Александр Николаевич Островский

Художественный мир драматурга. Детские и юношеские годы А.Н.Островского. Начало творческого пути. «Гроза» как русская трагедия (текстуальное изучение). «Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе». О народных истоках характера Катерины. Н.А.Добролюбов и А.А.Григорьев о «Грозе». Катерина как трагический характер. Историческая драматургия Островского. Драматургия Островского конца 1860-1870 годов. В мире сказки («Снегурочка»). Драма «Бесприданница» (1878). Пьесы жизни.

Теория литературы. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиционные элементы драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.

Литературоведческий практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза»: Катерина и Варвара (действие 1, явление 7), Дикой и Кабанова (действие 3, сцена 1, явление 2), Катерина и Борис (действие 5, явление 3).

Пр.д-ть. Презентация на тему «Островский – «Колумб Замоскворечья» (подготовка медиа-слайдов). Фрагменты пьес «Свои люди – сочтемся!», «Бедность не порок» (выразительное чтение по ролям с комментариями учащихся). Подготовка к семинару по теме «Драма А.Н.Островского «Гроза» в сценических интерпретациях разных лет» (коллективный проект). Организация литературного вечера, посвященного драматургии А.Н.Островского (работа в творческих группах).

Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по заданию Морского ведомства. Составление тезисного плана (конспекта, цитатного плана или др.) критической статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова (по тексту «Грозы»). Подготовка развернутого ответа с примерами из текста «Грозы» о том, что тревожит Кабаниху и Дикого в поведении молодых людей подвластного им города Калинова. Выразительное чтение наизусть одного из монологов пьесы: монолог Кулигина (действие 1, явл. 2), монолог Кабановой (действие 2, явл.6), монолог Катерины (действие 2, явл.10), монолог Феклуши (действие 3, сцена 1, явл. 1), монолог Бориса (действие 3, явл. 3), монолог Кулигина (действие 3, сцена 1, явл. 3). Составление речевой характеристики одного из героев: Кабановой, Катерины, Дикого, Бориса, Кулигина. Написание дополнительного монолога от лица Кабановой о ее молодости и замужней жизни (творческая работа). Речеведческий разбор текста по плану, указанному в учебнике русского языка (монолог Кулигина (действие 3, сцена 1, явл. 3)). Написание сочинений на предложенные темы. Написание реферата (индивидуальное задание). Подготовка сообщения на тему «Жизнь Снегурочки Островского в произведениях других видов искусства» (индивидуальное задание). Написание аннотаций и рецензий к пьесам Островского (творческая работа).

Федор Иванович Тютчев

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Мир природы в поэзии Тютчева. Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития. Хаос и космос в лирике Тютчева. Любовь в лирике Тютчева. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека. Поэтическое открытие русского космоса.

Теория литературы. Психологизированный пейзаж. Тема и идея стихотворения. Философская лирика. Метафорический язык. Творческая история произведения. Биографический подтекст. Прием антитезы. Средства художественной выразительности. Стилистическая функция архаизмов в стихотворении.

Литературоведческий практикум. Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева («Предопределение», «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Silentium!», «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «14 декабря 1825 года»). Сопоставление стихотворения Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…») с пушкинским «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Пр.д-ть. Презентация-рассказ о малой родине Тютчева (подготовка медиа-слайдов). Подготовка урока-семинара на тему «Историософские взгляды Тютчева и их отражение в лирике поэта (коллективный проект).

Рр. Подготовка сообщения о литературной судьбе Тютчева (индивидуальное задание). Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева. Лексико-фразеологический разбор стихотворения «Фонтан». Написание сочинений на предложенные темы. Написание реферата (индивидуальное задание).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: