Подготовительный период коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР

Введение

В настоящее время продолжает оставаться актуальной, социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обу­чении, количество которых достигает 20-30% от детской популяции младших школьников.

Большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического разви­тия (ЗПР), которые по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной ста­дии. Термином «задержка» подчеркивается несоответствие уровня психического развития возрасту, а также временный характер отставания, которое постепенно преодолевается в условиях специально организованного воспитания и обуче­ния детей с ЗПР.

Для детей с ЗПР наряду с незрелостью эмоционально-во­левой сферы отмечается недостаточное развитие познава­тельной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограниченности запаса знаний об окружаю­щем мире и практических навыков, соответствующих воз­расту и необходимых для начала обучения в школе.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям присуще и некоторое отставание в развитие двигательнойсферы: общей моторики, моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Исследование оральногопраксиса у детей с ЗПР показало наличие у них затруднений при выполнении заданий на динамическую организацию движений. Нарушена у детей с ЗПР моторикакистейипальцеврук, особенно при выполнении тонких произвольных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. При выпол­нении заданий на воспроизведение какого-либо движения или их серий дети нарушают последовательность элемен­тов действия, опускают его составные части, испытывают трудности ориентирования в пространстве (М.Ш. Адилова, Г.И. Жаренкова, И.Ф. Марковская, Н.А. Цыпина и др.).

Клинические и психолого-педагогические исследования показывают, что к школьному возрасту дети с ЗПР не дос­тигают соответствующей зрелости: им не хватает знаний и умений, не сформирован необходимый для обучения уро­вень развития умственных операций, произвольной регуля­ции, мотивационной готовности.

 

 

Старший дошкольный возраст и задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР.

Специфику отставания дошкольников с ЗПР в личност­ном развитии во многом определяет уровень их коммуника­тивного поведения, сформированности деятельности обще­ния с взрослыми. Для большинства старших дошкольников с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма об­щения, которая в норме формируется у детей младшего воз­раста (3-5 лет). С опозданием формируется у детей с ЗПР общение на внеситуативно-личностном уровне, которое ос­новывается на личностных мотивах, осуществляется с по­мощью речевых средств общения, служит целям познания социального мира людей (норм и правил поведения, лично­стных проявлений и др.).

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях зву-копроизношения, бедности и недостаточной дифференциро-ванности словаря, трудности усвоения логико-грамматичес­ких конструкций. У значительной части детей отмечаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухо-речевой памяти. Даже при внешнем благо­получии устной речи нередко наблюдаются многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость выска­зывания. Такие дети испытывают затруднения в словесной регуляции деятельности (А.Д. Кошелева, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.).

Задачами коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР являются:

· развитие и совершенствование общей и ручной моторики;

· развитие и совершенствование артикуляционной мото-рики (статической, динамической организации движе­ний; переключения движений; объема, тонуса, темпа, точности, координации);

· развитие слухового восприятия, внимания;

· развитие зрительного восприятия, памяти;

· развитие ритма;

· формирование произносительных умений и навыков:

· коррекция нарушений изолированных звуков; автома­тизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях, связной речи; дифференциация звуков; кор­рекция нарушений звуко-слоговой структуры;

· совершенствование лексических и грамматических средств языка;

· развитие навыков связной речи.

Подготовительный период коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР

В подготовительный период восполняются пробелы в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создается база, необходи­мая для коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР, проводится работа по развитию общей, ручной, рече­вой моторики, развитию слухового, зрительного восприя­тия, внимания, памяти, ритма, формированию произноси­тельных умений и навыков (21).

При определении системы работы по коррекции дви­гательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ЗПР проявляется в недостаточной сформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, поэтому любое задание надо предлагать ребенку в игровой форме.

Работу по развитию и совершенствованию тонкой мо­торики кистей и пальцев рук рекомендуется регулярно проводить по трем направлениям: 1) пальцевая гимнасти­ка; 2) работа в тетрадях — отработка элементарных графи­ческих навыков; 3) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальцевая гимнастика проводится в течение 3-5 ми­нут в начале занятия или в середине занятия в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук («По­гладим котенка», «Веселые маляры», «Веселый оркестр» и др.). Далее даются задания на удержание позы кисти руки, сначала по подражанию, затем по речевой инструкции («Зай­чик», «Кольцо», «Коза-дереза» и др.). Позже детям предла­гаются упражнения, состоящие из серии последовательных движений («Пальчики здороваются», «Зайчик — кольцо», «Ладонь-кулак» и др.).

Графические работы в альбомах и тетрадях готовят руку ребенка к обучению письму. Видами графических за­даний являются: рисование волн, радуги, клубов дыма и т.д.; дорисовывание недостающих деталей у цветов и пред­метов; обводка лекал; заштриховка и раскрашивание кон­турных изображений, картинок в альбомах для раскраши­вания. В качестве тренинга пальцев и кистей рук можно использовать разнообразные упражнения с предметами: за­стегивание и расстегивание пуговиц; шнурование обуви; на­низывание колец, бусинок на леску; работа с мозаикой и конструкторами и др.

Фонетическая сторона речи у дошкольников с ЗПР страдает различными нарушениями: нечеткостью произне­сения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более про­стыми по артикуляции. Помимо этого отмечается общая вя­лость артикуляции вследствие снижения тонуса артикуля­ционных мышц.

Картина проявления нарушений звукопроизношения у детей включает: отсутствие звука, искажение звука, заме­ну звука и смешение звуков. К моменту поступления в шко­лу у большинства детей с ЗПР отмечается сочетание дефек­тов звукопроизношения (смешение — замена), (смешение — искажение) в речевом потоке. Такое смешение звуков мо­жет быть обусловлено как нарушениями фонематического восприятия, так и ослаблением контроля со стороны ребен­ка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания.

Наряду с отклонениями в различении фонем дети с ЗПР испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов. У детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, выявлен низ­кий уровень владения звуковым анализом слова. Выделение последовательности звуков, определение количества звуков в слове, выделение гласных и согласных в конце слова — все это вызывает значительные трудности у детей.

Нарушения речи, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием, могут привести к заменам звуков и букв при обучении чтению и письму, поэтому требуется длительная работа по развитию фонематического восприятия и форми­рованию звукового анализа при подготовке ребенка к шко­ле. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР должна осуществляться с коррекцией речи в целом, т. е. включать развитие фонематической стороны речи, сло­варного запаса, грамматического строя языка.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте у де­тей формируются представления о звуковом составе слова;

на первом этапе дети учатся выделять звуки из слова, опре­деляют место звуков в словах, уточняют смыслоразличи-тельные функции звуков речи; на втором этапе — обучают­ся последовательному выделению звуков.

Формирование полноценного звукового анализа пре­дусматривает определенную последовательность действий ребенка. Сначала дети выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, при этом соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового соста­ва слова и заполняют условными значками-фишками. Да­лее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек, вычерчивают их, как бы записывая слова без букв.

Полноценное формирование звукового анализа проис­ходит в условиях постепенного увеличения и усложнения предлагаемого детям материала. Предусматривается так­же и возрастающая самостоятельность детей при выпол­нении заданий.

В задачи основного этапа коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входит:

· совершенствование лексических и грамматических средств языка;

· развитие навыков связной речи;

· обогащение коммуникативного опыта (удивление, ра­дость, огорчение, рассуждение и др.).

В подготовительном периоде дети учились узнавать и различать звуки, сначала неречевые звуки, затем — глас­ные и согласные, сравнивать звуки по артикуляции, узна­вать и выделять звук среди других. Проводилась работа по дифференциации согласных звуков, сходных по акустико-артикуляционным свойствам, изолированно, в слогах с ис­пользованием сигнальных карточек, фишек разного цвета и формы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: