Рисунки
Манько Ольги Николаевны
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга познакомит читателя с редкой и оригинальной техникой фехтования,
пожалуй самым "хладнокровным" из всех видов холодного оружия — кинжалом.
Когда говорят о восточных единоборствах,
то чаще всего имеют в виду их практическую
или состязательную сторону и все реже вспоминают о том,
какой значительный пласт в многослойном пироге
Восточного Духовного Уклада составляют боевые искусства.
В системе боевых искусств кинжалам отводится особая роль.
По масштабам абстрактности им не сравниться с таким оружием, как лук или меч.
Кинжалы всегда конкретны
и в этом они символизируют доминанту
восточного образа мышления.
Кинжалы всегда индивидуальны,
и в этом состоит их роль
в раскрытии личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Традиция стиля 4
Гармония трех потоков 17
Положения кинжала в руке 23
Техника переводов 30
Техника перехватов 36
Искусство удара 48
Книга представляет оригинальную систему боевого фехтования кинжалами, получившую распространение в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Предназначена для обучающихся боевым искусствам Востока в спортивных школах и секциях, а также как пособие по самообороне.
(С) Рисунки О. Н. Манько
ТРАДИЦИЯ СТИЛЯ
ПУТЬ
История развития холодного оружия и соответствующих фехтовальных техник в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии богата живописными легендами о мастерах многочисленных тайных школ единоборств, носителях изотерической традиции фехтования разными видами холодного оружия. Не менее богата и сама система строевого и нестроевого вооружения, во все века служившего на Востоке не только надежным аргументом в решении вопросов жизни и чести, но и прекрасным средством психофизической тренировки.
И действительно, вряд ли найдется такой человек, которого не удивило бы разнообразие фехтовального оружия, составляющего традиционный боевой арсенал Востока. Кухонная утварь и предметы незамысловатого монашеского туалета, одежда и письменные принадлежности, мебель и сельскохозяйственные орудия, веера, метлы, плети и другие многочисленные "виды оружия" на равных правах входили в "универсальную весовую категорию", наряду с таким убедительным вооружением, как мечи, пики, топоры. Было бы удивительно не обнаружить в столь разнообразном арсенале такого распространенного и удобного средства нападения и обороны, как обычный нож или кинжал.
Объединение всего многообразия холодного оружия в рамках одной универсальной системы имело целый ряд взаимосвязанных причин. Известная в настоящее время система фехтовального оружия, распространенного в странах восточного региона, сформировалась в своеобразных культурных и социально-политических условиях. Безусловно, главным, хотя далеко не единственным, центром распространения боевых искусств в древности и средние века являлся Китай, ставший благодатной почвой для расцвета не одной сотни боевых школ. Уже в древности, со времен первых памятников китайской иероглифической письменности, прослеживается устойчивая тенденция китайской культуры к системному пониманию мирового процесса и роли человека в нем. При таком взгляде на мир любое культурное явление, будь то живопись, мастерство рукопашного боя или получение шелковичного кокона — все увязывалось в единое целое и рассматривалось как космические сущности. Это в некоторой степени объясняет феномен монастырского, отшельнического кун-фу. Своеобразие этого феномена состоит в том, что основным источником развития фехтовальных и других боевых систем выступила не армия, а, казалось бы, далекие от военной подготовки буддийские и даосские монашеские общины либо кланово-семейные школы. Только в них физическая тренировка вместе с мощным психотренингом позволяла максимально раскрывать возможности чело-
веческого менталитета и доводить технику единоборств до уровня искусства, высшей степени мастерства, когда тип используемого оружия не имеет большого значения.
Традиционное стремление китайской историографии возводить историю развития любого культурного явления китайской культуры ко времени Золотого века древнекитайской философии (5-4 вв. до н.э.) не оказывается чересчур тенденциозным, когда речь идет об истории фехтования на Востоке. Описания ритуальных военных танцев эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) в древних текстах свидетельствуют о действительно давней традиции включения фехтования в общий культурный процесс, не ограниченный рамками чисто практического, военного применения. Если ранее формирование государственности на территории Китая обеспечило системное становление базового строевого вооружения, то основными центрами развития боевых искусств служили монастыри, где и речи не могло быть о применении приемов кулачного боя и фехтования. Именно монастырская школа, несовместимая с идеей насилия и основанная на нравственно-этических принципах была способна сохранять необходимую меру сочетания духовного и физического совершенствования. Именно монастырская традиция, основанная на духовной психо-энергетической практике, позволяла боевым искусствам существовать в наиболее чистом виде. Превосходство этого способа существования монахи и отшельники неоднократно доказывали на государственной службе в периоды смут и кровопролитии.
Окончательное становление системы фехтовального оружия приходится на конец нового времени. При этом, развитие огнестрельного оружия в странах Востока не имело того сильного влияния на использование и модификацию холодного оружия, какое было в Европе. Причиной этому служило освещенное традицией понимание фехтования, как необходимого вспомогательного средства в системе психофизического тренинга. Тем не менее, бурное развитие экономических отношений в странах Востока в начале двадцатого века не могло не отразиться на ограничении применения таких видов традиционного оружия, как меч, пика, алебарда, цеп и другие.
Единственным типом холодного оружия, сохранившим свою значимость в конкуренции с огнестрельным, было короткое оружие кинжального типа, а также различные виды нестандартного короткого и сверхкороткого колющего, режущего и метательного оружия. Поэтому не удивительно, что вытеснению многих традиционные техник сопутствовал новый мощный импульс развития кинжального фехтования. Это, в то же время, не меняло основного принципа боевого фехтования, согласно которому главенствующее значение имело умение вести поединок без оружия.
с.
истоки
Наиболее значительным центром распространения культуры для народов стран дальневосточного региона с древних времен выступал Китай. Самым ярким памятником письменной традиции древнего Китая не без основания считается Книга Перемен (И-цзин), составлявшаяся в 8-7 вв. до Р.Х. В ней в наиболее общем виде отразилась натурфилософская диалектика восточного понимания мира. Именно Книге Перемен отводится законодательная роль в китайской культуре на протяжении всех последующих веков со времени ее составления. Совершенно естественно, что боевые искусства также претерпели сильнейшее влияние Книги Перемен.
Логика, символика я нумерология (манипуляция сакральными числами) составляли основу категориального аппарата многих боевых, оздоровительных и медитативных школ, независимо от стиля и направления. Во многих случаях категории И-цзина символизировали основную концепцию стиля, определяя тем самым его название. К ним, безусловно, относятся стили БА-ГУА, ТАЙ-ЦЗИ, У-СИН и СИН-И.
БА-ГУА — "восемь триграмм" — символ цикличного, дискретно-непрерывного процесса, охватывающего все явления, название одного из стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 1).
Рис.2 Символ Великого Предела ТАЙ-ЦЗИ-ТУ |
ТАЙ-ЦЗИ — "Великий Предел", регламентирующий систему отношений между противоположными началами, явлениями. ТАЙ-ЦЗИ является названием целой группы стилей "внутреннего" направления кун-фу (рис. 2).
Рис.1 Цикл восьми триграмм БА-ГУА-ТУ |
Рис.3
Схема пяти первоэлементов У-СИН-ТУ
У-СИН — "пять первоэлементов", символизирующих исчерпывающий харак-
тер связей и закончен-
ность системы, У-СИН называет несколько стилей "внутреннего" и "внешнего"кун-фу, а также оздоровительное направление "пяти зверей" (рис. 3).
СИН-И-"единство мысли и формы" — понятие, описывающее сознание как форму существования материи, а также название одного из самых популярных стилей кун-фу.Единство формы и значения, внут-
Рис.4
Каллиграфически выполненный иероглиф лун
"дракон". Несколькими движениями кистью
каллиграф создает образ дракона,
без нарушения правил
написания иероглифа.
реннего и внешнего проявляются в каллиграфии, когда значение иероглифа передается формой его написания (рис. 4,8).
По символике Книги Перемен основу динамики, любого изменения, составляют отношения, в которые вступают противоположные начала Инь (тьма) и Ян (свет). Графически эти начала представляются сочетанием непрерывной (напряженной) и прерывистой (податливой) линиями (рис. 5), подобно тому, как различаются техники владения цельным и секционным (или парным) оружием любой длины.
Рис. 5 Графическая символика начал ИНЬ и ЯН
Такое сочетание линий представляет собой идеально сбалансированную систему, оптимальную меру сочетания противоположностей. Выход системы из состояния равновесия, начало движения, обозначаются добавлением одной черты с положительным или отрицательным знаком в любую из трех возможных позиций: сверху, снизу или в центре. Это добавление порождает восемь комбинаций цельной и прерывистой черт, называемых Ба-гуа (восемь триграмм).
Рис. 7
Каждый пит цельного оружия любой длины предполагает наличие двух коротких вариантов для парного фехтования двумя руками или одного секционного. Поэтому техники-работы с цельным, парным и секционным оружием тесно связаны друг с другом. Более подробно эта схема показана на рис. 9.
Каждая триграмма представляет собой процесс, как один из вариантов дисбаланса. Все восемь триграмм, в свою очередь, являются замкнутой, уравновешенной системой со своей внутренней логикой изменения.. Максимально возможное число сочетаний триграмм в паре дает 64 гексаграммы-ситуации. Каждая такая гексаграмма имеет свое индивидуальное развитие и является одновременно результатом развития предыдущей и причиной развития следующей ситуации. Графическое представление процесса формирования триграмм и гексаграмм путем последовательного деления показано на рисунке 6.
Сравнение схемы порождения гексаграмм со схематическим представлением системы традиционного фехтовального оружия в Китае (рис. 7) показывает, какое сильное влияние оказывало на развитие фехтовальных систем Востока соответствующее видение мира.
Рис.6
Схема порождения гексаграмм императора Фу-си
КИНЖАЛЫ
Все традиционное оружие, используемое в практике восточных единоборств, по длине и технике фехтования обычно делится на пять классов. Вес оружия не имеет значения.
1. Длинное оружие:
шесты, плети, цепы 180 — 220 см.
2. Среднее оружие:
цепы, палки 160 — 180 см.
3. Короткое оружие:
все разновидности мечей,
секир, палок от 120 до 140 см.
4. Сверхдлинное оружие:
шесты, плети свыше 220 см,
5. Сверхкороткое оружие:
любое оружие, длина которого меньше 50 см
Кинжалы относятся к разряду сверхкороткого оружия. Определяя их место в общей системе восточного фехтовального арсенала, необходимо помнить, что кинжальная техника впитала в себя техники владения всеми другими типами оружия.
Кинжальное фехтование входит составной частью в широкую область боевой подготовки, основу которой составляет умение вести поединок без оружия. В известном военном трактате эпохи Мин (14-17 вв.) говорится: "Для изучения искусства боя в первую очередь следует овладеть боем без оружия (цюаньфа), затем необходимо изучить фехтование на шестах, и только соединив обе техники воедино можно переходить к овладению любым другим видом оружия". Традиционная методика обучения бою с оружием предписывает начинать с длинного шеста, так как упражнения с шестом вырабатывают правильное передвижение, устойчивость и навыки одновременной работы двумя руками. Для кинжального фехтования эти навыки имеют первостепенное значение, большее, чем просто знание и выполнение приемов.
Следующий этап обучения — короткое оружие. Наибольшим авторитетом в школах боевых искусств Востока пользуются мечи, как обоюдоострые, так и с односторонней заточкой. Вряд ли можно найти другой тип короткого оружия, который мог бы сравняться с мечом богатством траекторий и скоростью движения.
Рис. 9 |
ДАО—ПУТЬ. ДАО—центральное понятие в древнекитайской натурфилософии, символизирует единство мира, а также является основным этическим Законом Вселенной. В названиях стилей единоборств ДАО обозначает 'Путь, соответствующий Закону Вселенной'. |
Иероглиф Дао выполнен в каллиграфическом стиле "изображение смысла" в образе старика-странника, идущего по извилистой дороге. Ветер треплет одежды, в руке посох, дорога теряется в горной лощине. Один. Надпись сбоку вторит: "Пусть всегда один, и не иначе".
Рис. 8 Фехтовальщик парными кинжалами (по китайской гравюре) |
10
11
ТИПЫ ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ОРУЖИЯ:
1. Длинный шест (гунь)
2. Трехсекционный цеп (сань цзе гунь)
3. Девятизвенные плети (цзю цзе бянь)
4. Крюки (гоу)
5. Короткие пики
6. Широкий меч
7. Обоюдоострый меч (цзянь)
8. Костыли (гуай)
9. Короткий разнозвенный цеп (шоу шаоцзы)
10. Короткий симметричный цеп (лян цзе гунь)
11. Кинжалы (бишоу)
Все другие виды короткого оружия, какими бы оригинальными они не были, в основном повторяют технику работы мечом, особенно при парном использовании. Кинжалы по технике работы двумя руками также схожи с мечами, но имеют дополнительные возможности из-за возможности переводов и перехватов оружия в кисти руки.
Рис.11 Фехтование веерами |
Рис. 10 Монах, фехтующий палочками для еды 12 |
Бой оружием, фехтование длинным шестом и мечом составляют динамическую основу практики боевых искусств.
Рис.12 Типы традиционного китайского оружия.
Фехтовальные кинжалы
В настоящее время распространены два стиля кинжального фехтования: жесткий и мягкий. В каждом стиле используются разные типы кинжалов (см. рис. 13).
В жестком фехтовании применяются три основных сильных положения оружия в руке. Хват меняется редко. При этом используются два типа кинжалов. Первый тип происходит от широкого меча дао и почти полностью повторяет его форму. Второй тип имеет форму наконечника копья, заимствованную у коротких метательных дротиков. В современном спортивном у-шу к концам рукояток копьевидных кинжалов крепятся небольшие легкие платки. Они не только имеют эстетическую функцию, но также позволяют следить за неуловимыми, молниеносными движениями кинжалов во время выступления спортсмена. Кроме этого платки служат стабилизаторами полета кинжала при метании.
Мягкое фехтование, в отличие от жесткого, предполагает частую и достаточно сложную смену положения оружия в руке вслед за динамичным передвижением при атаках и защитах. Кинжалы для мягкого фехтования значительно отличаются от кинжалов, применяемых в жестком стиле. Такие кинжалы носились в широких рукавах национальных костюмов типа кимоно, распространенных во всех странах Дальнего Востока. Тонкая рукоятка постепенно сужается от конца к основанию, раструбом переходя в гарду. Обоюдоострый свод, либо односторонняя заточка, начинаются не менее, чем в пяти сантиметрах от гарды для расширения возможностей перехватов и предохранения пальцев от порезов и травм. Выбор формы заточки клинка и его форма зависят от индивидуальной техники адепта.
Рукоятка лишена привычного для европейского оружия утолщения в середине. Такое утолщение удобно лишь для жестких хватов. Самое тонкое место рукоятки расположено рядом с гардой и соответствует центру баланса оружия. Правильная балансировка очень важна для техничного и быстрого выполнения приемов. Для индивидуального подбора необходимого типа балансировки, а также для отработки различных аспектов техники фехтования, используются сменные утяжелители, крепящиеся на концах рукоятки и смещающие центр тяжести оружия. При правильной балансировке оружия любые, даже самые сложные перехваты, легко выполняются на максимальной скорости.
ФЕХТОВАЛЬНЫЕ КИНЖАЛЫ:
1. Нож типа дао
2. Кинжал для ношения в рукаве
3. Копьевидный кинжал
4. Кинжал с симметричной двусторонней заточкой
5. Кинжал с несимметричной двусторонней заточкой
' 15
6. Колющий кинжал
7. Нож с односторонней заточкой
8. Кинжал с усиленной гардой
9. Кинжал с проточенным клинком
10 Кинжал с балансирами разной формы
Кроме описанных типов кинжалов существуют другие виды коротко-
го оружия. Основные из них показаны на рисунке 14
Нестандартное короткое фехтовально-метательное оружие
Рис 14
l. Сай
2. Фехтовальный металлический веер шань-цзы с заостренными
концами
3. Металлические фехтовальные палочки для еды куай-цзы
4. Металлические шпильки бяо с декоративными стабилизаторами
для метания
5. Металлическая кисть би
6. Парные складывающиеся ножи, рукоятка каждого из пары одно
временно служит ножнами для второго.
7. Эмэйские вращающиеся иглы эмэйцы
8. Трехглавые кастеты саньтоудин
9. Метательные иглы
Форма рукоятки в поперечном сечении элиптичсская. Гарда любого кинжала, предназначенного для мягкого фехтования, должна быть небольшой, чтобы не мешать технике перехватов. Длина рукоятки подбирается индивидуально: ее конец при полном хвате оружия всеми пятью пальцами должен выступать на два-три сантиметра. Вес кинжала может быть любым, а клинок должен быть несколько длиннее рукоятки.