Распределение учебного материала

Класс Всего часов Урок развития речи   Урок внеклассного чтения Контрольная тестовая работа Контрольное сочинение Литература родного края Текстуальное изучение произведений Резерв
10 класс 105 10 4 4 4 2 78 3

 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
1 ВВЕДЕНИЕ Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Русская литературная критика второй половины XIX века. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман. Межлитературные связи. Н.Г. Чернышевский «Что делать?» Межпредметные связи. История. Социально-историческое развитие России в середине XIX века и реформа 1861 года. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Музыка. «Могучая кучка». Изобразительное искусство. Художники-передвижники. Для внеклассного и семейного чтения. Н. Скатов. Литературные очерки. «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями». Т. 2 Личностные: формирование гражданской позиции обучающихся как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: способностьк построению индивидуальной образовательной траектории Предметные: Обучающийся характеризует факторы, повлиявшие на развитие литературы данного периода; называет основные темы и проблемы литературного периода; приводит примеры произведений, относящихся к этому периоду; определяет место русской литературы XIX века в контексте мировой культуры; составляет тезисный план выступления; выражает собственное мнение о необходимости изучения классической литературы XIX века.
8

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

2 Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803-1873) Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...» Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Межлитературные связи. Традиции Тютчева в поэтическом творчестве символистов, поэзии С. Есенина, Б. Пастернака и других. Ю. Нагибин «Сон о Тютчеве». Межпредметные связи. Философия. Фридрих Шеллинг. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Ф.И. Тютчева работы С. Александровского. Й.К. Штилер. Амалия Крюденер. Портрет Елены Денисьевой. 1842. Неизвестный художник. И. Левитан. Вечерний звон. «Осенний день. Сокольники», «Над вечным покоем», «Весна. Большая вода». Н. Нестеров «Молчание». Музыка. Романсы на слова Ф.И. Тютчева: С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Г.В. Свиридова. П.И. Чайковский. Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Памятник Тютчеву в Овстуге (автор проекта – А.И. Кобилинец). Для внеклассного и семейного чтения Ф.И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Чему бы жизнь нас не учила…» и другие стихотворения (по выбору учителя и обучающихся). Личностные: формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся знает биографию поэта; ведет диалог о художественных достоинствах стихотворений поэта; классифицирует лирику (пейзажная, любовная, лирика, посвященная проблеме национальной самобытности); выразительно читает наизусть стихотворение, комментирует его; анализирует стихотворения и рецензирует результаты анализа своих одноклассников; раскрывает своеобразие символических картин природы и мимолетного состояния души человека, отмечает художественные достоинства поэтического языка; передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики).
2 Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820-1892) Жизнь и творчество. (Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи испособы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком согнать ладью живую...» Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Межлитературные связи. Традиции Фета в поэтическом творчестве символистов, поэзии С. Есенина, Б. Пастернака и других. Межпредметные связи. История. История присвоения дворянства в России. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.А. Фета работы и картины Исаака Левитана, А.И. Куинджи. Портрет А.А. Фета работы И. Репина. О. Бенуа«Зеркальце» вБольшом Трианоне», В. Борисов-Мусатов «Куст ореха», В. Борисов-Мусатов «Реквием», И. Крамской «Лунная ночь». Музыка. Хоровые пьесы К. Жанекена. И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная». Для внеклассного и семейного чтения А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Фантазия», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и другие стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы; формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для анализа стихотворения А.А. Фета Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве А.А. Фета; знает основные особенности его художественного мышления, способность поэта передать самые тонкие движения человеческой души; выразительно читает наизусть стихотворение, обращает внимание на музыкальную ритмоорганизацию текста; читает и комментирует стихотворения, раскрывая глубину их лирического содержания; определяет основные мотивы и темы; передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка.
1 Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875) Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…" Теория литературы. Композиция лирического произведения. Для внеклассного и семейного чтения. А.К. Толстой «Князь Серебряный». Стихи (по выбору учителя и обучающихся). Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве А.К. Толстого; знает основные особенности его художественного мышления, способность поэта передать самые тонкие движения человеческой души; умеет выделять и аргументировано представлять основные темы, мотивы и образы поэзии; раскрывать влияние фольклора и романтической традиции; выразительно читает наизусть стихотворение, обращает внимание на музыкальную ритмоорганизацию текста.
3 Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1877) Общая характеристика. Место поэта в литературном процессе. Лирика Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов о поэте и поэзии. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова. Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова. Изображение разных сторон жизни народа. Многообразие крестьянских типов. Журнальная полемика вокруг поэзии Н.А. Некрасова.  Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Русские женщины».Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Точность в освещении событий, простота сюжета, роль диалога. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация устного народного творчества. Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления. Поэтика «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства — главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы. «Люди холопского звания». Нравственная проблематика поэмы, непреходящее значение этической позиции писателя. Образы «народных заступников» в поэме. Характер Гриши Добросклонова. Идейная позиция писателя по отношению к «народным заступникам». Поэма Н.А. Некрасова — энциклопедия народной жизни середины XIX века. Творчество Н.А. Некрасова в русской критике второй половины столетия.   Стихотворения: "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "В полном разгаре страда деревенская...", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "Внимая ужасам войны...", "Когда из мрака заблужденья...", "Накануне светлого праздника", "Несжатая полоса", "Памяти Добролюбова", "Я не люблю иронии твоей..." Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Развитие понятия о поэме. Межлитературные связи. Журнал «Современник». Деятельность В.Г.Белинского. Межпредметные связи. История. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Поражение России в Крымской войне. Эпоха реформ. Взаимодействие искусств Живопись. Н.А. Некрасов. Литография П.Ф. Бореля, И.Н. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова. Иллюстрации к поэме С.В. Герасимова (Государственная Третьяковская галерея), Д.А. Шмаринова, картина «Нищие» художника С.А. Виноградова, картина «Деревня» Федора Васильева. Музыка. Песенная обработка «Двенадцать разбойников» – музыка Николая Маныкина-Невструева (в исполнении Ф. Шаляпина). Романсы Матюхина А.Б, Якова Пригожего, А.Н. Чернявского, А. Дагмарова, В.С. Ружицкого на стихотворения Некрасова. Архитектура и скульптура. Памятник Н.А. Некрасову в г. Ярославле (1958) скульптора Г.И. Мотовилова и архитектора Л.М. Полякова. Для внеклассного и семейного чтения. Н.А. Некрасов. «На улице», «О погоде», «Праздник жизни – молодости годы…», «Муза», «В дороге», «Огородник», «Нравственный человек» и другие стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и проектировать деятельность; использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем (в том числе в области литературоведения) Предметные: Обучающийся рассказывает биографию поэта; знает основные произведения и позицию Некрасова в современном ему искусстве; составляет тезисы лекции учителя; принимает участие в беседе по теме, используя уже имеющиеся знания; выразительно читает и комментирует стихотворения (со стороны идейности и художественных средств, использованных поэтом); систематизирует произведения по циклам (гражданская, любовная, пейзажная лирика); выделяет стихотворения, относящиеся к гражданской лирике, раскрывает их идейно-художественное своеобразие; объясняет, каков идеал лирического героя Н.А. Некрасова; читает и анализирует выученное наизусть стихотворение; знает содержание и особенности композиции произведения; раскрывает авторскую позицию Н.А. Некрасова как поэта разночинца-демократа; в контексте идеи произведения комментирует прочитанные отдельные главы; исходя из прочитанного, характеризует героев и поэтическое мастерство Некрасова; выступает с дополнительными сообщениями по творчеству Н.А. Некрасова; используя цитатный материал, пишет небольшое сочинение-рассуждение на заданную тему; высказывает свое отношение к проблемам, поднятым в произведениях Н.А. Некрасова.
54

РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

5 Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга. Пьесы: "Доходное место", "На всякого мудреца довольно простоты", "Снегурочка", "Женитьба Бальзаминова". А.Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах А.Н. Островского. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах А.Н. Островского. Непреходящее значение созданных А.Н. Островским характеров. Социальная значимость сатиры А.Н. Островского. Драмы А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница». «Темное царство» в изображении А.Н. Островского, «семейно-денежные отношения» (Н.А. Добролюбов) как основа господства самодуров. Самодурство как социально-психологическое явление. Трагический конфликт личности с социально-бытовым укладом. «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы. Система персонажей. Характер и душа Ларисы, мотив свободного полета, связанный с ее судьбой (чайка). Психологическая драма ее судьбы. "Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. Многомерность характеров, представленных в ней, новый тип конфликта, реализованный в действии (человек и мир; общество и мир). Пролог будущего, "Бесприданница" как "предчеховская" пьеса Островского. А.Н. Островский в критике (Н.А. Добролюбов. Статья "Луч света в темном царстве". Д.И. Писарев. Статья "Мотивы русской драмы"). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия). Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении. Межлитературные связи. Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Ревизор». Межпредметные связи. Развитие русского театра. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет А.Н. Островского работы В.Г. Перова. Эскизы костюмов. Художник А. Головин. 1916 «Гроза». Художник Б. Кустодиев. Иллюстрации к пьесе С.В. Герасимова. Музыка. В. Трамбицкий «Гроза» (опера), В.Н. Кашперов «Гроза» (опера), Леош Яначек (Брно, 1921) «Катя Кабанова» (опера), Б.В. Асафьев «Гроза» (опера), Лодовико Рокка (Италия) «Гроза» (опера). Архитектура и скульптура. Памятник А.Н. Островскому перед Малым театром (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И. П. Машков, 1929) Кино. Телеспектакль «Гроза» (постановщик Б.А. Бабочкин, СССР, 1977). Для внеклассного и семейного чтения А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники» (по выбору обучающихся). Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитание хорошего вкуса Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, периодизацию его творчества, наиболее известные произведения; готовит сообщения на одну из предложенных учителем тем: «Пьесы А.Н. Островского на сцене и в кино», «Гроза» в статье критика-демократа Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; составляет тезисный план к теме; знает и пересказывает содержание пьесы; определяет проблематику, характеризует образы пьесы, особенности ее драматического конфликта; объясняет принципы расстановки действующих лиц; объясняет смысл понятия социально-психологической драмы, отмечает ее признаки; анализирует статью Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; определяет отношение автора к героям; участвует в беседе (дискуссии) по содержанию пьесы; оппонируя, комментирует ответы одноклассников; комментирует, выразительно читает сцены из неё (в том числе в лицах); определяет проблемы, поднятые драматургом; анализирует текст пьесы в соответствии с заданиями (характеристика образов, раскрытие особенностей драматического конфликта, подтекста, выявление роли лирических монологов и др.); принимает участие в диалоге по предложенному заданию; делает самостоятельные выводы об авторской позиции, идейном содержании драмы; комментирует основные положения изучаемых литературно-критических статей; дает собственную оценку произведению; сопоставляет литературные образы драм со сценическими и кинообразами.
5 Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812-1891) Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. Повесть«Фрегат «Паллада»– книга путевых очерков, положившая начало «морской» литературе. «Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар — удвоение темы духовного омертвения. Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга). Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть. Наследование Гончаровым повествовательной манеры Пушкина и Лермонтова. Объективность повествовательной манеры Гончарова. Монографический характер повествования. Разностильность частей. Материализация психологического состояния героев. Функция пейзажа. Авторский лиризм. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева).   Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика. Социально-философский роман. «Говорящая» деталь. Утопия. Автобиографизм. Межлитературные связи. Нарицательные образы – герои художественных произведений. Межпредметные связи.История. Социально-экономическое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И.А. Гончарова работы И.Н. Крамского. Иллюстрации к роману В.А. Табурина, С.М. Шор, В. Морозова, Г. Мазурина, М. Клячко, Н. Щеглова, Т. Шишмаревой, А. Зубчанинова, фотографии сцен спектакля «Обломов» Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, 1958 год. Кино. Х/ф «Несколько дней из жизни Обломова» (режиссер Н. Михалков, СССР, 1979). Архитектура и скульптура. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова в Ульяновске. Для внеклассного и семейного чтения Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы». Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Н.Г. Помяловский «Очерки бурсы».   Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, называет этапные его произведения; знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; определяет проблемы, поднятые в произведении; характеризует Обломова, определяя хорошее и дурное в его характере; комментирует отдельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, пейзаж, интерьер; определяет авторское отношение к героям; выражает собственное отношение к прочитанному.
6 Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883) Жизнь и творчество. (Обзор.) Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И.С. Тургенева, его участие в журнальной полемике. Герой и эпоха в романах И.С. Тургенева. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская (роман «Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами. «Дворянское гнездо».История короткой счастливой любви. Глубина и поэтичность простых, обыденных взаимоотношений. Музыкальность и поэтичность произведения. Драматизм ситуации. Соединение любовного романа с идеологическим. Новый тип «героя времени» в романе «Накануне»,широта интересов и осознанность жизненной цели. Повести "Первая любовь", "Гамлет Щигровского уезда", "Вешние воды", статья "Гамлет и Дон Кихот" в контексте творчества писателя. «Отцы и дети». Смысл названия романа.Споры о путях спасения России.Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм. Портретные характеристики персонажей. Споры вокруг романа и авторская позиция И.С. Тургенева. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Межлитературные связи. Деятельность журнала «Современник». Межпредметные связи. История. Положение России накануне реформы. Кризис крепостнической системы. Разночинцы-демократы. Либералы. Философия. Понятие «нигилизм». Ф.Г. Якоб. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И. С. Тургенева работы И.Е. Репина. Иллюстрации к роману Д. Боровского, И.Д. Архипова Музыка. Сюита из музыки к кинофильму «Отцы и дети» (2008) Петра Климова. Кино. «Отцы и дети» — четырёхсерийный художественный фильм (режиссёр Авдотья Смирнова, 2008). Архитектура и скульптура. Памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу в г. Орле (1968), авторы памятника: скульптор Г.П. Бессарабский, архитекторы А.И. Свиридов и В.С. Атанов. Для внеклассного и семейного чтения. И.С. Тургенев. «Новь», «Записки охотника» (по выбору обучающихся). Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Предметные: Обучающийся рассказывает биографию писателя, называет его этапные произведения (с использованием знаний, приобретенных в предыдущих классах); излагая материал, оперирует уже полученными знаниями. знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; формулирует проблемы, поставленные в романе, ведет диалог, раскрывая их; характеризует Базарова как нового героя нового времени; комментирует отдельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, пейзаж, интерьер, рассуждения героя; анализирует диалоги споров Базарова с Кирсановым; определяет авторское отношение к героям; объясняет смысл названия произведения; раскрывает смысл понятия «стиль писателя», отмечает характерные особенности стиля романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; конспектирует статью Д.И. Писарева, использует конспект при ответе; сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; сравнивает образ Базарова с его интерпретацией в других видах искусства; обобщает свои знания и впечатления о творчестве И.С. Тургенева.  
10 Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. Повести "Неточка Незванова", "Сон смешного человека", "Записки из подполья"в контексте творчества писателя. Великое «пятикнижие» Достоевского. «Преступление и наказание»— первый идеологический роман. Творческая история. Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» вромане, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе. Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского — город униженных и оскорблённых. Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.   «Идиот».Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа. «Подросток» –один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей». Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия».   Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века.   Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм романов Достоевского. Межлитературные связи. Использование Ф.М. Достоевским детективной схемы развития сюжета, связь с творчеством Ч. Диккенса. Межпредметные связи. История. Развитие капиталистических отношений в России второй половины XIX века. Революционный кружок М. Буташевича-Петрашевского. Идеи Фурье. Взаимодействие искусств Изобразительное искусство. Портреты Ф.М. Достоевского работы В. Перова, В.А. Фаворского, И.С Глазунова.Иллюстрации к роману Д.А. Шмаринова, О.С. Евсеева, рисунки И.С. Глазунова. Стрелка васильевского острова. Гравюра начала XIX века. Сенная площадь. Литография середины XIX века. Джотто. Воскрешение Лазаря. Музыка. Рок-опера «Преступление и наказание», автор музыки — Эдуард Артемьев, либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева. Музыкальные миниатюры к фильму «Преступление и наказание», автор музыки – Артюр Онеггер Педролло Арриго "Преступление и наказание" по сюжету романа Ф.М. Достоевского (опера). Кино. х/ф «Преступление и наказание» (1969, СССР) – режиссер Лев Кулиджанов. Архитектура и скульптура. Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора Александра Рукавишникова, архитекторы М.М. Посохин, А.Г. Кочековский и А.С. Шаров. Для внеклассного и семейного чтения. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Бесы» (по выбору обучающихся). Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и художественных поисках Ф.М. Достоевского; знает периодизацию его творчества и основные произведения; последовательно излагает материал; называет основные особенности психологизма Ф.М. Достоевского («диалектика мысли»). знает основные мотивы, главных героев романа; называет некоторые особенности поэтики романа («диалогичность» произведения); комментирует отдельные фрагменты произведения в контексте целого; характеризует Раскольникова как героя периода «слома сознания» и Сонечку как женщину, наделенную «комплексом Богородицы» (любовь спасающая); прослеживает этапы нравственного падения Родиона и рассуждает о возможности (невозможности) его спасения; называет главные особенности стиля писателя: «полифонизм» произведений, «удвоение» образа героя и др.; формулирует проблемные вопросы, связанные с идейностью романа; пишет сочинение либо творческую работу по изученному материалу; выражает собственное мнение о прочитанном.
1 Александр Васильевич СУХОВО-КОБЫЛИН (1817-1903) "Свадьба Кречинского". История создания. Сценическая судьба. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина — новое слово в русской драматургии. Объекты критики и традиции «хорошо сделанной пьесы» комедии «Свадьба Кречинского». Изображение семейных отношений через раскрытие социально-исторических процессов, происходивших в России после отмены крепостного права. Для внеклассного и семейного чтения. М.Е. Салтыков-Щедрин «Смерть Пазухина», «Тени». Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитание хорошего вкуса Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, составляет тезисный план к теме; знает и пересказывает содержание пьесы; определяет проблематику, характеризует образы пьесы, особенности ее драматического конфликта; объясняет принципы расстановки действующих лиц; объясняет смысл понятия социально-психологической драмы, отмечает ее признаки; определяет отношение автора к героям; участвует в беседе (дискуссии) по содержанию пьесы; оппонируя, комментирует ответы одноклассников; комментирует, выразительно читает сцены из неё (в том числе в лицах); определяет проблемы, поднятые драматургом; анализирует текст пьесы в соответствии с заданиями (характеристика образов, раскрытие особенностей драматического конфликта, подтекста, выявление роли лирических монологов и др.); принимает участие в диалоге по предложенному заданию; делает самостоятельные выводы об авторской позиции, идейном содержании драмы; дает собственную оценку произведению; сопоставляет литературные образы драм со сценическими и кинообразами.
1 Всеволод Михайлович ГАРШИН (1855-1888) Жизнь и судьба В.М. Гаршина. «Красный цветок» – произведение о непримиримой борьбе человека со злом. Философский смысл рассказа. Образ — символ в рассказе. Символичность восприятия мира главным героем. "Attalea princeps". Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Ассоциативность рассказа. Аллегория. Понятие об образе-символе. Понятие о притче. Межлитературные связи. А.С. Пушкин «Анчар». Взаимодействие искусств Изобразительное искусство. И. Репин «Не ждали», «Иван Грозный». Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве В.М. Гаршина, отмечает его связи с Донбассом; называет основные этапы его творчества, сквозные темы, главные особенности его прозы; определяет идейно-тематическое содержание произведений; раскрывает особенности изображения действительности; раскрывает поднятые автором проблемы; отмечает роль сюжетно-композиционных элементов; сопоставляет с другими произведениями; выражает собственное отношение к прочитанному.
1 Дмитрий Васильевич ГРИГОРОВИЧ (1822-1900) Д.В. Григорович– русский писатель, представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его произведениях. Рассказ "Гуттаперчевый мальчик" (оригинальный текст). Жанр произведения. Проблематика и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексика в произведении и главная идея. "Прохожий" (святочный рассказ).Интерес к народной жизни, этнографии и фольклору, стремление постичь тайну народного характера, критическое изображение изъянов и пороков представителей чиновничье-бюрократической системы. Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Метапредметные: использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях Предметные: Обучающийся знает содержание рассказов; раскрывает смысл названия и его подзаголовка; определяет идейно-тематическое содержание произведения; раскрывает особенности изображения действительности; раскрывает поднятые автором проблемы; отмечает роль сюжетно-композиционных элементов; характеризует главного героя, пишет сочинение (творческую работу) на заданную тему. выражает собственное отношение к прочитанному.
1 Григорий Иванович УСПЕНСКИЙ (1843-1902) Эссе "Выпрямила". Рассказ "Пятница". Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем. Мнимая «правда», где «все одно унижение, всё попрание в человеке человека». Природа и механизм эстетического воздействия, понимаемого как процесс духовного «распрямления» и прорастания через ряд ассоциаций к осознанию высшего назначения человека как нравственного существа. Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Предметные: Обучающийся знает содержание рассказов, анализирует их содержание в рамках диалога, предложенного учителем; комментирует названия в связи с содержанием прочитанных произведений; делает обобщающие выводы об основных мотивах и художественном совершенстве прозы Г.И. Успенского; на основе изученного материала выражает собственное суждение о прочитанном; дает определение стиля (особенностей письма художника); аргументирует ответ примерами из произведений Г.И. Успенского; сравнивает стиль его прозы с произведениями известных обучающемуся авторов.
2 Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек». Статьи: "Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого", "Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева "Ася"   Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Межлитературные связи. Деятельность журнала «Современник». Межпредметные связи. История. Положение России накануне реформы. Кризис крепостнической системы. Разночинцы-демократы. Либералы. Философия. Понятие «нигилизм». Ф.Г. Якоб. Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: овладение навыками познавательной деятельности Предметные: Обучающийся рассказывает биографию писателя; знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; формулирует проблемы, поставленные в романе, ведет диалог, раскрывая их; комментирует отельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, интерьер, рассуждения героя; определяет авторское отношение к героям; сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении.
4 Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Общий очерк творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. Отличие сказок Щедрина от народных сказок. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос. Язык сказок. Художественное мастерство писателя-сатирика. Романы: "История одного города", "Господа Головлевы". Своеобразие художественной формы, особенности их фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов. Проблема народа в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель о народе историческом и народе как носителе идеи демократизма. М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя. Проблема совести и нравственного возрождения человека.  Современное звучание его произведений.   Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). Литературная сказка, ее основные особенности. Сатирическая сказка. Понятие о гротеске. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И. Крамского. А.Н Самохвалова. Иллюстрация к «Истории одного города». Кукрыниксы. Иллюстрации к «Истории одного города». Мультфильм. «История одного города» (1991, СССР) – режиссер Валентин Караваев. Для внеклассного и семейного чтения. М.Е. Салтыков – Щедрин «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист». «Либерал», «Вяленая вобла», «Коняга», «Пропала совесть», «Помпадуры и помпадурши». Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, его литературно-критическую деятельность; раскрывает значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирика мирового уровня; составляет тезисный план ответа (лекции учителя); принимает участие в обсуждении прочитанного. пересказывает прочитанные главы и комментирует их в контексте идейного содержания всего произведения; выделяет средства сатирического обобщения, определяет гротеск и принципы гротескового отражения мира; участвует в диспуте, посвященном сатире как средству социальной критики; знает содержание изучаемых сказок, их обобщающее значение и специфические черты сатирического повествования; характеризует персонажей; выделяет приемы сатирической типизации; при чтении и комментировании отрывков из текста раскрывает проблемы, отраженные в сказках; объясняет смысл понятия «эзопов язык»; сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; обобщает свои знания и впечатления о творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина.
3 Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831-1895) Художественный мир Н.С. Лескова. Русская действительность в художественном мире Н.С. Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя. Жанр новеллы как ведущий жанр в его творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Особенности сюжетосложения у Н.С. Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя. Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.   Повести и рассказы: "Человек на часах", "Тупейный художник", "Левша", "Очарованный странник", "Леди Макбет Мценского уезда". Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. Взаимодействие искусств Живопись. Портреты Н.С. Лескова работы В. Серова.Иллюстрации И. Глазунова, Н. Кузьмина. Музыка. О пера «Очарованный странник» Р.К. Щедрина. Балет «Скиталец» (хореограф Леонид Лебедев, режиссер-постановщик Владимир Аджамов, композитор – Юрий Симакин). Кино. Х/ф «Очарованный странник» (1999, СССР) – режиссер Ирина Поплавская. Архитектура и скульптура. Памятник Н.С. Лескову в Орле. Скульпторы Ю.Г. и Ю.Ю. Ореховы, архитекторы В.А. Петербуржцев и А. В. Степанов. «Очарованный странник». Иван Северьянович и Грушенька. Фрагмент памятника. Для внеклассного и семейного чтения. Г.И. Успенский «Нравы Растеряевой улицы», Н.Г. Помяловский «Очерки бурсы» (по выбору обучающихся). Личностные: формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве Н.С. Лескова; характеризует жанровые особенности и героев произведений Н.С. Лескова; знает содержание повести; раскрывает поднятые автором проблемы; характеризует героев, анализируя текст; определяет основные мотивы повествования Лескова о русском человеке, аргументируя цитатами из текста; отмечает роль сюжетно композиционных элементов в повести (портреты героев, внутренние монологи, пейзажи, речевая характеристика); сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; комментирует отдельные фрагменты произведения в контексте целого; на конкретных примерах раскрывает основные особенности стиля Н.С. Лескова; на основе изученного материала выражает собственное суждение о прочитанном.
12 Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910) Общая характеристика творчества Л.Н. Толстого. Связь творчества Л.Н. Толстого с его эпохой (1861-1905), отражение русской действительности в художественном мире произведений писателя. Религиозные и нравственные искания писателя.    Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.Правда о войне в «Севастопольских рассказах». Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы («Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната»). Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»). Роман-эпопея "Война и мир" вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с её «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». «Смерть Ивана Ильича».Своеобразие нравственно-этических воззрений Л.Н. Толстого. Понимание Л.Н. Толстым цели и назначения человека на земле. Роль сюжета, композиции, психологизма в раскрытии идейно-нравственной проблематики новеллы. Основная идея новеллы. «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа. Конфликт Анны с обществом. Левин и его раздумья о жизни, отражение в них опыта Л.Н. Толстого. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). Межлитературные связи. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Межпредметные связи.История. Отечественная война 1812 года в России. Толстовство. Взаимодействие искусств Изобразительное искусство. Портреты Л.Н. Толстого работы И.Е. Репина и И.Н. Крамского. Ясная Поляна. Фотография конца ХХ в. Иллюстрации к роману Апсита (Апситиса) А.П., Архипова И.Д., Башилова М.С., Николаева А.В., Рудакова К.И., Серова В.А., Шмаринова Д.А., Пастернака Л. Музыка. Леонид Гофман "Война и мир" (военная музыка для симфонического оркестра), «Война и мир» — опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой. «Война и мир» (фильм-опера на музыку С. Прокофьева) – Франция, 2000). Кино. «Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия) – режиссер Кинг Видор, «Война и мир» (1965, СССР) – режиссер С. Бондарчук. Архитектура и скульптура. Литературно-этнографический музей Льва Толстого в станице Старогладовской, Чечня. Мемориальный музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники». Музей-усадьба Л.Н. Толстого в селе Никольское-Вяземское. Памятник Л.Н. Толстому скульптора Г.Н. Новокрещёновой (1958 год). Москва. Для внеклассного и семейного чтения. Л.Н. Толстой «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Три смерти», «Воскресение», «Плоды просвещения». Личностные: формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Предметные: Обучающийся рассказывает о жизненном пути писателя; выделяет основные этапы творческой биографии писателя; называет основные произведения; знает особенности творческого метода Толстого («диалектика души»); делает устные сообщения; ведет диалог по проблеме; составляет тезисный план выступления; знает содержание романа, образы главных героев; комментирует жанр (роман-эпопея); определяет проблемы, поднятые в произведении; пересказывая мирные и батальные сцены, говорит об оппозиции как любимом авторском приеме; комментирует духовные и нравственные искания героев как главный комплекс произведения; характеризует народную тему «Войны и мира»; комментирует понятие «народная война»; анализируя отдельные фрагменты, обращает внимание на толстовские средства психологического анализа; готовится к творческой работе (сочинение, сочинение-рассуждение, эссе по прочитанному материалу); на конкретных примерах раскрывает основные особенности стиля Л.Н. Толстого; сравнивает образы главных героев романа с их интерпретацией в других видах искусств; обобщает свои знания и впечатления о творчестве Л.Н. Толстого; определяет место романа и творчества Л.Н. Толстого в истории мировой литературы; сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении  
6 Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) Общая характеристика творчества А.П. Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях. Рассказы А.П. Чехова: "Смерть чиновника", "Тоска", "Спать хочется", "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Дама с собачкой", "Попрыгунья", "Душечка", "Любовь", "Скучная история". Жанровое своеобразие малой формы у А.П. Чехова. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова; воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. Проблема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них. Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова. Проблема нравственной ответственности в прозе А.П. Чехова. Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических жанров. Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор, способы создания комического эффекта. Смешное и серьезное в новеллах А.П. Чехова. Драматургия А.П. Чехова. Пьесы "Чайка", "Три сестры", «Дядя Ваня». Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художественных деталей. Особенности конфликта и развития сюжетного действия. Споры о жанровой природе драматургии писателя, своеобразие его комедий. Пьеса «Вишневый сад».Сочетание комического и драматического в пьесе. Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы. «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы. Проблема соотношения старых и нового владельцев сада. Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Драматургия А.П. Чехова и Художественный театр. Современные трактовки чеховскихпьес.    Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Межлитературные связи. Черты типологического подобия с европейской литературой рубежа XIX – XX вв. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет А.П. Чехова работы И.Э. Браза. Иллюстрации Кукрыниксов, С. Алимова, Д.А. Дубинского, В.А. Милашевского, Т.В. Шишмаревой. Картина В.М. Максимова "Все в прошлом". Музыка. Оперетта Сиднея Джонса “Гейша” (либретто О. Холла и Г. Гринбэнка); романсы А.Г. Рубинштейна, М. Глинки; Г. Берлиоз. Фантастическая симфония». Кино. Х/ф « Вишнёвый сад» (1993, СССР) — режиссер Анна Чернакова. «Человек в футляре» (1939, режиссер И. Анненский). «Дама с собачкой» (1960, режиссер И. Хейфиц). Для внеклассного и семейного чтения. А.П. Чехов «Учитель словесности», «Палата №6», «Невеста», «Учитель словесности», «Медведь». Личностные: подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: