Гармония трех потоков

Практически все школы психофизической тренировки и биоэнергетической коррекции следуют триединой схеме отношений человека с природой, составившей методическую основу духовной практики Вос­тока. Кинжальное фехтование в этом смысле не составляет исключе­ния. Практика этого метода правильно организует тренировку и позво­ляет существенно ускорить или закрепить прогресс в индивидуальной технике фехтования.

В медитативной и дыхательной практике оздоровительных и боевых школ, а также во многих семейно-родовых системах продления жизни и биоэнергетической регуляции часто выполняется упражнение, имею­щее в силу своего широкого распространения множество названий. Вот некоторые из них: сань-юань-ши "положение трех кругов", сань-юань-фа "метод циркуляции энергии Ци по трем орбитам", сань-цзяо-и-ци-фа "метод трехуровневой трансформации энергии". Можно еще долго перечислять названия, которыми различные школы именуют одну из наиболее почитаемых практик Востока, но в данном случае дело не в названии, а в сути.

САНЬ-ЮАНЬ "три круга" — сложное понятие, объединяющее це­лый комплекс представлений о биоэнергетической структуре человече-

17


ского организма и его месте в системе "небо — земля — человек". Этот
термин используется для, обозначения сбалансированного состояния
адепта при физической, психической, биоэнергетической и других
практиках.                     

Различные варианты этого упражнения признают во всех направле­ниях боевых и оздоровительных систем (рис. 15),

Сань-юань — это положение для статической психофизической тренировки. "Три круга" объединяют несколько уровней понимания гармонии личности.

В космологическом плане человек понимается как единство небесно­го (ментальная сфера), земного (ноги и нижняя часть корпуса), и собст­венно человеческого (средняя и верхняя части корпуса) уровней. Так, формальные упражнения динамической медитации стилей тайцзицю­ань делятся на соответствующие циклы: неба, земли и человека. Вы­полнение каждого из циклов всего формального упражнения требует равных способов сосредоточения и акцентирования внимания. На кос­мологическом уровне практикуется гармоничное сочетание духовного и. физического состояния человека с космическим процессом.

В морфологическом плане три круга воплощают сочетание движения и состояния "трех соединений" (сань-цзе) — суставных соединений костей на трех уровнях.

Первый уровень — руки.

Включает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.


Второй уровень — ноги.

Включает голеностопный, коленный и тазобедренный суставы.

Третий уровень — корпус.

Включает плечевой пояс, бедра и поясницу.

Общее, правило совмещения работы трех соединений требует, чтобы каждое соединение сочеталось с другими как внутри своего уровня (за­пястье — с движением локтя и плеча), так и соединениями других уров­ней (запястье — с голеностопным и тазобедренным суставами). Пояс­ница выполняет роль центра, управляющего движением соединений всех трех уровней (рис. 16).

В плане физиологии три круга увязывают в единую систему все процессы обмена человеческого организма с окружающей средой: поглоще­ние, усвоение, вывод. Биоэнергетическое представление практики трех кругов достаточно сложно. Разные системы цигун (умение управ­лять биоэнергетическими потоками) пользуются разными классифика­циями видов энергии Ци, составляющих биоэнергетический потенциал человека. Тем не менее, существуют базовые понятия культивации энергии Ци в организме. Они основываются на практике трех кругов, трех потоков. Энергетический обмен осуществляется так же в три цик­ла: ввод, преобразование и отдача.

Преобразование, в свою очередь, проходит три стадии: исходный поток энергии ЦЗИН техникой медитации и очищения преобразуется в энергию ЦИ. Циркуляция потоков ЦИ в организме человека в соедине­нии с соответствующей практикой приводит адепта в состояние духов-


 




Рис. 15

Положение Три круга" в разных традициях психической регуляции.1. Психо-

физическая балансировка в положении ма-бу школ шаолинского бокса 2. Прак-

тика Великого Предела в динамической медитации ТАЙ-ЦЗИ 3. Практика

биоэнергетического дыхания в системе ДАО-ИНЬ.


Рис. 16

Связь трех соединений на трех уровнях.













Рис.17

Объединение трех обителей ЦЗИН, ЦИ и ШЭНЬ.


ной чистоты ШЭНЬ. Достижение этого состояния позволяет совершить завершающее преобразование в состояние ШУ — полной пустоты.

Техника медитативной практики также пользуется тремя кругами циркуляции энергии внимания: ручной круг циркуляции, ножной круг циркуляции и "малый небесный круг контроля энергетического потока" — сяо-тянь-чжоу. Малый небесный круг проходит по спине и груди че­ловека, а вместе с ножным и ручным кругами составляет единую систе­му ментального управления движением ЦИ в организме — "большой небесный круг" циркуляции энергии, называемый "да-тянь-чжоу".

В древнем трактате так описывается единство трех сил Цзин, Ци и Шэнь в даосской алхимической практике бессмертия: "Тело, сердце и мысль — суть три обители (рис. 17), Вместе они составляют круг зача­тия. Цзин, Ци и Шэнь называются тремя источниками. Сливаясь вое­дино, они суть пилюля бессмертия. Единение трех начал — в пустоте. Очисти тело — и духовная сила Шэнь станет твоей сущностью, рас­слабь все тело — и духовная сила Шэнь войдет в твое природное нача­ло. Сила спокойной мысли позволит соединить три природные основы. Сущность и чувства едины, подобно элементам дерева и металла. Ду­ховная сила и природное начало связаны, как элементы огня и воды. Сила спокойной мысли объемлет все пять начал (все многообразие ми­ра). Из неподвижности тела природное начало вливается в пустоту, из неподвижности чувств энергия преобразуется в дух, из спокойствия мысли дух соединяется со вселенной".

Дыхательно-медитативная практика в положении сань-юань-ши — это сложный блок увязанных в одну систему представлений о человеке и его месте в этом мире. Различные практики энергетических преобра­зований в этом положении объединены в сань-юань-ши-чжань-чжу-гун — искусство неподвижной медитации в положении трех кругов. Неза­висимо от акцентов, которые адепт ставит в каждый конкретный сеанс медитации, знание принципа трех потоков и автоматическое следование ему необходимы при отработке любой техники кун-фу, включая кин­жальное фехтование.

Медитация в положении трех кругов сань-юань-ши для стабилиза­ции трех потоков особенно важна на начальных этапах усвоения техни­ки. Разминка перед каждой тренировкой также проводится по системе трех соединений. Она включает разминку суставов рук, ног, плечевого пояса, тазобедренного сустава и поясницы.

При разминке суставов рук необходимо широко развести руки в сто­роны в положении стоя. Не сгибая рук начните разминку с вращатель­ных движений пальцами во всех возможных направлениях. Затем вра­щение переводится на запястья, локтевые суставы и в заключение — на плечевой пояс. Разминка проводится как в режиме мягких, медленных

20'


движений, так и с максимально сильным, амплитудным вращением. Мягкость движений должна позволять синхронно совершать любые до­пустимые движения всеми суставами.

После разминки рук и плеч разминочные вращательные движения переводятся на шею, поясницу, бедра, колени и голеностопные суставы. Начинать разминку следует с каждого сустава в отдельности, а завер­шать — общим спонтанным движением во всех суставных объединени­ях с произвольным передвижением.

Г



Рис. 18 Разминка отделов позвоночника.


 


Для разминки позвоночника следует пользоваться упражнением, показанным на рисунке 18. Из начального положения, наклоном голо­вы вперед начните сгибать позвоночник. Внимание концентрированным последовательным движением прослеживает каждый сгибаемый позво­нок. Так, последовательно контролируется сгиб позвонков шейного, грудного и поясничного отделов (рис. 18, А, Б, В, Г). Разгибание можно


 


проводить двумя способами. Первый — в последовательности, обратной сгибанию (Г, В, Б, А на рис. 18). Второй способ — в последовательности Г, Д, Е, Ж, 3 на рис. 18, когда разгибание начинается с шейного отдела с прогибом в пояснице. В любой из последовательностей упражнение следует выполнять с максимальным контролем внимания за движением

каждого позвонка. Добивайтесь мягкости и волнообразности движе­ний.

Результатом практики гармоничного соединения трех потоков при­менительно к кинжальному фехтованию должно стать ощущение сла­женности выполняемых движений независимо от их сложности.

Соединение неподвижной медитативной практики трех кругов с раз­минкой по системе трех соединений позволяет добиться оптимального сплава мягкости и напряжения, расслабления и силы, скорости и нето­ропливости — качества, необходимые в динамическом кинжальном фехтовании. Расширяется и диапазон возможностей адепта.

Большое значение в кинжальном фехтовании придается мягкости движения рук. Возьмите кинжал любым хватом с наружным положением клинка (рис. 19). Движением кисти руки вверх, вправо, вниз и влево добейтесь мягкой работы всех суставов. Этим упражнением тренируют­ся две техники ударов: опережения и запаздывания клинка. В первой технике кисть и запястье следуют за движением клинка, во второй — мягкость создается за счет лёгкого запаздывания клинка, вслед за веду­щим запястьем. Техника опережения запястьем используется для ре­жущих, а техника опережения клинком — для колющих ударов. Есть и сложные совмещенные техники.


Рис. 19


Рис. 20

Траектории вращательных дви­жений руками,


22


Следующее упражнение вырабатывает умение свободно выполнять движения рукой с кинжалом по всем возможным траекториям. Схемы


движения рук как в единоборствах без оружия, так и в фехтовальных системах, исторически восходят к известному символу Тай-цзи-ту — "схеме Великого Предела" (см. рис. 2). В философском смысле эта схема символизирует различные аспекты отношений противоположных начал Инь и Ян. Для техники фехтования важно лишь графическое представ­ление этого символа. Схема траекторий движения рук в усложненном виде (рис. 20) повторяет Тай-цзи-ту. Упражнение заключается в том, чтобы движением руки повторить все траектории схемы в любом на­правлении в колющей, режущей или любой другой технике.

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: