Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Тема

По рабочей программе

Кол-во часов Кол-во Контрольные диктант Проекты
I Русский язык: прошлое и настоящее 13 ч 1  
II Язык в действии 10 ч   1
  III   Секреты речи и текста   11 ч 1 1
  Итого: 34 ч 2 2

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 3 класс

Тема Характеристика деятельности учащихся
Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)  
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.

 

 

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми;

распознают слова, называющие природные явления и растения;

 

распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 

 

поиск информации о происхождении фамилии

находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках

учатся подбирать и употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).  
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя.
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.
Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.
Какой лес без чудес. Образные названия растений.
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).  
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).  
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.  
У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.
Проектное задание: «История моего имени и фамилии» поиск информации в словарях о происхождении слов
Обобщение  по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» выполняют  работу
Язык в действии (10 ч)  
Как правильно произносить слова. работают со словарем ударений
Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка

учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

 

 

учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа;

 

 

учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

Обучающее изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.
Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных
Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов

 

учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов

Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями
Входной контрольный диктант по разделу выполняют   работу
Секреты речи и текста (11 ч)    
Особенности устного выступления

учатся строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

 

Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»
Типы текста. Текст - рассуждение

 знакомятся со структурой текста рассуждения;

 

учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации

Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации  
Учимся редактировать тексты

 

учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы
Текст – повествование. Структура текста.

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст;

 

учатся оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

 

 

Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России
Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея.
Обучающее сочинение на тему «Как я провёл выходной день».
 Итоговый контрольный диктант выполняют итоговую работу

Класс  (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

 Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

 

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

 

Резерв учебного времени – 4 ч.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: