Практически все школы психофизической тренировки и биоэнергетической коррекции следуют триединой схеме отношений человека с природой, составившей методическую основу духовной практики Востока. Кинжальное фехтование в этом смысле не составляет исключения. Практика этого метода правильно организует тренировку и позволяет существенно ускорить или закрепить прогресс в индивидуальной технике фехтования.
В медитативной и дыхательной практике оздоровительных и боевых школ, а также во многих семейно-родовых системах продления жизни и биоэнергетической регуляции часто выполняется упражнение, имеющее в силу своего широкого распространения множество названий. Вот некоторые из них: сань-юань-ши "положение трех кругов", сань-юань-фа "метод циркуляции энергии Ци по трем орбитам", сань-цзяо-и-ци-фа "метод трехуровневой трансформации энергии". Можно еще долго перечислять названия, которыми различные школы именуют одну из наиболее почитаемых практик Востока, но в данном случае дело не в названии, а в сути.
|
|
САНЬ-ЮАНЬ "три круга" — сложное понятие, объединяющее целый комплекс представлений о биоэнергетической структуре человече-
17
ского организма и его месте в системе "небо — земля — человек". Этот
термин используется для, обозначения сбалансированного состояния
адепта при физической, психической, биоэнергетической и других
практиках.
Различные варианты этого упражнения признают во всех направлениях боевых и оздоровительных систем (рис. 15),
Сань-юань — это положение для статической психофизической тренировки. "Три круга" объединяют несколько уровней понимания гармонии личности.
В космологическом плане человек понимается как единство небесного (ментальная сфера), земного (ноги и нижняя часть корпуса), и собственно человеческого (средняя и верхняя части корпуса) уровней. Так, формальные упражнения динамической медитации стилей тайцзицюань делятся на соответствующие циклы: неба, земли и человека. Выполнение каждого из циклов всего формального упражнения требует равных способов сосредоточения и акцентирования внимания. На космологическом уровне практикуется гармоничное сочетание духовного и. физического состояния человека с космическим процессом.
В морфологическом плане три круга воплощают сочетание движения и состояния "трех соединений" (сань-цзе) — суставных соединений костей на трех уровнях.
Первый уровень — руки.
Включает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.
Второй уровень — ноги.
Включает голеностопный, коленный и тазобедренный суставы.
|
|
Третий уровень — корпус.
Включает плечевой пояс, бедра и поясницу.
Общее, правило совмещения работы трех соединений требует, чтобы каждое соединение сочеталось с другими как внутри своего уровня (запястье — с движением локтя и плеча), так и соединениями других уровней (запястье — с голеностопным и тазобедренным суставами). Поясница выполняет роль центра, управляющего движением соединений всех трех уровней (рис. 16).
В плане физиологии три круга увязывают в единую систему все процессы обмена человеческого организма с окружающей средой: поглощение, усвоение, вывод. Биоэнергетическое представление практики трех кругов достаточно сложно. Разные системы цигун (умение управлять биоэнергетическими потоками) пользуются разными классификациями видов энергии Ци, составляющих биоэнергетический потенциал человека. Тем не менее, существуют базовые понятия культивации энергии Ци в организме. Они основываются на практике трех кругов, трех потоков. Энергетический обмен осуществляется так же в три цикла: ввод, преобразование и отдача.
Преобразование, в свою очередь, проходит три стадии: исходный поток энергии ЦЗИН техникой медитации и очищения преобразуется в энергию ЦИ. Циркуляция потоков ЦИ в организме человека в соединении с соответствующей практикой приводит адепта в состояние духов-
Рис. 15
Положение Три круга" в разных традициях психической регуляции.1. Психо-
физическая балансировка в положении ма-бу школ шаолинского бокса 2. Прак-
тика Великого Предела в динамической медитации ТАЙ-ЦЗИ 3. Практика
биоэнергетического дыхания в системе ДАО-ИНЬ.
Рис. 16
Связь трех соединений на трех уровнях.
Рис.17
Объединение трех обителей ЦЗИН, ЦИ и ШЭНЬ.
ной чистоты ШЭНЬ. Достижение этого состояния позволяет совершить завершающее преобразование в состояние ШУ — полной пустоты.
Техника медитативной практики также пользуется тремя кругами циркуляции энергии внимания: ручной круг циркуляции, ножной круг циркуляции и "малый небесный круг контроля энергетического потока" — сяо-тянь-чжоу. Малый небесный круг проходит по спине и груди человека, а вместе с ножным и ручным кругами составляет единую систему ментального управления движением ЦИ в организме — "большой небесный круг" циркуляции энергии, называемый "да-тянь-чжоу".
В древнем трактате так описывается единство трех сил Цзин, Ци и Шэнь в даосской алхимической практике бессмертия: "Тело, сердце и мысль — суть три обители (рис. 17), Вместе они составляют круг зачатия. Цзин, Ци и Шэнь называются тремя источниками. Сливаясь воедино, они суть пилюля бессмертия. Единение трех начал — в пустоте. Очисти тело — и духовная сила Шэнь станет твоей сущностью, расслабь все тело — и духовная сила Шэнь войдет в твое природное начало. Сила спокойной мысли позволит соединить три природные основы. Сущность и чувства едины, подобно элементам дерева и металла. Духовная сила и природное начало связаны, как элементы огня и воды. Сила спокойной мысли объемлет все пять начал (все многообразие мира). Из неподвижности тела природное начало вливается в пустоту, из неподвижности чувств энергия преобразуется в дух, из спокойствия мысли дух соединяется со вселенной".
Дыхательно-медитативная практика в положении сань-юань-ши — это сложный блок увязанных в одну систему представлений о человеке и его месте в этом мире. Различные практики энергетических преобразований в этом положении объединены в сань-юань-ши-чжань-чжу-гун — искусство неподвижной медитации в положении трех кругов. Независимо от акцентов, которые адепт ставит в каждый конкретный сеанс медитации, знание принципа трех потоков и автоматическое следование ему необходимы при отработке любой техники кун-фу, включая кинжальное фехтование.
|
|
Медитация в положении трех кругов сань-юань-ши для стабилизации трех потоков особенно важна на начальных этапах усвоения техники. Разминка перед каждой тренировкой также проводится по системе трех соединений. Она включает разминку суставов рук, ног, плечевого пояса, тазобедренного сустава и поясницы.
При разминке суставов рук необходимо широко развести руки в стороны в положении стоя. Не сгибая рук начните разминку с вращательных движений пальцами во всех возможных направлениях. Затем вращение переводится на запястья, локтевые суставы и в заключение — на плечевой пояс. Разминка проводится как в режиме мягких, медленных
20'
движений, так и с максимально сильным, амплитудным вращением. Мягкость движений должна позволять синхронно совершать любые допустимые движения всеми суставами.
После разминки рук и плеч разминочные вращательные движения переводятся на шею, поясницу, бедра, колени и голеностопные суставы. Начинать разминку следует с каждого сустава в отдельности, а завершать — общим спонтанным движением во всех суставных объединениях с произвольным передвижением.
Г |
Рис. 18 Разминка отделов позвоночника. |
|
Для разминки позвоночника следует пользоваться упражнением, показанным на рисунке 18. Из начального положения, наклоном головы вперед начните сгибать позвоночник. Внимание концентрированным последовательным движением прослеживает каждый сгибаемый позвонок. Так, последовательно контролируется сгиб позвонков шейного, грудного и поясничного отделов (рис. 18, А, Б, В, Г). Разгибание можно
проводить двумя способами. Первый — в последовательности, обратной сгибанию (Г, В, Б, А на рис. 18). Второй способ — в последовательности Г, Д, Е, Ж, 3 на рис. 18, когда разгибание начинается с шейного отдела с прогибом в пояснице. В любой из последовательностей упражнение следует выполнять с максимальным контролем внимания за движением
|
|
каждого позвонка. Добивайтесь мягкости и волнообразности движений.
Результатом практики гармоничного соединения трех потоков применительно к кинжальному фехтованию должно стать ощущение слаженности выполняемых движений независимо от их сложности.
Соединение неподвижной медитативной практики трех кругов с разминкой по системе трех соединений позволяет добиться оптимального сплава мягкости и напряжения, расслабления и силы, скорости и неторопливости — качества, необходимые в динамическом кинжальном фехтовании. Расширяется и диапазон возможностей адепта.
Большое значение в кинжальном фехтовании придается мягкости движения рук. Возьмите кинжал любым хватом с наружным положением клинка (рис. 19). Движением кисти руки вверх, вправо, вниз и влево добейтесь мягкой работы всех суставов. Этим упражнением тренируются две техники ударов: опережения и запаздывания клинка. В первой технике кисть и запястье следуют за движением клинка, во второй — мягкость создается за счет лёгкого запаздывания клинка, вслед за ведущим запястьем. Техника опережения запястьем используется для режущих, а техника опережения клинком — для колющих ударов. Есть и сложные совмещенные техники.
Рис. 19 |
Рис. 20 Траектории вращательных движений руками, |
22 |
Следующее упражнение вырабатывает умение свободно выполнять движения рукой с кинжалом по всем возможным траекториям. Схемы
движения рук как в единоборствах без оружия, так и в фехтовальных системах, исторически восходят к известному символу Тай-цзи-ту — "схеме Великого Предела" (см. рис. 2). В философском смысле эта схема символизирует различные аспекты отношений противоположных начал Инь и Ян. Для техники фехтования важно лишь графическое представление этого символа. Схема траекторий движения рук в усложненном виде (рис. 20) повторяет Тай-цзи-ту. Упражнение заключается в том, чтобы движением руки повторить все траектории схемы в любом направлении в колющей, режущей или любой другой технике.