Введение
В настоящее время продолжает оставаться актуальной, социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, количество которых достигает 20-30% от детской популяции младших школьников.
Большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Термином «задержка» подчеркивается несоответствие уровня психического развития возрасту, а также временный характер отставания, которое постепенно преодолевается в условиях специально организованного воспитания и обучения детей с ЗПР.
Для детей с ЗПР наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы отмечается недостаточное развитие познавательной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе.
|
|
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям присуще и некоторое отставание в развитие двигательнойсферы: общей моторики, моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Исследование оральногопраксиса у детей с ЗПР показало наличие у них затруднений при выполнении заданий на динамическую организацию движений. Нарушена у детей с ЗПР моторикакистейипальцеврук, особенно при выполнении тонких произвольных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. При выполнении заданий на воспроизведение какого-либо движения или их серий дети нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, испытывают трудности ориентирования в пространстве (М.Ш. Адилова, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Марковская, Н.А. Цыпина и др.).
Клинические и психолого-педагогические исследования показывают, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают соответствующей зрелости: им не хватает знаний и умений, не сформирован необходимый для обучения уровень развития умственных операций, произвольной регуляции, мотивационной готовности.
Старший дошкольный возраст и задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР.
Специфику отставания дошкольников с ЗПР в личностном развитии во многом определяет уровень их коммуникативного поведения, сформированности деятельности общения с взрослыми. Для большинства старших дошкольников с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения, которая в норме формируется у детей младшего возраста (3-5 лет). С опозданием формируется у детей с ЗПР общение на внеситуативно-личностном уровне, которое основывается на личностных мотивах, осуществляется с помощью речевых средств общения, служит целям познания социального мира людей (норм и правил поведения, личностных проявлений и др.).
|
|
У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях зву-копроизношения, бедности и недостаточной дифференциро-ванности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей отмечаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухо-речевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко наблюдаются многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания. Такие дети испытывают затруднения в словесной регуляции деятельности (А.Д. Кошелева, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.).
Задачами коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР являются:
· развитие и совершенствование общей и ручной моторики;
· развитие и совершенствование артикуляционной мото-рики (статической, динамической организации движений; переключения движений; объема, тонуса, темпа, точности, координации);
· развитие слухового восприятия, внимания;
· развитие зрительного восприятия, памяти;
· развитие ритма;
· формирование произносительных умений и навыков:
· коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
· совершенствование лексических и грамматических средств языка;
· развитие навыков связной речи.
Подготовительный период коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР
В подготовительный период восполняются пробелы в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создается база, необходимая для коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР, проводится работа по развитию общей, ручной, речевой моторики, развитию слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти, ритма, формированию произносительных умений и навыков (21).
При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в недостаточной сформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, поэтому любое задание надо предлагать ребенку в игровой форме.
Работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук рекомендуется регулярно проводить по трем направлениям: 1) пальцевая гимнастика; 2) работа в тетрадях — отработка элементарных графических навыков; 3) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
— Пальцевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия или в середине занятия в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук («Погладим котенка», «Веселые маляры», «Веселый оркестр» и др.). Далее даются задания на удержание позы кисти руки, сначала по подражанию, затем по речевой инструкции («Зайчик», «Кольцо», «Коза-дереза» и др.). Позже детям предлагаются упражнения, состоящие из серии последовательных движений («Пальчики здороваются», «Зайчик — кольцо», «Ладонь-кулак» и др.).
|
|
Графические работы в альбомах и тетрадях готовят руку ребенка к обучению письму. Видами графических заданий являются: рисование волн, радуги, клубов дыма и т.д.; дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов; обводка лекал; заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. В качестве тренинга пальцев и кистей рук можно использовать разнообразные упражнения с предметами: застегивание и расстегивание пуговиц; шнурование обуви; нанизывание колец, бусинок на леску; работа с мозаикой и конструкторами и др.
Фонетическая сторона речи у дошкольников с ЗПР страдает различными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции. Помимо этого отмечается общая вялость артикуляции вследствие снижения тонуса артикуляционных мышц.
Картина проявления нарушений звукопроизношения у детей включает: отсутствие звука, искажение звука, замену звука и смешение звуков. К моменту поступления в школу у большинства детей с ЗПР отмечается сочетание дефектов звукопроизношения (смешение — замена), (смешение — искажение) в речевом потоке. Такое смешение звуков может быть обусловлено как нарушениями фонематического восприятия, так и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания.
Наряду с отклонениями в различении фонем дети с ЗПР испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов. У детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, выявлен низкий уровень владения звуковым анализом слова. Выделение последовательности звуков, определение количества звуков в слове, выделение гласных и согласных в конце слова — все это вызывает значительные трудности у детей.
Нарушения речи, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием, могут привести к заменам звуков и букв при обучении чтению и письму, поэтому требуется длительная работа по развитию фонематического восприятия и формированию звукового анализа при подготовке ребенка к школе. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР должна осуществляться с коррекцией речи в целом, т. е. включать развитие фонематической стороны речи, словарного запаса, грамматического строя языка.
|
|
На занятиях по подготовке к обучению грамоте у детей формируются представления о звуковом составе слова;
на первом этапе дети учатся выделять звуки из слова, определяют место звуков в словах, уточняют смыслоразличи-тельные функции звуков речи; на втором этапе — обучаются последовательному выделению звуков.
Формирование полноценного звукового анализа предусматривает определенную последовательность действий ребенка. Сначала дети выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, при этом соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют условными значками-фишками. Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек, вычерчивают их, как бы записывая слова без букв.
Полноценное формирование звукового анализа происходит в условиях постепенного увеличения и усложнения предлагаемого детям материала. Предусматривается также и возрастающая самостоятельность детей при выполнении заданий.
В задачи основного этапа коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входит:
· совершенствование лексических и грамматических средств языка;
· развитие навыков связной речи;
· обогащение коммуникативного опыта (удивление, радость, огорчение, рассуждение и др.).
В подготовительном периоде дети учились узнавать и различать звуки, сначала неречевые звуки, затем — гласные и согласные, сравнивать звуки по артикуляции, узнавать и выделять звук среди других. Проводилась работа по дифференциации согласных звуков, сходных по акустико-артикуляционным свойствам, изолированно, в слогах с использованием сигнальных карточек, фишек разного цвета и формы.