева из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
|
|
6. По учебнику Хализева Теория литературы сформулировать понятие об эстетическом идеале искусстве, охарактеризовать категории эстетического.. С. 11 – 22, 51-57.
7. Составить терминологический словарь по теме.
Лекция 3.
29.02.2012
Тема. Художественный образ.
1.Из учебника Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 31-44, 66-81 законспектировать:
-образ и понятие,
-виды образов,
- особенности образов.
2. Почему анализ произведения необходимо начинать с образа героя?
3. Охарактеризуйте сочетание индивидуального, характерного и типического в образе героя.
4. Приведите разные фрагменты из романа Пушкина «Евгений Онегин», выявляющие индивидуальное, характерное и типическое в образе главного героя..
5. Выпишите определение художественного образа и классификацию из ЛЭС. М., 1987. С. 252 – 257.
6. Приведите примеры из худ текстов следующих образов:
Фонетические,
Лексические,
Предметные, персонажные, образ-топос, образ- мотив, архетип.
8. Эссе «Как в журналистике создаются образы. Сходство и различие с образами художественными.
Лекция 4.
07.03.2012
Тема. Художественный образ (продолжение) + Контрольная работа.
1. Объясните свойства художественного образа:
Сплав
реального и вымышленного
объективного и субъективного
общего и индивидуального
предметного и чувственного
конкретного и отвлеченного.
Направлен на выражение авторской идеи, позиции.
Неисчерпаемость (многогранность явления, мысль автора, читательский опыт).
Самодостаточность (не требует пояснений).
Используйте литературу: Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988. – гл. 2, 3.
Введение в литературоведение. М.. 1999 (гл. Образ художественный).
2. Раскрыть специфику образа колокольного звона в системе вышеназванных противопоставлений (Стих. М. Ю. Лермонтова «Кто в утро зимнее, когда валит…»)
3. По рассказу А. П. Чехова «Смерть чиновника» выделите различные типы художественных образов
Объяснить смысл названия
Определить объект и предмет изображения
Сформулировать смысл произведения (что хотел сказать автор)
Выделить образ главного героя.
В чем смысл его имени.
Разделить произведение на эпизоды и последовательно рассмотреть их, отмечая:
1) фонетические,
2)лексические (главный образ-слово и сопутствующие понятия),
3) предметные (повторяющиеся предметы и детали, их общий смысл; пейзаж, его смысл в соотнесенности с главным образом),
4) образ-персонаж (главный герой, его отношение с рассказчиком, почему он главный; черты индивидуальные, характерные, типические),
5) образ мира, модель мира (идеалы, законы, ценности).
Лекция 5.
14.03.2012
Тема. Художественная речь.
- Используя учебное пособие Б. В. Томашевского «Теория литературы. Поэтика» глава «Речь художественная и речь практическая», выполните следующие задания:
1)Составьте таблицу «Отличия художественной речи от практической», выделите основания для сравнения.
2) Объясните такие черты художественной речи, как «установка на выражение», «особая художественная конструкция словесного материала».
- Читая главу «Поэтическая лексика», дайте определение понятиям «подновление поэтической лексики», «употребление слова в необычной ассоциации».
Охарактеризуйте группы слов различной языковой среды в поэтическом тексте по плану: вид-определение-подвиды-функции-примеры.
-варваризмы
-диалектизмы
-архаизмы
-неологизмы
-прозаизмы.
Охарактеризуйте тропы по плану: вид-определение-подвиды-функции-примеры.
-метафора
-эпитет
-аллегория
-метонимия
-перифраз.
3. Читая главы из учебника Г. Н. Поспелова «Введение в литературоведение», ответьте на вопросы:
|
|
-чем отличается речь от языка?
- от чего зависит вид речи (ораторской, разговорной, публицистической, юридической и т.д.)?
- что включает литературный язык?
- что понимается под диалектом?
- что входит в понятие художественной речи?
- за счет чего достигается лексико-морфологическая выразительность слова?
- основные лексические группы изобразительно-выразительных средств.
Лекция 6.
21.03.2012