Исследовательские методы

здоровьесберегающие ( физминутки в 5-6 классах, гимнастика для глаз)

игровые технологии, (педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.)

групповая работа (в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

 

Содержание программы

Введение – 2 часа

Сочинение как жанр творческой работы. Сочинения разных жанров. Особенности сочинений-рассуждений, основанных на доказательстве, объяснении, опровержении, размышлении. Сочинения-рассуждения сравнительного типа. Рассуждение на историко- или теоретико-литературные темы. Рассуждение на публицистическую тему.

Подходы к оцениванию сочинений: по количеству допущенных ошибок и критериальные. Критерии оценивания сочинений-рассуждений.

Составление индивидуального плана действий (алгоритма) по созданию сочинения-рассуждения.

Знакомство со структурой развёрнутого сочинения-рассуждения. Рассмотрение терминов, необходимых для работы над сочинением (исходный текст, тема и идея текста, проблема текста, комментарий текста, позиция, тезис, аргумент).

Составление плана сочинения на основе предложенных критериев.

 

Стили речи. – 2 часа

Функциональные стили речи (книжные и разговорный) и их основные признаки. Составление обобщающей таблицы «Стили речи» по плану: цель, форма реализации, языковые средства, сфера использования, жанры. 

Работа с текстами: определение стилевой принадлежности текстов.

Текст. Типы речи. Средства выразительности речи. – 4 часа

Признаки текста: информативность, связность, смысловая целостность, завершённость, членимость, ситуативность. Особенности текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Цепная и параллельная связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи.

Работа с текстами: определение типов речи, нахождение средств связи предложений в тексте. Разработка алгоритма определения типов речи.

Тема и основная мысль текста. Темы широкие и узкие. Актуальность темы. Определение темы и основной мысли текста.

Работа с текстами: определение темы и идеи текста.

Выразительные возможности русского языка. Роль выразительных средств для понимания авторского текста.

Работа с текстами (анализ текстов): выявление выразительных средств, способствующих наиболее точной и образной передаче авторских мыслей и чувств.

Проблема текста. Позиция автора. – 3 часа

Вычленение проблемы исходного текста, определение позиции автора на примере текстов публицистического стиля. Разработка алгоритма вычленения проблемы и определения авторской позиции через анализ текста публицистического стиля; формулировка проблем текста на основе предложенных клише. Анализ сформулированных проблем и позиций на соответствие исходному тексту. Отработка фрагментов сочинения.

Вычленение проблемы исходного текста, определение позиции автора на примере текстов художественного стиля. Разработка алгоритма вычленения проблемы и определения авторской позиции через анализ текста художественного стиля; формулировка проблем текста на основе предложенных клише. Анализ сформулированных проблем и позиций на соответствие исходному тексту. Отработка фрагментов сочинения (написание частей сочинения на основе предложенных образцов).

Оформление вступления к сочинению: именительный темы, вопросно-ответная форма, риторический вопрос, риторическое восклицание, сообщение о теме, афоризм, цитата из текста и пр. Написание частей сочинения, включающих формулировку проблемы исходного текста и отражение позиции автора.

Комментирование исходного текста. – 3 часа

Способы комментирования текста. Комментарий текстуальный и концептуальный.

Работа с текстами: формулировка проблем текста, комментарий текста по одной из проблем; выявление позиции автора. Отработка фрагментов сочинения (анализ и редактирование комментариев).

Анализ примеров комментирования проблемы исходного текста по предложенным вопросам (критериям оценивания). Самостоятельное комментирование исходного текста.

 

Авторская позиция и позиция экзаменуемого. Аргументация. 

 – 5 часов

Собственная позиция экзаменуемого: согласие, несогласие с мнением автора. Повторение понятий аргументация, тезис, аргумент. Структура аргументации. Способы введения аргументов. Работа с текстами: формулирование собственной позиции. Подбор аргументов. Отработка фрагмента сочинения.

Обзор возможных проблем текста и аргументов к ним. Заполнение сводной таблицы.

Анализ возможных проблем исходных текстов. Формулирование собственной позиции и подбор аргументов.

Логическое завершение сочинения. Оформление заключительной части сочинения: вывод или обобщение, вопросно-ответная форма, риторический вопрос, риторическое восклицание, афоризм, цитата и пр.

Отработка различных вариантов заключительной части сочинения.

Работа с текстами: классификация возможных проблем текстов и подбор литературных аргументов к ним. Отработка фрагментов сочинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: