Цель: обобщить полученные знания по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
— Вспомните, какую тему мы изучали. («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)
— Откройте содержание учебника и назовите фамилии авторов и названия произведений, которые мы прочитали.
— Какие секреты смешного помогли нам открыть эти авторы?
— Проверьте себя по учебнику: еще раз прочитайте запись на плакате Летучей Мыши на с. 85.
— К каждому секрету смешного подберите примеры из прочитанных в этой главе произведений.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Проверочная работа
(Работа проводится по тетради для самостоятельной работы: № 13 (с. 23-25).)
VI.Рефлексия
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. (На доске картинка, на которой изображены ступеньки к вершине знаний.)
|
|
— С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.
(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)
Домашнее задание
217 |
Тетрадь для самостоятельной работы: № 14 (с. 25).
Тема 7 КАК РОЖДАЕТСЯ ГЕРОЙ
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять, кто является сказочным героем; объяснять понятия «герой сказки» и «герой рассказа»; анализировать поступки героев (понимать, что герои многих сказок ведут себя одинаково); делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев; различать жанры произведений.
Урок 76. Настоящий сказочный герой. Кто он? Сказки «Колобок», «Гуси-лебеди»
Цель: познакомить с чертами сказочного героя.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Откройте учебник на с. 86. Прочитайте название новой темы. («Какрождается герой».)
— Как вы ее понимаете?
— О чем бы вы хотели узнать?
— Кого называют героем?
— Как рождается герой?
— Как ведут себя герои? Какие поступки совершают? Ученый Ал-Бируни сказал: «Знание — самое превосходное
из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Вы согласны с этим высказыванием?
Пусть эти слова будут девизом при изучении темы. Открываем очередное занятие клуба «Ключ и заря».
Digitized by Google
Урок 76. Настоящий сказочный герой. Кто он?
|
|
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 86. Прочитаем текст и узнаем, какие вопросы обсуждают члены клуба.
(Чтение текста на с. 86.)
— О каких значениях слова «герой» вы узнали? (7. Человек, совершивший подвиг. 2. Главное действующее лицо произведения.)
III. Работа по теме урока
— Какое отношение имеет сказка «Колобок» к нашей теме?
— Что вы узнали о Колобке? (Это главное действующее лицо произведения. Он настоящий сказочный герой, правда, герой- неудачник.)
— Как вы понимаете смысл этих слов?
Вспомним сюжет сказки и ответим на вопросы из рубрики
«Выскажи свое мнение» на с. 87.
— Колобок уходит из дома?
— По дороге ему встречаются препятствия и опасности? Какие именно?
— Все ли препятствия ему удалось преодолеть?
— Анишит Йокоповна сказала, что герои сказок ведут себя сходным образом. Как вы это понимаете?
— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 87.
— Что нового вы узнали?
— Итак, вы получили новые знания. А теперь ответьте на вопрос: является ли Колобок сказочным героем с этой точки зрения?
— Прочитаем мнение Маши на эту тему. Что она думает?
— Какие доводы приводит Михаил Потапович? Прочитайте.
— А теперь постарайтесь своими словами рассказать, что характерно для настоящего сказочного героя.
— Вспомните русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Работая в парах, выполните задания на с. 88.
— Можно ли Аленушку назвать настоящим сказочным героем? Докажите свою точку зрения. (Ушла из дома в поисках братца. Преодолела множество трудностей: смогла убежать от Бабы-яги; спаслась от гусей-лебедей. Вернулась домой повзрослевшей и поумневшей.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа в тетради для самостоятельной работы
219 |
(Учащиеся выполняют № 16 (с. 29).)
VI. Подведение итогов урока
— Какую тему мы начали изучать?
— Какие новые знания получили?
— Какой момент урока вам понравился?
— Что вызвало затруднения?
Домашнее задание
Придумать собственную сказочную историю, учитывая все три вывода, которые есть на плакате Летучей Мыши на с. 87.
Урок 7 7. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы», Ю. Мориц«Жора Кошкин»
Цели: проследить, как рождается герой современной авторской сказки; продолжить учить детей определять тему и главную мысль текста; учить сравнивать и обнаруживать сходный смысл в текстах; оценивать черты характера героев, опираясь на их поступки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
— Назовите тему раздела.
— Вспомните, какие значения имеет слово «герой». Дома вы должны были написать сказочную историю. (Отвечают 2—3 учащихся.)
— Ведет ли себя ваш сказочный герой по всем правилам? Докажите.
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
(Учитель читает диалог Анишит Йокоповны и Кости Погодина в учебнике на с. 88.)
— Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Выяснить, как ведут себя герои в современных авторских сказках.)
— Что же утверждает Анишит Йокоповна?
Давайте с нашими героями проверим это утверждение.
— Откройте содержание и найдите фамилию автора и название произведения, которое будем изучать. (Б. Заходер «История Гусеницы».)
— Вам знаком этот писатель?
Урок 77. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы»
Материал для учителя
Борис Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки животных, их особенности и рассказывал нам о них в своих произведениях. Он перевел на русский язык такие хорошо знакомые вам произведения, как «Вин- ни-Пух и все, все, все», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Алиса в стране чудес».
— С какими произведениями вы знакомы? Познакомимся еще с одним.
IV. Работа по теме урока
|
|
(Дети по цепочке читают первую часть сказки на с. 88—92.)
— Вам понравилось начало этой истории? О ком она? (О гусенице.)
— Как жила Гусеница?
— Перечитайте первые три части этого отрывка.
— Можно ли сказать, что у каждой из них своя тема? О чем каждая часть?
— Прочитайте слова Миши на с. 92. Вы согласны с ним? А почему?
— Теперь еще раз посмотрите эти три части. Какова главная мысль каждой из них? Прочитайте утверждение Маши.
— Какова главная мысль первой части? Найдите ее в тексте.
— Какую главную мысль второй части определила Маша? Прочитайте.
— Кто сможет закончить Машино высказывание?
— Маша считает, что главная мысль третьей части может быть выражена словами Клопа. Найдите эти слова Лесного Клопа и прочитайте.
— Как вы их понимаете? Что значит «духовные интересы»? (Интересы, связанные с внутренним миром, с чувствами и переживаниями.)
— Просмотрите конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова.
— Кто их произносит?
— Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же? (Примерный ответ. В первой части это слово произносится от лица Гусеницы и выражает ее взгляд на мир: хорошо — это когда много крапивы, то есть еды. Слово «хорошо» во второй части наполнено совсем другим смыслом: оно произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг все очень красиво.)
221 |
— Закройте глаза и представьте: начало весны, солнце пригревает все сильнее и сильнее, появились первые цветы
и травы, все теплее ветер, а луг покрывается цветами. Хорошо?
— В какой части говорится о Кузнечике? (В 5-й.)
— В какой части говорится о птицах? (В 4-й.)
— Как Гусеница называет Кузнечика и птиц?
— Как вы думаете, почему? (Она считает, что пение и музыка — это пустое занятие.)
— Найдите и прочитайте ее высказывание.
— Вы догадываетесь, что произошло с Гусеницей в последнем отрывке?
— Почему с ней это произошло?
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
(Чтение диалога ребят на с. 93—94.)
|
|
— Хотите и вы послушать это стихотворение?
(Учитель читает стихотворение на с. 94.)
— Вам понравилось стихотворение? Какие еще стихотворения этого автора вы помните? («Хвостики», «Букет Котов».)
— О ком рассказал нам автор-рассказчик?
— Почему именно такую фамилию придумала поэтесса герою? (Он, словно кошка, утащил из гнезда вороненка.)
— Прочтите строчки, выделенные одинаково, сравните их между собой. (Сначала ворон пострадал от Жоры, а потом Жора — от ворона.)
— Можете сказать, что в этом стихотворении смешного? (Смешно то, что ворон и Жора меняются местами: сначала ворон боится за вороненка, а затем Жора боится высоты; Жора оказывается на месте того, кого хотел обидеть.)
— Как Жора себя ведет в такой ситуации?
(Чтение стихотворения по ролям.)
— Предположите, почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Б. Заходера.
VII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились?
— Чем они похожи?
— Итак, наш сказочный герой покидает дом. Вы хотели бы узнать продолжение этой истории?
— Предположите, как дальше будет развиваться история с Гусеницей.
Домашнее задание
Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 86).
Урок 78. Б. Заходер «История Гусеницы» (продолжение ), Л. Яхнин «Лесные жуки»
Цели: учить определять тему и главную мысль произведения; представлять себе черты главного героя, опираясь на его высказывания и поступки; кратко пересказывать основные моменты текста своими словами; сравнить два текста и обнаружить в них сходный смысл.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
— Вспомните, какое произведение мы начали изучать.
— Что узнали о Гусенице?
— Чем закончилась первая часть истории?
— Хотите узнать о ее приключениях?
(Чтение по цепочке со с. 95 до слов «И она увидела...».)
— Предположите, что увидела Гусеница.
— Как вы думаете, почему автор поставил многоточие?
— Прочитаем дальше и узнаем.
(Дети по цепочке читают сказку на с. 96—98.)
— Вы ожидали такой поворот событий?
— Маша считает, что Гусеница мало изменилась. О чем она по-прежнему думает, по ее мнению?
— Что же, ничего не изменилось в ее взглядах на окружающий мир? Маша считает, что у Гусеницы появилось то, чего раньше не было. Вы догадываетесь, на что Маша обратила внимание? (Да, она по-прежнему думает только о крапиве, но у нее появился определенный интерес к окружающему миру; она стала задавать вопросы Жуку.)
— Как вы думаете, почему Жук разбирается в окружающем мире намного лучше Гусеницы? Что позволяет ему повидать мир? (Он умеет летать и имеет возможность видеть мир с высоты своего полета.)
— А каким он видит мир? Найдите и перечитайте его высказывания.
— Расскажите своими словами.
— Что вы можете сказать о Жуке?
— Догадываетесь, почему Жук такой самоуверенный и жизнерадостный? (Ему нравится отвечать на вопросы, он чувствует себя знатоком окружающего мира.)
— На сколько частей вы бы разделили этот отрывок? Маша и Миша разделили его на три части и придумали название для каждой из них. Прочитайте и расставьте их в нужном порядке. (7. Скворушка отпускает Гусеницу, и она спасается. 2. Жук объясняет Гусенице, что такое речка, небо, лес. 3. Жук приглашает Гусеницу путешествовать вместе с ним.)
Эти названия очень подробные и имеют повествовательный характер, в них рассказывается о том, что произошло в сказке.
— Атеперь прочитайте, какие названия предложил Костя Погодин. Они стоят в правильном порядке? Наведите порядок. (7. Неожиданное спасение. 2. Открытие мира. 3. Несостоявшееся совместное путешествие.)
— Чем отличаются заголовки, которые дал Костя, от тех, которые предложили Маша и Миша? (Они короче и выражают смысл каждой части сжато.)
— А как бы вы озаглавили каждую часть?
Названия частей могут служить планом, по которому мы будем пересказывать весь отрывок.
— Чьим планом вы воспользуетесь?
— А как сделать пересказ более коротким? (Сказать самое главное.)
— Для этого надо выделить смысловые слова-помощники. Перечитайте первую часть отрывка и подчеркните такие слова. (Не знал, брось немедленно, выпустил Гусеницу, полетела вниз, не потеряла головы, выпустила шелковицу, уселась на сучке.)
(Заслушивают 2—3 кратких пересказа.)
— Прочитаем диалог Гусеницы и Жука по ролям.
— Какими предстают перед нами эти герои?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Миша предлагает прочитать стихотворение J1. Яхнина «Лесные жуки».
(Дети самостоятельно читают стихотворение на с. 100.)
— Почему жуки именно усами приветствуют окружающий мир? Прочитайте, как ответил на этот вопрос Михаил Потапович.
— А откуда у жуков такой кругозор? Кстати, что означает это слово? (По словарю Ожегова: 1. Пространство, которое можно окинуть взором. 2. Объем, широта интересов, знаний.)
— Многое ли видят жуки вокруг себя? Найдите подтверждение в тексте.
— Какие научные факты вы узнали о жуках?
VI. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились на уроке?
— Что их объединяет? (В этих произведениях общий смысл.)
Домашнее задание
Кратко пересказать отрывок по плану (учебник, с. 95—98).
Уроки 7 9, 80. Б. Заходер «История Гусеницы» (окончание ), М. Яснов «Гусеница - Бабочке». Поход в «Музейный Дом»: С. Жуковский «Плотина»
Цели: учить представлять черты характера героя, его интересы; учить определять тему и главную мысль текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
— Вспомните, какую тему изучаем.
— Что нового узнали?
— Вспомните, как началась история про Гусеницу.
— Как закончилась первая часть? (Гусеница осталась одна, обиделась на Жука и пообещала, что у нее тоже будут крылья.)
(Дети по цепочке читают сказку на с. 101 —104. По ходу чтения выясняют значение непонятных слов и выражений.)
— Меняется ли характер Гусеницы?
— Почему ей хотелось иметь крылья? (Сначала — чтобы съесть весь лес, а затем причина изменилась: ей захотелось увидеть весь мир.)
— Подтвердите словами из текста.
— В какое время года началась эта история?
— Просмотрите весь текст. Вспомните самое начало. Сколько времени длится эта история? (Началась история весной, продолжалась все лето, а сейчас осень, значит, эта история длится несколько месяцев.)
— Какое высказывание Гусеницы говорит о том, что уже осень? («Птицы перестали петь».)
— Найдите все фрагменты, выделенные цветом. Какой из них подтверждает, что с Гусеницей произошли серьезные перемены?
— Что же ей хочется? (Ее тянет к прекрасному, говоря словами Клопа, у нее появились «духовные интересы».)
— Вы можете определить главную мысль этого отрывка? (Снаступлением осени Гусеница сильно изменилась, ее интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Хотите прочитать эту историю до конца?
— Предположите, чем она закончится.
— Скоро наступит «роковой» день. Что означает это слово? (Несущий горе, несчастье, страдание, как бы предопределенный роком, то есть судьбой.)
(Дети читают последнюю часть истории на с. 105—109.)
— Какой же день в этой истории назван роковым? Как вы думаете, писатель в шутку или всерьез называет его роковым?
— Что же случилось с Гусеницей?
— Что такое кокон? Подтвердите строчками из текста, что кокон — это выдающееся изобретение природы. («...Под листом, крепко-накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон... Он так прочно устроен, так надежно прикреплен, что ему не страшны ни дожди поздней осени, ни снег... ни метели... ни морозы».)
— Прочитайте сообщение Кости Погодина. Как теперь называется состояние Гусеницы?
— В какое время началось превращение Гусеницы в куколку?
— А в какое время куколка превратилась в Бабочку?
(Учитель выставляет два изображения: гусеницы и бабочки.)
— Сколько же всего времени длилось превращение? (Примерно пять месяцев.)
— Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей? Подтвердите строчками из текста.
— Прочитаем диалог Бабочки и Улитки на с. 100 по ролям.
— Изменился ли характер Гусеницы после превращения? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследования по плану:
1. Речь.
2. Поведение.
3. Желания.
— К какому выводу вы пришли? (Да, характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у нее теперь другие желания: любоваться всем на свете.)
— Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего нужны крылья? Найдите эти строчки в тексте. С какой интонацией их нужно читать? (Срадостью, восхищением.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебпику
— Костя Погодин предложил нам почитать шуточное стихотворение про гусеницу и бабочку Михаила Яснова. Прочитайте на с. 110, как оно называется. («Гусеница — Бабочке».)
— Познакомьтесь с ним.
— Понравилось стихотворение? Чем?
(Чтение текста на с. 110—112.)
2. Обобщепие
Мы сказку о Гусенице прочитали, О ее превращении все мы узнали. Осталось один разгадать нам секрет, На последний вопрос мы отыщем ответ.
— Прочитайте вопрос Михаила Потаповича на с. 112.
— Хотите присоединиться к исследованию? Прочитайте вопросы под символом «Трудное задание».
— Вспомните, что характерно для сказочного героя. Прочитайте подсказку на с. 87.
(Работа ведется в группах. 1-я группа ищет доказательства по 1-му пункту плаката Летучей Мыши, 2-я группа — по 2-му пункту, 3-я группа — по 3-му пункту.
По окончании работы заслушивается отчет каждой группы.)
Ответ
• Гусеница покинула свой «дом», когда ее унес Скворец; ей грозила серьезная опасность: она могла быть съедена и могла разбиться, падая вниз.
• Она преодолела все препятствия: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз.
• Вернулась домой обновленной — превратилась в Бабочку и стала иначе смотреть на мир.
— Какой же вывод можно сделать? (Гусеница обладает всеми чертами сказочного героя.)
— Вспомните, что интересовало Костю Погодина до изучения этого произведения.
— А что ответила Анишит Йокоповна?
— Значит, эта сказка написана по сказочным законам?
— Сказочный герой ведет себя по всем правилам?