Распределение учебного материала

Класс Всего часов Урок развития речи   Контрольная тестовая работа Контрольное сочинение Литература родного края Текстуальное изучение произведений Резерв
11 класс 105 2 3 3 2 92 3

 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
1

ВВЕДЕНИЕ

  ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Век великих социально-исторических экспериментов и потрясений. Век возникновения фундаментальных теорий (А. Энштейн), решительного отрицания прошлого и пропагандирования «новой морали» (Ф. Ницше), век войн, революций, прорыва в космос и техногенных катастроф. Век надежд и отчаяния. Исторические рамки периода (приблизительно 10-е годы и Первая мировая война — по наше время). Новая картина мира и новые принципы отражения действительности (кино, видео, аудио и традиционные виды искусства). Противостояние элитарности и массовости: замкнутость «искусства для избранных» и наступательный пафос попкультуры. Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. Предпочтение идеализма как философской платформы искусства, попытки сочетать объективный анализ с интуитивизмом и мистицизмом. Модернизм, авангард, постмодернизм (а также их множественные течения) как ведущие явления в литературе и других видах искусства. Феномен русского соцреализма, особенности его существования и разрушения. Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д. Метапредметные: способностьк построению индивидуальной образовательной траектории; Предметные: Обучающийся характеризует ХХ век в искусстве и называет его ведущие художественные направления; раскрывает понятия «элитарная» и «массовая» культура; подбирает материал и выступает с сообщением об основных тенденциях в развитии философии, литературы, музыкального искусства ХХ века; составляет план лекции учителя либо информационного сообщения по данной теме.
9

РЕАЛИЗМ ХХ ВЕКА

  Своеобразие реализма в русской литературе XX века.Человек и эпоха — основная проблема искусства. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе. Межлитературные связи. Декаданс в европейской литературе. Защита личности и культуры в художественных произведениях выдающихся писателей ХХ столетия. Межпредметные связи. История. Общественно-политическая жизнь России ХХ века. Изменения в социальном укладе Европы второй половины ХIХ века. Философия. Теории К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда и др. Личностные: развитие способности понимать диалог культур, а также взаимосвязь различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества русских и зарубежных авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Обучающийся называет характерные особенности общественно-политической жизни России, изменения в социальном укладе Европы II пол. XIX в.; рассказывает о высших достижениях реалистов и о начавшейся переориентации в искусстве, связанной с поиском новых средств отражения мира; определяет понятие декаданс; используя накопленные знания,характеризует ХХ век в искусстве и называет его ведущие художественные направления; раскрывает понятия «элитарная» и «массовая» культура; подбирает материал и выступает с сообщением об основных тенденциях в развитии философии, литературы, музыкального искусства ХХ века; составляет план лекции учителя либо информационного сообщения по данной теме.
  ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) Жизнь и творчество (обзор.) Стихотворения: "Аленушка", "Вечер", "Дурман", "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...", "У зверя есть гнездо, у птицы есть нора..." Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание", "Темные аллеи", "Чистый понедельник", "Лапти", "Танька", "Деревня", "Суходол", "Захар Воробьев", "Иоанн Рыдалец", "Митина любовь".   Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания и запустениядворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционногокрестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Своеобразие художественной манеры И.А. Бунина. Статья "Миссия русской эмиграции". Мотив памяти и тема России. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). Ритм в прозаическом произведении, ассоциативная параллель; развитие представлений о приемах психологического анализа в произведении. Творческая индивидуальность художника. Межлитературные связи. Нравственно-религиозная философия Л.Н. Толстого. Художественный мир А.П. Чехова. Межпредметные связи. История. Октябрьская революция. Волны русской эмиграции.Россия рубежа веков. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. Л.В. Туржанский. Портрет И.А. Бунина. Дени (В.Н. Денисов). Шарж на И.А. Бунина Шема. Шарж на И.А. Бунина «Новая газета» (Нью-Йорк). Фотоискусство: фотографии И.А. Бунина, В.Н. Муромцевой, Г. Кузнецовой. Музыка. Романс С. Рахманинова на стихотворение И.А. Бунина «Я опять одинок». Для внеклассного и семейного чтения. И.А. Бунин «Деревня», «Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни», «Иоанн Рыдалец», стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Предметные: Обучающийся знает биографию писателя; называет основные этапы его творчества, сквозные темы в творчестве Бунина, главные особенности его прозы и поэзии (лиризация прозаического текста, очерковая точность предметного мира в поэзии); раскрывает синтетическую природу художественного мышления И.А. Бунина; рассказывает о его тяготении к импрессионизму; составляет конспект по теме; выступает с научными сообщениями; участвует в обсуждении отдельных проблем; определяет своеобразие лирики И.А. Бунина; выразительно читает стихотворения и анализирует их; называет и комментирует черты импрессионистической поэтики; определяет настроение бунинских стихов; объясняет программное значение стихотворений; высказывает собственное суждение о полюбившемся произведении; знает содержание рассказов, анализирует их содержание в рамках диалога, предложенного учителем; комментирует названия в связи с содержанием прочитанных рассказов; делает обобщающие выводы об основных мотивах и художественном совершенстве прозы И.А. Бунина; на основе изученного материала выражает собственное суждение о прочитанном; дает определение стиля (особенностей письма художника); аргументирует ответ примерами из произведений И.А. Бунина; сравнивает стиль его прозы (лирики) с произведениями известных обучающемуся авторов.
  АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938) Рассказы и повести: "Молох", "Олеся", "Поединок", "Гранатовый браслет", "Гамбринус", "Суламифь". Гуманистическая позиция писателя. Протест против унижения человека. Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб. Поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). Традиции и новаторство в литературе. Межлитературные связи. Творчество А.П. Чехова. Межпредметные связи. История. История русских революций 1905, 1917 гг., опыт культурного строительства в СССР. Эмиграция деятелей русской культуры в страны Европы (Германия, Италия, США), их весомый вклад в духовное обогащение культуры Запада. Взаимодействие искусств. Памятник на балаклавской набережной (2009, скульптор Станислав Чиж). Для внеклассного и семейного чтения. А.И. Куприн «Листригоны», «Гамбринус». Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д. Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве А.И. Куприна, отмечает его связи с Донбассом; раскрывает особенности реализма писателя, разнообразие художественных экспериментов, постоянный поиск новых средств отражения действительности; составляет конспект по теме; выступает с сообщением либо рефератом; знает содержание повести; раскрывает смысл названия; определяет идею произведения; характеризует главного героя, говорит о новом прочтении сцены дуэли (Ленский – Печорин – Ромашов) и новом звучании финала произведения; пишет сочинение (творческую работу) на заданную тему. знает содержание произведения, характеризует его героев; рассуждает (готовит сообщение, доклад, реферат) по теме «Изображение любви в произведениях А.И. Куприна («Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет)»; отмечает важность музыкального сопровождения в тексте «Гранатового браслета» (соната Бетховена).
  МАКСИМ  ГОРЬКИЙ (1868-1936) Творческий путь писателя. Художественный мир его произведений. Рассказы: "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Челкаш", «Карамора». Романтизм и реализм раннего Горького. Любовь, смерть и подвиг в романтических произведениях. Проблема героя в рассказах Горького. Поэтическая условность и символизм романтических образов. Соотношение характеров и обстоятельств в романтизме. Особенности композиции. Романы: "Мать", "Фома Гордеев", "Дело Артамоновых". Поиски решения нравственных проблем в романах М. Горького. Роман «Мать». Особенности романа как первого произведения социалистического реализма. Смысл названия. Диалектика характера Ниловны. Мастерство писателя, проследившего процесс становления человеческой личности. Литературная полемика вокруг этого произведения. Дальнейшая судьба социалистического реализма. Современная полемика вокруг этого метода. «Фома Гордеев». Мечта и действительность в романе. «Дело Артамоновых». Жизнь русского купечества в его эволюции, от времени расцвета до явного вырождения, угасания. Жизнеописание поколений. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.   Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). «Новый реализм». Героическая концепция личности. Межлитературные связи. Максим Горький и Л.Н. Толстой Взаимодействие искусств. Иллюстрации П. Пинкисевича, А. Тарана. Марина Козлова. Театральная афиша к пьесе «На дне». 2009. Кино. Х/ф. «Мать» (В. Пудовкина). «Под знаком Скорпиона». Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Памятник М. Горькому перед Институтом мировой литературы в Москве. Для внеклассного и семейного чтения. Максим Горький. «По Руси», «Дети Солнца», «Варенька Олесова» (по выбору обучающихся). Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д. Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве М. Горького, отмечая драматизм писательской судьбы; знает периодизацию творчества, этапные произведения данного автора; отмечает разносторонность дарования, способность М. Горького раскрыть себя как в реализме, так и в романтизме. знает содержание произведений; анализируя текст, отмечает черты нового героя-романтика (человек, стремящийся к счастью и обретающий его в реальной жизни; человек, способный на самопожертвование во имя счастья других); раскрывает антитезу Данко – Ларра, оригинальность сюжета и композиции, черты романтической образности (иносказания, условность, романтическая «цветистость» повествования, приподнятость речи); высказывает собственное суждение; участвует в диспуте по проблеме: «Героический характер в повседневности»; определяет тему и основные мотивы произведения; обозначает тип конфликта (социально-философский); характеризует героев; делает выводы о жанровом новаторстве пьесы, ее гуманистическом пафосе; сравнивает социальную аналитическую драму Г. Ибсена, нравственно-этическую, социальную пьесу А.П. Чехова с изучаемой пьесой М. Горького; самостоятельно оценивает поступки и высказывания героев; готовится к сочинению.
  БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ ЗАЙЦЕВ (1881-1972) Повести и рассказы: "Голубая звезда", "Моя жизнь и Диана", "Волки". Художественный мир писателя. Основные темы творчества, традиции русской классической литературы в творчестве Б.К. Зайцева.   Личностные: формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценностихудожественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; высказывает свое отношение к прочитанному.
  ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1873-1950) Жизнь и творчество И.С. Шмелева. Повесть "Человек из ресторана", книга "Лето Господне". Проблематика и художественное своеобразие произведений писателя. Автобиографическая основа произведения. Особенности жанра (эпоса). Композиционное своеобразие книги «Лето Господне».  Возвращение творчества И. Шмелева русскому читателю.   Теория литературы. Род. Жанр литературы. Композиция произведения. Синестеические образы. Межлитературные связи. Н.С. Лесков «Левша». И. Бунин «Антоновские яблоки». Вересаев «В тупике». И.А. Ильин. Межпредметные связи. История. Февральская революция 1917 года. Гражданская война. Личностные: формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные:   владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; высказывает свое отношение к прочитанному.
9

МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX-XX ВЕКА

  «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Поиски новых принципов и форм поэтического самовыражения в творчестве символистов, акмеистов, футуристов. Их философско-эстетические концепции, платформы, манифесты. Мотивы, темы, искусство слова, ритма, особенности поэтического образа. Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века». И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Межпредметные связи.Философия. Труды В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франка, П. Флоренского. Взаимодействие искусств. «Мир искусства». Деятельность С.П. Дягилева, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова. «Союз русских художников»: К. Юон, А. Архипов, И. Грабарь, А. Рылов. Натюрморт Н. Смирнова «Серебряный век». Музыка. С.В. Рахманинов. И.Ф. Стравинский. А. Скрябин. Русский театр. К. Станиславский, В. Мейерхольд, В. Комиссаржевская. Русский балет. А. Павлова, В. Нижинский. Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся комментирует понятие «серебряный век» как русское литературное явление; называет имена основных авторов данной художественной эпохи; готовит сообщение по творчеству одного из известных поэтов данного времени; анализирует стихи, отмечая их принадлежность к определенному художественному течению; интерпретирует избранные стихотворения.
  АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1880-1921) Творческий путь писателя. Стихотворения: "В ресторане", "Вхожу я в темные храмы...", "Девушка пела в церковном хоре...", "Когда Вы стоите на моем пути...", "На железной дороге", цикл "На поле Куликовом", "Незнакомка", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "О, весна, без конца и без краю...", "О доблестях, о подвигах, о славе...", "Она пришла с мороза..."; "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...", "Рожденные в года глухие...", "Россия", "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться...", "Пушкинскому Дому", "Скифы", "Ветер принес издалека...", "Встану я в утро туманное...", "Грешить бесстыдно, непробудно...", "Мы встречались с тобой на закате...", "Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты, "Петроградское небо мутилось дождем...", "Я – Гамлет. Холодеет кровь", "Я отрок, зажигаю свечи...", "Я пригвожден к трактирной стойке". Романтический мир раннего Блока. Изящество и тонкость выражения любовных чувств. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Тема России. Проникновенное чувство родины. Тема искусства в лирике поэта. Образы-символы, музыкальность, прозрачность стиха. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. «Соловьиный сад».Пафос несогласованности двух путей бытия (жизнь и сад счастья). Образы скалы, морского берега. Теория литературы. Развитие понятия о символизме. Образ-символ. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). Развитие представлений о метафоре; понятие символа; дольник. Образ Вечной Женственности. Урбанизм поэзии. Взаимодействие искусств. Иллюстрации И. Глазунова к стихотворению «Вхожу я в темные храмы…». Картины В. Васнецова, М. Врубеля, К. Сомова. Музыка. Фортепианные концерты С. Рахманинова. Для внеклассного и семейного чтения. А.А. Блок. Стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные:   готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся знает биографию поэта, понимает значение его творчества в истории символизма и модернизма; свободно оперирует полученными знаниями; сравнивает позицию Блока с позицией других русских и западноевропейских модернистов; объясняет символизм как литературоведческое понятие; анализирует стихи А. Блока в контексте символизма, сравнивая их с поэзией европейских символистов; называет основные темы, волновавшие А. Блока; прослеживает эволюцию его творчества; выразительно читает наизусть и комментирует 1–2 стихотворения; определяет главные черты лирического героя и основные мотивы, образы, мысли, символы, повторяющиеся в лирике А. Блока (одиночества среди людей, предчувствий грядущих перемен, гармонии Вечной Женственности, исторической памяти, любви к родине; самостоятельно анализирует и интерпретирует стихотворения (по выбору обучающихся); комментирует поэму, объясняет многозначность ее идейно-образного содержания; говорит об уникальности языка произведения, передающего говор и крик улицы; сопоставляет лирику А. Блока с живописными и музыкальными произведениями его современников; готовится к письменной работе по творчеству А. Блока.
  ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873-1924) Слово о поэте. Стихотворения: "Ассаргадон", "Грядущие гунны", "Есть что-то позорное в мощи природы...", "Неколебимой истине...", "Каменщик", "Творчество", "Родной язык". "Юному поэту", "Я" Брюсов как основоположник символизмав русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии.Рационализм, отточенность образов и стиля.   Взаимодействие искусств. Памятник В.Я. Брюсову перед Ереванским университетом. Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии Метапредметные: использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем (в том числе в области литературоведения) Предметные: Обучающийся знает биографию поэта, понимает значение его творчества в истории символизма и модернизма; называет основные темы, волновавшие В.Я. Брюсова; прослеживает эволюцию его творчества.
  КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942) Слово о поэте. Стихотворения: "Безглагольность", "Будем как солнце, Забудем о том..." "Камыши", "Слова-хамелеоны", "Челн томленья", "Я мечтою ловил уходящие тени...", "Я - изысканность русской медлительной речи..." Шумный успех ранних книг К. Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору.Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии Метапредметные: использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем (в том числе в области литературоведения) Предметные: Обучающийся знает биографию поэта, понимает значение его творчества в истории символизма и модернизма; называет основные темы, волновавшие Бальмонта; прослеживает эволюцию его творчества.
  НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ (1886-1921) Слово о поэте. Стихотворения: "Андрей Рублев", "Жираф", "Заблудившийся трамвай", "Из логова змиева", "Капитаны", "Мои читатели", "Носорог", "Пьяный дервиш", "Пятистопные ямбы", "Слово", "Слоненок", "У камина", "Шестое чувство", "Я и вы". Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. Взаимодействие искусств. Галина Бодякова. «Далеко на озере Чад…». 2006. Памятник семье Гумилевых в Бежецке (автор – скульптор Андрей Ковальчук). Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XX века Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Предметные: Обучающийся знает биографию поэта, понимает значение его творчества в истории акмеизма и модернизма; называет основные темы, волновавшие Н.С. Гумилева; прослеживает эволюцию его творчества; знает определение акмеизма; умеет применять его, анализируя поэзию акмеистов.
   ВЕЛИМИР (ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ) ХЛЕБНИКОВ (1885-1922) Стихотворения: "Бобэоби пелись губы...", "Заклятие смехом", "Когда умирают кони - дышат...", "Кузнечик", "Мне мало надо", "Мы желаем звездам тыкать...", "О достоевскиймо бегущей тучи...", "Сегодня снова я пойду...", "Там, где жили свиристели...", "Усадьба ночью, чингисхань..." Эстетические и формальные эксперименты футуристов. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии. Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XX века Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Предметные: Обучающийся знает биографию поэта, понимает значение его творчества в истории футуризма и модернизма; называет основные темы, волновавши В. Хлебникова; прослеживает эволюцию его творчества; знает определение футуризма; умеет применять его, анализируя поэзию футуристов
  ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ (1871-1919) Повести и рассказы: "Большой шлем", "Красный смех", "Рассказ о семи повешенных", "Иуда Искариот", "Жизнь Василия Фивейского". Пьеса "Жизнь человека" Жизнь и творчество Л. Андреева. Сосредоточенность писателя на проблемах индивидуального существования, на единичном человеке. Ф.И. Достоевский и Л. Андреев. Философия отчаяния Л. Андреева. Фантастическая условность образов. Проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности. Тема прогрессирующего взаимонепонимания людей. Испытания разума и безумие мысли . Образ Иуды как система парадоксов: «не доказать», а «узнать». Лейтмотивы крика, истерики, безумия. Тяготение к максимальной обобщенности в изображении человеческих судеб. Включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы. Теория литературы. Символ. Гротеск. Антитеза. Для внеклассного и семейного чтения. Л. Андреев. «Большой шлем», «Петька на даче», «Кусака». «Царь-Голод». Личностные: формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; высказывает свое отношение к прочитанному.
31 ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ  
  Русская литература ХХ века в контексте отечественной истории. Первые десятилетия советской литературы. Литература в годы Великой Отечественной войны. Литература середины века. Литература русского Зарубежья. Литературная ситуация на рубеже 80-90-х годов. Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся называет имена основных авторов данной художественной эпохи; готовит сообщение по творчеству одного из известных писателей данного времени.
  АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА (1889-1966) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Вечером", "Все расхищено, предано, продано...", "Когда в тоске самоубийства...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мужество", "Муза" ("Когда я ночью жду ее прихода...".) "Не с теми я, кто бросил землю...", "Песня последней встречи", "Сероглазый король", "Сжала руки под темной вуалью...", "Смуглый отрок бродил по аллеям…", "Все мы бражники здесь, блудницы...", "Перед весной бывают дни такие...", "Родная земля", "Творчество", "Широк и желт вечерний свет...", "Я научилась просто, мудро жить...". Лирика. Глубина и яркость переживаний. Богатство ассоциаций с литературой и культурой разных эпох. Разнообразие тематики, исповедальный характер стихов. Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой. Патриотическая направленность лирики периода войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме «Реквием». Традиции народной поэзии и русской классики в лирике поэтессы. «Поэма без героя». Особенности композиции поэмы. Нравственное звучание произведения. Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). Акмеизм, дольник, оксюморон, психологизм, эллипсис. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. Портреты А.А. Ахматовой работы Н.И. Альтмана, Ю.П. Анненкова, А. Модильяни. Кино. Х/ф «Луна в зените» (режиссер Дмитрий Томашпольский. 2007). Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Памятник – тень в Петербурге (архитектор В. Бухаев, скульпторы А. Иванов и М. Цхададзе). Для внеклассного и семейного чтения. А.А. Ахматова. «Заклинание», «Северные элегии», «В разбитом зеркале», «Поэма без героя» (по выбору обучающихся).   Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные:   развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Предметные: Обучающийся знает биографию поэта, основные темы ее творчества; излагает материал, оперирует полученными знаниями, сравнивая произведения А. Ахматовой с произведениями ее современников-акмеистов; готовит доклад по материалам биографии и творчества поэта; знает акмеизм как художественное явление, а в его контексте – основные мотивы лирики А. Ахматовой, эволюцию ее творчества; выразительно читает наизусть и комментирует 1–2 стихотворения; участвует в диалоге о художественных и поэтических особенностях лирики А. Ахматовой; знает уникальную судьбу поэмы, ее историческое и художественно-эстетическое значение; комментирует основные мотивы поэмы и говорит об уникальной композиции произведения; выразительно читает и комментирует фрагменты поэмы, формулирует проблемы, поднятые в ней; анализирует лирический и эпический сюжет поэмы, оценивает ее художественные достоинства и связь с народно-песенной традицией (полифонизм, распевность, использование плачей); отмечает своеобразие лирического героя в поэзии А. Ахматовой; сопоставляет лирическое содержание литературного и музыкального реквиема; ведет диалог в рамках темы; пишет творческую работу либо сочинение на одну из предложенных тем.
  СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1892-1925) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная...", "Да! Теперь решено. Без возврата...", "До свиданья, друг мой, до свиданья!..", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Песнь о собаке", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Собаке Качалова", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Я последний поэт деревни…", "Клен ты мой опавший...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Нивы сжаты, рощи голы...", "Отговорила роща золотая...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Русь советская", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Я обманывать себя не стану..." Роман в стихах "Анна Снегина". Поэмы: "Сорокоуст", " Черный человек". Сведения о жизни и творчестве поэта. Глубокая любовь к родине, природе родного края в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко «всему живому». Сложное восприятие происходящих перемен. Предельная искренность и лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности жизни. Народно-песенная основа лирики поэта. Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия). Персонификация, цветовой символ, мелодизация стиха, романсная лирика. Взаимодействие искусств. Валерий Скобеев. С. Есенин. Последний поэт деревни. 1985. Памятник С.А. Есенину в селе Константиново. Для внеклассного и семейного чтения. С.А. Есенин. Стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XX века Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся имеет общие сведения о литературно-художественном явлении имажинизма; знает имена теоретиков и практиков имажинизма, использует эти знания при анализе стихов С. Есенина; знает биографию поэта, его литературную позицию; отмечает основные периоды в его творчестве; комментирует понятие «пейзажное мышление» автора; умеет использовать его при анализе лирики; выступает с сообщением по творчеству Есенина; анализирует стихотворения Есенина, определяет их идейность и образный строй; выделяет основные циклы произведений, отмечая эволюцию поэта; рассказывает о трагическом пути С. Есенина; выразительно читает наизусть и комментирует 2–3 стихотворения; выступает с сообщением о творчестве С. Есенина; пишет творческую работу на одну из тем, предложенных учителем.
   ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893-1930) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: "А вы могли бы?", "Левый марш", "Нате!", "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", "Лиличка!", "Послушайте!", "Сергею Есенину", "Письмо Татьяне Яковлевой", "Скрипка и немножко нервно", "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Хорошее отношение к лошадям", "Адище города", "Вам!", "Домой!", "Ода революции", "Прозаседавшиеся", "Разговор с фининспектором о поэзии", "Уже второй должно быть ты легла...", "Юбилейное". Поэма "Облако в штанах", "Первое вступление к поэме "Во весь голос", "Про это". Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Особенности стихосложения В. Маяковского. Художественное своеобразие лирики поэта. Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. Тоническая система стихосложения. Метафора. Гипербола. Рифма составная, неточная, неравносложная. Эллипсис. Развернутая метафора. Реализованная метафора. Понятие «инструментовка стиха» Взаимодействие искусств. Портреты поэта работы Ю.П. Анненкова, Н. Соколова. Работы Маяковского «Жираф», «Автопортрет». Плакаты РОСТА. Кино. Х/ф. «Барышня и хулиган» Для внеклассного и семейного чтения. В.В. Маяковский. «Клоп». Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве В. Маяковского; выразительно читает и комментирует стихотворения, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывает способы выражения жизнетворческой позиции Маяковского как поэта и человека (акцентный стих, особенности рифмовки, декламационный характер стиха); анализирует стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; рассказывает о футуризме, используя эти знания при чтении и комментировании стихотворений поэта; читает наизусть стихотворение; сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведениях поэта.
  МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: "Генералам двенадцатого года", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Моим стихам, написанным так рано...", "О сколько их упало в эту бездну...", "О, слезы на глазах...". "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Тоска по родине! Давно…", "Все повторяю первый стих...", "Идешь, на меня похожий", "Кто создан из камня...", "Откуда такая нежность", "Попытка ревности", "Пригвождена к позорному столбу", "Расстояние: версты, мили..." Очерк "Мой Пушкин". Важнейшие темы М. Цветаевой — любовь, Россия, творчество. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы. Реминисценция. Античная мифология. Полифонизм. Интонация стиха. Цветопись стиха (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). Поэтическая риторика, эллипсис, ассонанс, синтаксический параллелизм, звукопись, лирический цикл. Взаимодействие искусств. Вадим Долинский. Цветаева. 2007. Документальный фильм. «Роман ее души. М. Цветаева». Х/ф «Зеркала» Для внеклассного и семейного чтения. М.И. Цветаева. Стихотворения (по выбору обучающихся). «Мой Пушкин». Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения Метапредметные: развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Предметные: Обучающийся знает биографию поэта, основные мотивы творчества; излагая материал, сравнивает Цветаеву с эстетически близкими ей поэтами; объясняет суть поэтического реформаторства поэтессы; выступает с сообщением о судьбе и творчестве М. Цветаевой; участвует в дискуссии о судьбах модернистов в литературе первой трети ХХ века; знает основные мотивы и циклы стихотворений М. Цветаевой; объясняет термин «адамизм» и сравнивает его с «акмеизмом»; выразительно читает наизусть 1–2 стихотворения и комментирует их; высказывает собственное отношение к судьбе и творчеству М. Цветаевой (устно либо письменно).
  ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ (1891-1938) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "Мы живем под собою не чуя страны...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", "Я не слыхал рассказов Оссиана...", "Notre Dame", "Айя-София", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Лишив меня морей, разбега и разлета...", "Нет, никогда ничей я не был современник...", "Сумерки свободы", "Я к губам подношу эту зелень…"  Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальнаяприрода эстетического переживания в стихотворенияхпоэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическаясимволика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века. Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). Символизм, акмеизм, метафора, эпитет. Для внеклассного и семейного чтения. О. Мандельштам. Стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач Предметные: Обучающийся рассказывает о трагической судьбе поэта; понимает, какое место он занимает в литературе «серебряного века»; участвует в дискуссии; готовит сообщение на предложенную учителем тему; раскрывает основные особенности мировидения О. Мандельштама: его ориентирование на культуру Запада, модернистское двоемирие, веру в созидательную силу искусства; комментирует творчество поэта, выражая собственное отношение к судьбе и стихам поэта (устно либо письменно)
  БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК (1890-1960) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Марбург", "Зимняя ночь", "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Август", "Давай ронять слова...", "Единственные дни", "Красавица моя, вся стать...", "Июль", "Любимая - жуть! Когда любит поэт...", "Любить иных – тяжелый крест...", "Никого не будет в доме...", "О, знал бы я, что так бывает...", "Определение поэзии", "Поэзия", "Про эти стихи", "Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе...", "Снег идет", "Столетье с лишним – не вчера…" Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. Теория литературы. Троп, метафора, олицетворение, литературный пейзаж, лирический герой, образ природы. Лирический сюжет, Лирическая условность. Лирическая тема. Взаимосвязанность деталей в лирике. Слиянность поэзии и прозы. Межлитературные связи. Традиции Ф. Тютчева, А. Фета в творчестве Б. Пастернака. Стихотворения Б.Л. Пастернака «Гефсиманский сад» и Р.М. Рильке «Гефсиманский сад». Взаимодействие искусств. Документальный фильм «Литературное Переделкино. «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей». Для внеклассного и семейного чтения. Б.Л. Пастернак. Стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие морального сознания и ответственного отношения к собственным поступкам; воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве поэта; называет его основные произведения; выразительно читает и анализирует стихотворения, определяя темы и мотивы лирики Пастернака; делает обобщения о своеобразии лирики поэта и способах ее художественного воплощения; интерпретирует стихотворения Б. Пастернака (по выбору обучающихся); называет особенности ассоциативной метафоры, приводит примеры из стихотворений Б. Пастернака; устанавливает общее в философском осмыслении поэтами тайн красоты, сущности искусства, вечности и совершенства природы; сопоставляет особенности воплощения авторских замыслов в стихотворениях поэта; понимает значение его творчества в истории литературы; умеет комментировать как поэтические, так и прозаические произведения автора; сравнивает творчество Б. Пастернака с другими модернистами (М. Цветаева, О. Мандельштам); готовится к сочинению.
  ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН 1884-1937)   «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах «идеологизированной» науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций. Теория литературы. Утопия. Антиутопия. Реминисценции. Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Метапредметные: использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях Предметные: Обучающийся оценивает созданную Замятиным модель цивилизации будущего; раскрывает смысл названия произведения; используя текст произведения, аргументирует свое отношение к прочитанному; определяет элементы сатиры в романе; значение литературных реминисценций.
  МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891-1940) Жизнь, творчество, личность. Мастер и время, отраженное в его книгах. Повесть "Собачье сердце". Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" Книга рассказов "Записки юного врача". Пьесы: "Дни Турбиных", "Бег", "Кабала святош" ("Мольер"), "Зойкина квартира" «Собачье сердце». Выражение авторской позиции и отношения к происходящему в произведении. Мастерство Булгакова- сатирика. «Белая гвардия». История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Сочетание в нем фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Оригинальные философские трактовки библейских сюжетов. Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героя романа в конфликте с окружающей пошлостью. Высокий гуманистический пафос произведения. Булгаков-драматург.Судьбы людей в переломные моменты истории. Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе. Понятие о реминисценции, негативе, кальке. Понятие исторического реквизита. Сатира, юмор, буффонада, бурлеск, фарс, гротеск. Межлитературные связи. Традиции И.В. Гете, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя в романе. Межпредметные связи. История и краеведение. Личные и творческие связи М. Булгакова с Киевом. Украинская культура. Вертеп. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. Надя Рушева. «Портреты и сцены романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотоальбом «Киев Михаила Булгакова. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Музыка. А. Петров. «Мастер и Маргарита» (балет). Театр и кино. Х/ф «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). «Мастер и Маргарита» (спектакль Театра на Таганке). Х/ф. «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, реж. Ю. Кара). Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Памятник М.А. Булгакову в Киеве (скульптор Николай Рапай, архитектор Вячеслав Дормидонтов). Для внеклассного и семейного чтения. М.А. Булгаков. «Бег», «Кабала святош», «Зойкина квартира», «Театральный роман», «Багровый остров» (по выбору обучающихся). Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; рассказывает о необычной судьбе изучаемого романа; анализирует идейно-образное его содержание; обращает внимание на уникальную композицию и художественный строй романа (сочетание мифологического, сатирического и любовного сюжетов); пересказывает и комментирует отдельные фрагменты в контексте целого; формулирует проблемы, поднятые писателем; комментирует фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализирует текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского эксперимента 20-30-х гг., раскрывает значение фантастических и сатирических приемов изображения (принимает участие в диалоге); интерпретирует фрагменты текста (по выбору обучающихся); делает выводы о философском смысле произведения; отмечает признаки модернистского романа в «Мастере и Маргарите»; выделяет гротеск и иронию в романе и объясняет их роль в тексте; объясняет своеобразие в использовании фантастических элементов (мифологических, фольклорных, мистических) в произведениях М. Булгакова, И. Гете, Гофмана, Н.В. Гоголя; анализирует экранизации произведения; пишет творческую работу (сочинение) по основным проблемам романа.
  АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ КЛИМЕНТОВ) (1899-1951) Рассказы и повести: "В прекрасном и яростном мире", "Котлован", "Возвращение", "Река Потудань", "Сокровенный человек", "Мусорный ветер". Краткий очерк жизни и творчества писателя.   Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин).  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказов. Трудная судьба писателя. Значение его творчества как провидения и предостережения от ошибок в жизни общества. Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). Для внеклассного и семейного чтения. А. Платонов. «Семен», «Джан», «Чевенгур», «Ювенильное море» и другие произведения (по выбору обучающихся). Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; раскрывает своеобразие взгляда писателя на события революционной эпохи, определяет важнейшие особенности платоновского героя, специфику пространственно-временной организации текстов писателя, выявляет лейтмотивы прозы Платон

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: