III. Работа по теме урока
— В рассказе, кроме мальчика, есть и другие герои, о которых мы не говорили. Кто они? (Автор-рассказчик и майор.)
— Что вы можете о них сказать? Как характеризуют этих героев их поступки? (Они отзывчивые, добрые, понимающие.)
— Прочитаем текст и подчеркнем те строчки, которые подтверждают ваше мнение.
— Оба взрослых человека сумели понять мальчика. А все ли взрослые могут понять детей или только те, кто сумеет встать на место ребенка и посмотреть на ситуацию его глазами?
— Так какого же человека автор считает «настоящим»? (Человека благородной души, чистой совести и того, кто держит данное слово, честен в мыслях и поступках.)
— Ясно ли вам теперь, каким человеком является сам рассказчик? (Он добрый, отзывчивый, ценит людей, у которых есть чувство чести.)
— Вспомните, как называется рассказ, в котором двое взрослых людей так же серьезно отнеслись к маленькой девочке. (А. Куприн «Слон».)
— Вспомните эту историю. Заслуживала ли та маленькая девочка такое внимательное отношение к своей просьбе? (Да, потому что это был не каприз, а воплощение мечты, способствующее ее выздоровлению; она поправилась благодаря родительской любви; но главная причина — в самой девочке, в ее способности любить и заботиться о других.)
|
|
— Теперь вы сможете ответить на главный вопрос этой главы: что общего у героя сказки и героя рассказа? (Чтобы стать главным героем, надо совершить поступок, преодолеть трудности.)
— А в чем отличие? (В сказке поведение героя подчиняется определенным правилам: оно всегда одинаково, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира.)
— Какой же внутренний мир у Темы — героя рассказа «Детство Темы»? (Это мальчик любит свою собачку и готов ради нее на любые жертвы; он решительный и мужественный, сообразительный и расторопный.)
— А какой внутренний мир у героя рассказа «Честное слово»? (Это мальчик стойкий, мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять.)
— Что пережил герой рассказа J1. Пантелеева? (Чувство одиночества, отчаяния и страха.)
— А Тема? (Острое чувство любви и жалости к собачке, страх и отвращение, когда лез в колодец.)
— Чем же герои похожи на тех, кого мы называем героями в жизни? (В рассказах речь идет о конкретных людях, которые действуют в самых разных обстоятельствах, предлагаемых жизнью.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Поход в «Музейный Дом»
— Анишит Йокоповна предлагает нам рассмотреть картину Зинаиды Серебряковой «За обедом». Найдите ее в «Музейном Доме». Членам клуба «Ключ и заря» картина понравилась. А вам?
|
|
— Что изобразила художница? Прочитаем на с. 136, что рассказала нам о картине Анишит Йокоповна.
— Вы догадываетесь, какие характеристики относятся к Жене, а какие — к Шуре?
(Продолжение чтения текста. Дети отвечают на вопросы учебника.)
— А теперь найдите картину Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Как вы думаете, девочка способна принять участие в шумных играх? Или она робкая и застенчивая?
— Что же нам помогает судить о характере детей? Может быть, их позы — то, как они сидят или стоят? Ведь поза может выражать готовность к движению, а может быть воплощением спокойствия.
— Рассмотрите еще раз детей, изображенных 3. Серебряковой и О. Ренуаром. Какие у них позы? Эти позы могут нам рассказать о характерах детей?
— Какие у них характеры? (Примерный ответ. Тата сидит уверенно, удобно, непринужденно, подогнув ноги, по-хозяйски прикрывает тарелку ладошкой, держась пальчиками за край подушки. Позу девочки на картине О. Ренуара можно назвать немного скованной, робкой. В самой позе — застенчивость и деликатность. Она аккуратная.)
— А может, самое главное — это то, как человек смотрит, выражение его глаз и лица?
— Посмотрите на лица Таты, Жени и Шуры. Рассмотрите лицо девочки с картины О. Ренуара. А теперь постарайтесь ответить на вопрос. (Примерный ответ. Взгляд Шуры внимательный и пытливый, он смотрит безотрывно, в упор, прямо на собеседника. Это говорит о его открытости, активности, любознательности. Тата чем-то озабочена, она не по возрасту серьезна, смотрит требовательно, чуточку обиженно. Женя задумчив и рассеян, весь в себе. Лицо девочки на картине О. Ренуара светится какой-то тихой радостью. Она доброжелательно улыбается и словно ждет, чтобы ей что-то разрешили.)
— Какой же вывод можем сделать? (Понять характер человека можно и по его позе, и по выражению его глаз и лица.)
VI. Подведение итогов урока
— С каким произведением вы познакомились?
— Что нового узнали?
В заключение Анишит Йокоповна просит послушать «Симфонию № 1» С. Прокофьева, которая называется «Классическая».
(Звучит аудиозапись.)
— Прислушайтесь к музыке, и вы услышите детские голоса.
— Поделитесь впечатлениями.
Домашнее задание
1. Перечитать произведение J1. Пантелеева «Честное слово» (учебник, с. 127—135).
2. Нарисовать иллюстрацию к тексту.
Уроки 8 7, 88. Н. Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный Дом»: картина А. Мещерского «У лесного озера»
Цели: продолжать учить делать вывод о характере героя, его интересах, опираясь на его высказывания и поступки; доказать, что герой стихотворения обладает чертами настоящего героя; провести сравнительный анализ мироощущений героев поэтического и живописного произведений.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Викторина
— Узнайте произведение и назовите автора. За каждый правильный ответ вы получите букву.
1. «У меня есть крылья!» (Борис Заходер «История Гусеницы».) — Й
2. Ни за что теперь не трону
Ни сороку, ни ворону. (Ю. Мориц «Жора Кошкин».) — Е
3. «Теперь отдохну и потом опять полезу. А когда вылезу и расскажу, как я смешно кричал на себя, все будут смеяться, и я тоже». (Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».) — О
4. Я вам так признательна! Здесь и вправду тесно,
Но сначала Куколке уступите место! (М. Ясное «Гусеница — Бабочке».) — Р
5. «Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие мальчишки подходят и говорят: "Хочешь поиграть в войну?"» (Л. Пантелеев «Честное слово».) — Г
— Соберите слово. (Герой.)
— Герой — главное действующее лицо в произведении. Назовите сказочных героев из викторины, которые произносили эти слова.
|
|
— А теперь назовите героев рассказов.
— Что же нужно сделать, чтобы стать героем повествования? (Совершить поступок и преодолеть препятствия.)
Познакомимся еще с одним героем и узнаем, какой он совершил поступок и какие препятствия преодолел.
— Расшифруйте фамилию автора и название произведения.
А Б В Г
|
Б2А1В1Г2ВЗГ1БЗ Б2А2В1В2Г1ГЗ Г2Б1 «Б2Г1 Б1Г2ВЗАЗА2»
Ответ: Николай Некрасов «На Волге».
(Учитель выставляет портрет писателя. Читает текст в учебнике на с. 138.)
— Что вы узнали? (Поэт вспоминает о собственном детстве, но пишет от лица придуманного героя.)
— Прочитайте на с. 138 фамилию вымышленного героя. (Ва- лежников.)
IV. Работа по теме урока
(Дети читают первую часть стихотворения на с. 138.)
— Любит ли мальчик мир природы? Приведите доказательства из текста.
— Найдите описание природы. (В глуши, у берега реки.)
— Кто догадался, на берегу какой реки жил мальчик?
— Посмотрим на карте, где находится река Волга.
— С кем сравнивает себя мальчик? (Смолодым зверьком.)
— Что автор подчеркивает этим сравнением — то, что герой: 1) ловкий; 2) молодой и беспечный; 3) вольный, свободный, не домашний; 4) дикий, непокорный?
— Перечитайте первую часть стихотворения и обсудите в парах все возможные варианты.
(Примерный ответ. Ловкий: «...с высокой кручи на песок скачусь...». Молодой и беспечный: «...то берегом реки бегу, бросая камешки...». Вольный, свободный: «...иду на помощь рыбакам, катаюсь в челноке, брожу по островам».)
— Что такое челнок? (От слова «челн» — выдолбленная из дерева лодка.)
— Чувствует ли мальчик себя частью природы?
— Костя интересуется, какого возраста герой. Прочитайте ответ Михаила Потаповича.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
(Чтение второй части стихотворения на с. 139—140.)
— Можете ли теперь ответить на вопрос Кости? Подтвердите, что герой не взрослый юноша, а мальчик. (Унего есть няня, которая пугает его волками и чертями.)
— Можно ли героя назвать послушным? (Мальчик непослушный, он выходит ночью в сад, несмотря на запреты няни.)
|
|
— Страшно ли было мальчику?
— Что он делает для того, чтобы преодолеть свой страх, как заставляет себя не бояться? Подтвердите строчками из текста.
— Почему мальчик пошел к пруду — из любопытства? Чтобы испытать себя? (Больше из любопытства.)
— Какие строчки подтверждают ваше мнение?
— Подтвердите примерами из текста, что герою было очень страшно и что победа над собой давалась ему с большим трудом.
— Прочитайте высказывания Маши и Миши и ответьте на вопросы.
— Валежников — настоящий герой? К какому выводу пришли ребята? (Да, настоящий герой, так как он выходит из дома ночью, преодолевает опасности и страх и, одержав победу над самим собой, над собственным страхом, возвращается домой.)
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением вы познакомились?
— Вам оно понравилось?
— Мы достигли цели урока?
Домашнее задание
1. Выразительно читать две части произведения (учебник, с. 138-140).
2. Составить рассказ о мальчике.
Ход урока 2
I. Организационный момент
III. Работа по теме урока
— Вам интересно, что случилось с мальчиком, когда он подрос?
(Чтение последнего отрывка на с. 142.)
— Вы поняли, что решил сделать Валежников? (Он решил уйти из дома, уехать далеко от родных мест.)
— Перечитайте строчки, выделенные цветом. Поясните их.
— Значение каких слов вам непонятно?
Пренебрег — отнестись с пренебрежением, без уважения.
За отческий порог — за порог дома, где жил герой вместе с родителями.
— Сможете ли вы объяснить подчеркнутые строчки?
(Выслушивают варианты ответов детей.)
— А теперь прочитайте, как понял эти строчки Костя. Вы согласны с ним?
— Кто уговаривает подростка не уходить из дома? (Все друзья и мать.)
— А кто еще? (Лес и речка.)
— Прочитайте слова, которые герой произносит от имени леса.
— А можете ли найти строчки, который герой произносит от имени реки?
— О чем же просили героя лес и речка? (Никуда не уезжать, так как лучше родных мест нет ничего на свете.)
— Послушался ли герой тех, кто его любит?
— Маша хочет знать, куда ушел Валежников и что он будет делать.
— Прочитайте рассказ Анишит Йокоповны о Николае Некрасове.
— Что вы узнали?
— Перечитайте еще раз три отрывка. Найдите подтверждение того, что Николай Некрасов писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную.
Материал для учителя
Николай Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив обучение в гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидел, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей денег. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтобы он поступил в Дворянский полк. В университет Николая не приняли, деньги он скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба он писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то во флигельке, хозяева которого со дня надень ждали его конца...
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Найдите в «Музейном Доме» картину Арсения Мещерского «У лесного озера». Что вы видите?
— «Художник Мещерский был младшим современником поэта Некрасова», — сообщил Михаил Потапович. Вы понимаете, что значит «был младшим современником»?
— Давайте рассмотрим фрагмент с мальчиком. Что вы можете сказать?
— Озеро, на котором мальчик рыбачит, большое? (Противоположный берег озера еле виден, значит, озеро очень большое.)
— Сравните изображение неба над деревьями справа и над озером. Где небо кажется более высоким и величественным?
— Какой вам кажется фигурка мальчика-рыбака по сравнению с озером, небом, камнями?
— Какой представляется художнику Мещерскому природа по сравнению с человеком? (Фигурка человека кажется маленькой и незначительной; природа по сравнению с человеком кажется художнику могучей, бескрайней и величественной.)
— Миша сказал, что этот мальчик напоминает ему Валежни- кова. А вам? Чем? (Мальчик на картине, так же как и герой стихотворения Некрасова, чувствует себя в мире природы очень свободно и спокойно, он ощущает себя частью природы.)
VI.Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились?
— Что их объединяет?
— Как вы думаете, почему эти произведения помещены в этот раздел?
В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать музыку Сергея Рахманинова — вторую часть «Концерта № 2 для фортепьяно с оркестром до минор».
(Прослушивание аудиозаписи.)
— Что вы чувствуете? Чувствуете необыкновенный простор, гладь воды, свежесть утра?
А теперь послушаем вторую часть «Симфонии № 1 соль минор» Василия Калинникова.
— У вас появилось ощущение, что время как будто застыло, что повторяются одни и те же впечатления?
Так бывает, когда долго смотришь на воду во время рыбалки.
— Поделитесь впечатлениями: что вы услышали? Что представили? Что почувствовали?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы: № 17 (с. 35).
Урок 8 9. Н. Некрасов «Крестьянские дети» [отрывок). Обобщение по разделу
Цель: обобщить знания по теме «Как рождается герой».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
— Познакомимся еще с одним стихотворением поэта Николая Некрасова. Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 37 и прочитайте его название.
— Встречались ли вам дети, которые способны совершать взрослые поступки? С одним из таких детей мы сейчас познакомимся.
(Учитель читает отрывок из стихотворения.)
— Кто рассказал нам эту историю?
— О чем она?
— Значение каких слов вам непонятно? В студеную пору — в мороз.
Хворосту воз — целая повозка сухих опавших ветвей.
Шествуя — идти, двигаясь торжественно, важно.
В полушубке овчинном — из шкуры овцы.
Больно грозен — сердит.
Вестимо — конечно, бесспорно.
(Далее ведется работа по вопросам на с. 38—39.)
— Можете ли доказать, что мальчик — настоящий герой?
— Можно ли мальчика назвать взрослым, если да, то почему? (Прежде всего, по манере общения с незнакомым человеком и благодаря его чувству ответственности.)
— Прочитайте еще раз название. Вы согласны с таким названием?
— Какие чувства испытывает автор-рассказчик к герою?
— Перечитайте стихотворение.
— Когда вы читали его, то в какой ритм попадали?
Урок 89. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)
— Перечитайте первые две строчки. У вас не появилось ощущение, что каждое слово выделено особо, после каждого — небольшая остановка?
— Какой же ритм?
— Найдите ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот неспешный ритм. («Гляжу, поднимается медленно в гору...»)
— Прочитайте стихотворение выразительно, выбрав правильную интонацию и ритм.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Вспомните, какую тему мы изучили.
— С произведениями каких авторов познакомились?
— Что узнали?
Ответ
• Какими чертами обладает настоящий сказочный герой.
• В современной авторской сказке герой ведет себя практически так же, как в народных сказках.
• Какие особенности отличают героев рассказов.
• Чтобы стать главным героем, нужно совершить поступок и преодолеть препятствия.
• В сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции и герои ведут себя одинаково.
• Поведение героя рассказа зависит от его внутреннего мира, характера и воли.
• Герои рассказов не похожи друг на друга.
VI.Рефлексия
(На доске картинка с изображением ступенек к вершине знаний.)
— С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.
249 |
(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)