Цели: учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя-рассказчика; обсудить особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, чем они различаются по своей цели и построению.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
Урок 39. Т. Пономарева «Автобус»
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Сегодня очередное занятие клуба «Ключ и заря». Мы продолжаем изучать начатую нами на прошлых уроках тему.
— Кто помнит, как она называется?
(Учитель читает текст в учебнике на с. 113.)
— Определите тему нашего урока. (Прочитать историю из книги Татьяны Пономаревой «Укротитель макарон».)
(Учитель выставляет портрет писательницы и книгу «Укротитель макарон».)
Материал для учителя
Татьяна Дмитриевна Пономарева родилась 9 ноября 1977 г. в Москве у Покровских Ворот. Училась в маленькой сельской школе в подмосковном поселке Клязьма, потом в любимой 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Закончила Литературный институт им. Горького. Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором... «Думаю — все эти мои работы были по призванию, обо всех вспоминаю с благодарностью».
В детстве хотела стать балериной, любила читать сказки. На вопрос: «Почему Вам нравится быть писателем?» — она отвечает: «Не знаю. Наверное, потому, что уже поздно становиться балериной».
— Откройте содержание учебника и найдите, какие истории из этой книги нам предлагают почитать.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 114 и прочитайте произведение Татьяны Пономаревой «Автобус».
— Сколько героев (действующих лиц) в этой истории? Миша говорит, что двое, а Маша — что их не меньше трех. А как думаете вы?
— Поведение автобуса напоминает вам чье-то поведение? Чье именно?
— Объявление в газете подтверждает вашу догадку?
(Дети ищут подтверждение своих ответов в тексте.)
— Симпатичный ли человек бабушка? Перечитайте произведение и выберите слова и выражения, которые помогут вам составить характеристику бабушки.
— Что вы можете сказать о ней? (Это добрый, заботливый человек, она пожалела автобус, отмыла его и отремонтировала, ночью беспокоилась, все смотрела в окно, а утром нашла хозяина.)
121 |
— Она похожа на вашу бабушку? Чем?
Поймать сбежавшего из зоопарка льва, укротить макароны, успокоить грустное привидение и приютить бездомный автобус не так уж и просто. Но отважная и добрая бабушка легко справляется с этими трудными делами.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
(Учитель читает текст на с. 115—116.)
— Как вы думаете, это рассказ, сказка или небылица? Найдите отрывки из текста, подтверждающие ваше мнение.
(Учитель продолжает читать текст на с. 116—117.)
— Чем же похожи небылица, рассказ и сказка? (Это все литературные жанры. И в небылице, и в сказке, и в рассказе все события могут быть выдуманными.)
— А чем отличаются? (Цели разные.)
Познакомимся с содержанием на плакате Летучей Мыши на с. 116 и узнаем цели этих жанров.
— Теперь вы сможете ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст — действительно небылица?
— Еще раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Как вы считаете, «Автобус» — это сказка или рассказ?
Прочитайте, как ответил на этот вопрос Михаил Потапович. (По смыслу это сказка-рассказ.)
— Как вы думаете, что хотел сказать Михаил Потапович о построении сказки? Вы согласны с ним?
— Прочитаем информацию на плакате Летучей Мыши на с. 117. (В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.)
(Учитель читает диалог Анишит Йокоповны и Кости Погодина на с. 117.)
— Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем необыкновенные.
— Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевленные предметы как живые? Как называется такой прием? (Олицетворение.)
VII. Рефлексия
— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, то поднимите зеленый флажок. Если все удавалось не сразу, были затруднения, то поднимите красный флажок.
Урок 40. Т. Пономарева «В шкафу»
VIII. Подведение итогов урока
— Понравилось ли вам произведение Татьяны Пономаревой? Чем?
— Что вы можете сказать об авторе? (Татьяна Пономарева обладает фантазией и развитым воображением, и под ее взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.)
Домашнее задание
1. Найти и прочитать рассказы Т. Пономаревой.
2. Тетрадь для самостоятельной работы: № 13 (с. 30).