Промежуточная фиксация кинжала в руке во время перехватов и переводов из одного положения в другое допускает вспомогательные, нестандартные, часто слабые хваты оружия на одном (рис. 40) либо на двух (рис. 41) пальцах.
28
Рис. 38
Рис.39
Рис.40
Рис.41
Нестандартная техника требует специальной тренировки пальцев, без которой фехтование превращается в жонглерство.
Нестандартная техника составляет отдельный раздел кинжального фехтования. Изучать ее следует только после усвоения базовой техники.
на четкость начального и конечного положения каждого приема. Главная роль в движениях переводов отводится пальцам рук. Они в большинстве случаев начинают движение и задают импульс вращения кинжала при выполнении перевода. Кисти рук, локти и запястья играют лишь вспомогательную роль.
Смена положения клинком вверх на нижнее положение в хвате, показанном на рисунке 42, начинается резким толчком указательным и безымянным пальцами от себя. В исходном положении А клинок начинает вращение вниз. В промежуточной фазе перевода Б пальцы разжаты, но рукоятка кинжала контролируется в месте их соединения. Конечное положение фиксируется большим пальцем на рукоятке В, либо сжатием пальцев в кулак Г.
|
|
В обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А) начальный импульс задается рывком рукоятки на себя указательным и средним пальцами. Работа пальцами должна сочетаться с коротким вспомогательным движением кистью в направлении перевода-.
Из начального положения А (рис. 43) указательный палец начинает движение клинка, заставляя его совершать вращение вниз, с одновременным раскрытием ладони Б. Рукоятка переводится вверх, где фиксируется одним из двух способов: с упором большим пальцем на рукоятке
ТЕХНИКА ПЕРЕВОДОВ
В разнообразной, сложной технике фехтования правильность выполнения приемов зависит от умения молниеносно менять положение оружия в руке. Это позволяет в свободном передвижении проводить удары, необходимые в каждом конкретном положении. Самый удобный и эффективный способ выбора правильного положения кинжала в руке — это перевод, то есть смена ориентации клинка в руке без изменения хвата. Каждый из хватов, описанных в предыдущей главе, допускает несколько вариантов положения кинжала. Правильный выбор положения клинка позволяет существенно расширить или изменить сектор защит и атак, поэтому усвоение техники переводов дает возможность минимальными средствами использовать весь диапазон движений.
Техника всех переводов однотипна. Различия состоят лишь в особенностях самих хватов и в вытекающей отсюда специфике движений кинжала, пальцев и запястья.
|
|
При отработке техники переводов необходимо добиться умения свободно менять положение клинка движением руки в любой плоскости и во всех направлениях. При этом особенное внимание следует обращать
30
Рис, 42
Рис. 43
В, либо сжатием пальцев в кулак Г. Хват В используется в Основном для колющих ударов, в то время, как хват Г сильней и эффективней.
Перевод в обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А) так же начинается движением указательным пальцем на себя.
Рис.44 |
Сильное начальное положение клинка вверх (рис. 44) можно сменить на нижнее В. Для этого мизинец должен сильно послать рукоятку
Рис. 45
вперед вместе с раскрытием пальцев руки. Это придаст кинжалу вращательный момент и клинок развернется внутрь Б. Во время вращения оружия в пальцах рукоятка должна быть плотно и глубоко посажена у их оснований. Кисть руки скручивается внутрь, в направлении вращения кинжала, помогая движению.
Перевод оружия в обратном направлении (В-Б-А) должен сопровождаться резким подсекающим движением запястьем.
На рисунке 45 показан перевод кинжала в хвате с центральным внутренним положением клинка. В исходном положении А кинжал направлен вперед для ударов из нижнего сектора, Для быстрого перевода в верхнее положение В требуется слаженная работа пальцами; указательный и средний — на себя, а безымянный и мизинец — от себя, В промежуточном положении Б пальцы должны разгибаться так, чтобы кинжал не мог вылететь из руки.
В |
В качестве исходного положения удобнее пользоваться хватом Г.
Техника перевода в обратном направлении (В-Б-А) аналогична, с применением подсекающего движения кистью.
На рисунке 46 условно показаны допустимые Секторы атак из положений А и В.
32
33
Рис.47
Рис. 48
ном положении необходимо особенно внимательно контролировать плотность прижима рукоятки пальцами.
Хват на указательном пальце — слабое положение, но часто используется благодаря широким возможностям переводов (рис, 47). Из начального состояния А кинжал вращается клинком внутрь и после прохода промежуточного положения Б, приводится в одно из трех положений: В, Г или Д, В качестве начального положения можно пользоваться хватом с упором большим пальцем в гарду Б.
Обратный перевод из положений В, Г и Д проводится в стандартной технике.
Полный жесткий хват всей ладонью легко меняется переводом в более удобные и пластичные варианты хватов (рис. 48).
Из начального положения А кисть раскрывается с одновременным выбросом клинка вперед. Рукоятка с началом движения зажимается у основания большого и указательного пальцев Б, Вращение кинжала завершается в одном из трех положений: В, Г или Д. Такой перевод сильно меняет диапазон возможностей кинжала в руке.
Слабое положение клинком вниз А (рис. 49) меняется на положение клинком вверх для подсекающих ударов снизу В. В слабом промежуточ-
34
Рис.49
ТЕХНИКА ПЕРЕХВАТОВ
Самый сложный раздел в кинжальном фехтовании — перехваты, быстрая смена хвата оружия и выбор его оптимального положения в руке во время передвижения.
Овладение искусством перехватов требует не только высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и кистями рук, но также и хорошей технической.подготовки. Это означает, что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в фехтовании.
Различаются базовая система комбинаций и вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко употребляемые варианты смены положения оружия в руке. Базовый раздел перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.
|
|
Перехваты можно проводить в трех ситуациях.
1. Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
2. При движении руки вперед, в процессе удара.
3. При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.
Рис.50 |
36 |
Практически все перехваты кинжала проводятся в технике вращения между пальцами.
Рис, 51
Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение клинком вниз — один из самых распространенных (рис. 50).
Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б.
Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем — и всей кистью руки Г.
Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение
клинком вниз (рис. 51, сравните с комбинацией на рисунке 50), можно проводить вращением клинка вниз.
Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б. При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным пальцами;
Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки вверх.
Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на рис. Г.
Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.
Положение кинжала для прямых ударов (рис. 52-А) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.
37
Рис.52