№ | Тема | По рабочей программе | ||
Кол-во часов | Кол-во Контрольные диктант | Проекты | ||
I | Русский язык: прошлое и настоящее | 13 ч | 1 | |
II | Язык в действии | 10 ч | 1 | |
III | Секреты речи и текста | 11 ч | 1 | 1 |
Итого: | 34 ч | 2 | 2 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 3 класс
Тема | Характеристика деятельности учащихся | ||
Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч) | |||
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. |
распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; распознают слова, называющие природные явления и растения;
распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
поиск информации о происхождении фамилии находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках учатся подбирать и употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов | ||
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | |||
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. | |||
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги. | |||
Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра. | |||
Какой лес без чудес. Образные названия растений. | |||
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | |||
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия» | |||
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). | |||
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | |||
У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием. | |||
Проектное задание: «История моего имени и фамилии» | поиск информации в словарях о происхождении слов | ||
Обобщение по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» | выполняют работу | ||
Язык в действии (10 ч) | |||
Как правильно произносить слова. | работают со словарем ударений | ||
Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка | учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа;
учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок | ||
Обучающее изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок» | |||
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. | |||
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. | |||
Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных | |||
Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок | |||
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов |
учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов | ||
Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями | |||
Входной контрольный диктант по разделу | выполняют работу | ||
Секреты речи и текста (11 ч) | |||
Особенности устного выступления | учатся строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
| ||
Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка» | |||
Типы текста. Текст - рассуждение | знакомятся со структурой текста рассуждения;
учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации | ||
Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации | |||
Учимся редактировать тексты |
учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы | ||
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы | |||
Текст – повествование. Структура текста. | учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст;
учатся оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
| ||
Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России | |||
Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея. | |||
Обучающее сочинение на тему «Как я провёл выходной день». | |||
Итоговый контрольный диктант | выполняют итоговую работу |
Класс (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
|
|
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.