Задание для обратной связи

Напишите эссе, раскрыв смысл эпиграфа к данному уроку.

Выполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы        

План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                                

IV четверть.

Раздел І. Показатель развития общества: экология, биоресурсы

Урок № 9

Тема урока: Летопись современности. Суммативное оценивание за раздел

Цель: на этом уроке вы ознакомитесь с основными особенностями и жанрами публицистического стиля; прокомментируете отдельные положения «Экологического манифеста»; выскажете свою точку зрения относительно его содержания и стиля.

 

Гений человечества должен служить только людям,

их процветанию. Зелёный свет всему, что сберегает ресурсы жизни.

Н. Ф. Р е й м е р с

 

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете его смысл?

 

Гений человечества должен служить только людям, их процветанию. Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни. Н.Ф. Реймерс Какие ассоциации у вас вызывает слово манифест?

 

Просмотрите видеопрезентацию «Публицистический стиль», по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=lnFs5GvXwB

 

Задания

 

1. Упр. 1, стр. 45. Ознакомьтесь со словарной статьей существительного манифест из «Словаря иностранных слов». Относится ли это слово к общественно-политической лексике? Обоснуйте свой ответ.

Манифест, -а, м. (нем. manifest – призыв). Воззвание, обращение, декларация политической партии, общественной организации или высшего органа государственной власти, имеющие программный характер. * Манифестация. Манифестант. Манифестировать.

2. Упр. 2, стр. 45. Послушайте и прокомментируйте высказывания известного российского ученого-зоолога, эколога Николая Федоровича Реймерса.

3. Упр. 3, стр. 45. Сопоставьте слова с их лексическим значением. Выберите нужное толкование слов.

 

Формативная работа.

 

1. Упр. 4, стр. 46. Выразительно прочитайте вступительную часть «Экологического манифеста». Почему выделенные нарицательные существительные пишутся с прописной буквы? Обоснуйте свой ответ.

2. Упр. 5, стр. 47. Какие средства публицистического стиля использованы в тексте манифеста? Какова их роль? Выпишите наречие с не- и объясните его написание, используя орфографический минимум из «Вашего помощника». Приведите примеры слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е.

 

Задание для обратной связи.

Упр. 10, стр. 49. Составьте два кластера со словами природа и защита                                               Выполненное задание выслать для проверки.

Источник: Авторы: У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, А.Т. Есетова, Г.А. Атембаева. Русский язык и литература. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 1. Алматы: «Атамұра», 2020. – 208 с.

 

Разработчик: Мантаева Р.Т., учитель русского языка и литературы лицея №161 имени Ж.Жабаева при поддержке ГНМЦНТО Управления образования г. Алматы                                                                                                                                               

 

 Примерные задания суммативного оценивания за раздел                                                «Показатель развития общества: экология, биоресурсы»

Цель обучения

Г.11.2.2 пересказывать тексты, адаптируя содержание для определенной целевой аудитории с использованием средств для привлечения внимания;

Ч.11.3.1 понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора; реплики и предоставляя обратную связь

Критерии оценивания   Обучающийся

Определяет основное содержание текста

Выделяет лексические и грамматические единицы в тексте

Вступает в диалог, правильно понимает и употребляет реплики

Предоставляет обратную связь

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Время выполнения 20 минут

Чтение

Задания

Прослушайте текст и ознакомьтесь с вопросам.

Транскрипт

Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. В республике имеются всего три могильника для ядерных отходов и все они располагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990–1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов.

Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.

Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амударьи и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил всего 450 км3, соленость воды увеличилась с 11–12 г/л до 26–27 г/л, что привело к гибели многих видов морских животных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5–2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона.

Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10–15 лет снизился на 2,8–3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки.

Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2 139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала.

В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/429

Вопросы:

1. О чем говорится в тексте?

А) об особенностях природы

В) о проблемах экологии

С) об улучшение экологии

2. Что означает выражение «ждать у моря погоды»

А) отдыхать

В) работать

С) бездействовать

3. Укажите синоним к слову «загрязнение» А) засорение

В) очищение

С) улучшение

4. В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики …

Эта информация …

А) не соответствует тексту

В) отсутствует в тексте

С) соответствует тексту

Говорение

2. Используя, основную мысль прочитанного текста, подготовьте план данного текста для пересказа. Кратко перескажите текст. Время на подготовку – 5 минут.

 План самостоятельной работы учащегося 11 класса по русскому языку и литературе

                                                                                                                                                

I четверть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: