Минпросвещения России (Кравцову С.С.)

Совместно с Минтрудом России, Минфином России, Общероссийским Профсоюзом образования представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников с учётом формирования базовой ставки заработной платы, исходя из установленной продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) и показателей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 года № 597, от 1 июня 2012 года № 761 и от 28 декабря 2012 года
№ 1688.



Срок – до 1 ноября 2020 года.

Минфин России (Силуанову А.Г.)

До внесения в Правительство Российской Федерации обеспечить предварительное рассмотрение подходов к распределению дотаций (третий транш) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции с членами Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.

 

ЦС Профсоюза принял активное участие в подготовке материалов к статье
в «Российской газете» по вопросам введения отраслевой системы оплаты труда
в сфере образования.

Текст: Ксения Колесникова

Российская газета – Федеральный выпуск № 170 (8224)



Из класса – в кассу

Учителя ждут новую систему оплаты труда

К 1 ноября Правительство соберет предложения ведомств и Общероссийского Профсоюза образования по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников. Планируется, что параллельно Госдума рассмотрит
в осеннюю сессию правительственный законопроект, который позволит кабмину утверждать требования к отраслевым системам оплаты труда бюджетников. Учителя надеются: если он будет принят, правительство повысит размеры их ставок и окладов, которые приобретут статус федеральных гарантий. А в регионах систему оплаты труда педагогов будут устанавливать, опираясь на единые для всех требования. Почему это так важно?

Низкие оклады – одна из самых наболевших проблем для педагогов.
В некоторых регионах оплата за норму учебной нагрузки учителя – три-четыре тысячи рублей. Все остальное – компенсационные и стимулирующие выплаты, которые на местном уровне начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. А в некоторых субъектах действует система баллов. Они даются за разные достижения: от побед учеников в олимпиадах до общественной работы. Чем больше баллов заработал учитель, тем больше надбавка. «Провинился» в чем-то перед директором? Заветные баллы можешь и не получить.

И это при том, что из года в год Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-трудовых отношений направляет рекомендации
в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей:
70 процентов должно гарантированно идти на ставки и оклады.

– В 2020 году в сфере образования проведен очередной мониторинг оплаты труда педагогов. Данные неутешительные. Более чем в половине регионов доля ставок и окладов, то есть гарантированной части в структуре заработной платы учителей, не достигает 30 процентов, – рассказала «Российской газете» заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова. – Более того, по нашим данным, в 80 процентах российских регионов ставки (должностные оклады) учителей за норму учебной нагрузки не достигают даже уровня федерального МРОТ.

Что это значит на практике? С одной стороны, в России средняя зарплата учителя «привязана» к средней по экономике региона. С другой, чем меньше оплата за норму учебной нагрузки – 18 часов, тем меньше учитель защищен и чаще соглашается работать с большей нагрузкой. Многие педагоги вынуждены работать на полторы-две ставки. А ведь кроме преподавательской работы в классе есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, классное руководство, бесконечные отчеты и работа с родителями...

– По экспертным данным Профсоюза, средняя нагрузка учителя в России – не менее 1,7 ставки. И средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки. Как это происходит? Конец учебного года, май: директор школы объявляет вакансию, затем все лето ждет, что кто-то на нее придет. И, если к сентябрю новый сотрудник так и не появился, нагрузка распределяется между педагогами, которые уже работают в школе, а вакансия закрывается, – говорит Татьяна Куприянова, – поэтому подсчитать реальную нехватку педагогов
в стране очень сложно.

В прошлом году в российских школах были открыты более 13 тысяч вакансий для учителей. Но на самом деле, как считают эксперты, нехватка может быть гораздо больше.

«Дистанционка» показала всем, насколько важен и сложен труд учителей. Благодаря их самоотверженной работе образовательный процесс в период самоизоляции не прекращался ни на минуту, – рассуждает Татьяна Куприянова. – Поэтому поддержка учителей, так же как и врачей, должна быть первоочередной задачей. Нужно начинать разрабатывать отраслевую систему оплаты труда уже сейчас, не дожидаясь принятия закона. Готовить подзаконные акты. Тем более что есть многолетние наработки: нужно увеличивать гарантированный уровень оплаты труда учителей, а это – ставки и оклады. Нужно установить на федеральном уровне четкий перечень обязательных для сферы образования компенсационных и стимулирующих выплат.

По поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина,
к 1 ноября Минпросвещения совместно с Минтрудом, Минфином, Общероссийским Профсоюзом образования должны предоставить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогов. Что важно – с учетом формирования базовой ставки зарплаты педагога, исходя из продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также
с целевыми показателями уровней зарплаты педагогов, определенными в 2012 году Указами Президента России. Поручение опубликовано на официальном сайте кабмина.

Официально.

« На рассмотрении в Госдуме находится законопроект «О внесении изменений
в статью 144 ТК РФ в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений». Законопроектом предлагается наделить Правительство России правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера, ­ рассказали «Российской газете» в Минтруде. – Наделение Правительства этим полномочием позволит при необходимости устанавливать требования к отраслевым системам оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли. Предварительная работа по утверждению требований к структуре заработной платы педагогических работников ведется Минпросвещения России в рамках реализации основных принципов Национальной системы профессионального роста педагогических работников, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р".










Раздел 3

Информация об изменении размеров ставок заработной платы
(должностных окладов) отдельных категорий педагогических работников, поименованных в Указах Президента России от 2012 г., установленных
в субъектах Российской Федерации, и их доли в структуре
средней заработной платы в 2020 г. по сравнению с 2018 г.

Общероссийским Профсоюзом образования проведен сравнительный анализ итогов двух мониторингов: мониторинга по вопросам совершенствования системы оплаты труда педагогических работников, проведенного Общероссийским Профсоюзом образования по материалам, представленным региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза в 2018 году, и мониторинга, проведенного Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования по материалам, представленным руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 1 полугодии
2020 года. Предметом сравнительного анализа стали вопросы установления
в субъектах РФ фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) и соотношения их со средней заработной платой, а также изменения данных показателей в 2020 году по сравнению с 2018 годом.

Результаты мониторинга 2020 года показали, что фиксированные размеры ставок заработной платы (должностных окладов) без учета фактической учебной нагрузки, компенсационных и стимулирующих выплат для всех категорий педагогических работников государственных (муниципальных) учреждений общего, дошкольного образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования определены в 72 субъектах Российской Федерации. В 6 субъектах РФ (республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Новосибирской и Самарской областях, Еврейской автономной области) фиксированные размеры ставок заработной платы определены для всех перечисленных категорий педагогических работников, кроме учителей. В 7 субъектах РФ (республике Карелия, Пермском крае, Калининградской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе (Югре), городах Москва и Санкт-Петербург) для всех перечисленных категорий педагогических работников фиксированные размеры ставок заработной платы не установлены, так как используемые модели системы оплаты труда этого не предполагают.

1. Информация об изменении размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников в 2020 году по сравнению
с 2018 годом

Фиксированные размеры ставок заработной платы (должностных окладов) для учителей организаций общего образования установлены в 72 субъектах РФ.

По сравнению с 2018 годом увеличение размеров ставок заработной платы учителей отмечено в 43 субъектах РФ, в частности:

· Менее 1,0% – 0 субъектов РФ;

· От 1% до 5,0% – в 8 субъектах РФ (республики Башкортостан, Чувашская, Забайкальский край, Костромская, Омская, Пензенская, Ростовская, Тверская области). Минимальный рост – в Забайкальском крае – на 2,7%;

· От 5,1% до 10,0% – в 6 субъектах РФ (Удмуртская Республика, Ставропольский и Хабаровский края, Московская, Мурманская, Тульская области);

· От 10,1% до 30,0% – в 8 субъектах РФ (республики Калмыкия, Крым, Красноярский край, Брянская, Иркутская, Калужская, Липецкая, Свердловская области);

· От 30,1% до 50,0% – в 9 субъектах РФ (республики Дагестан, Марий Эл, Белгородская, Орловская, Оренбургская, Сахалинская, Смоленская, Челябинская области, г. Севастополь);

· От 50,1% и выше – в 7 субъектах РФ (республики Адыгея, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Приморский край, Вологодская, Кировская, Тамбовская области), в том числе в Вологодской области ставка заработной платы выросла более чем в два раза (на 115,9%);

· Кроме того, в 5 субъектах РФ, указавших не фиксированный размер ставки заработной платы, а диапазон размеров ставки, либо в которых применяются две модели оплаты труда, также отмечен рост показателей, попадающий в разные группировки данной классификации, в частности: в Рязанской области (от 4,3% до 94,0%), Архангельской области (от 4,3% до 27,1%), Алтайском крае (43,4% – по нижней границе диапазона и 23,3% – по верхней), Краснодарском крае (3,4% – по СОТ ученико-час; 6,6% – по СОТ ПКГ), Ямало-Ненецком автономном округе (4,3% – по СОТ ПКГ; 22,6% – по СОТ баз.ед.).

В абсолютном выражении размеры ставок заработной платы (должностных окладов) увеличились в диапазоне от 160 рублей (Архангельская область – по нижней границе диапазона) до 6205 рублей (республика Северная Осетия-Алания).

Сокращение размеров ставок заработной платы учителей отмечено в 7 субъектах РФ (республики Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Амурская, Владимирская, Кемеровская, Курганская, Псковская области) в диапазоне от 0,7% (Псковская область) до 36,3% (Амурская, Владимирская области).

В абсолютном выражении размеры ставок заработной платы сократились
в диапазоне от 69 рублей (Псковская область) до 4677 рублей (Амурская область).

Однако достоверно неизвестно, связана ли отрицательная динамика показателя с реальным снижением ставок заработной платы, либо с тем, что в предшествующий период респондентами были указаны размеры ставок с учетом повышающих коэффициентов за квалификационную категорию и по иным основаниям.

В 11 субъектах РФ за анализируемый период размеры ставок заработной платы остались на прежнем уровне (республики Ингушетия, Татарстан, Тыва, Чеченская; Волгоградская, Воронежская, Курская, Нижегородская, Новгородская, Ульяновская, Ярославская области).

Не имеется возможности проанализировать изменение размеров ставок заработной платы, в связи с отсутствием данных за 2018 год по 11 субъектам РФ (республики Коми, Мордовия, Камчатский край, Астраханская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская, Саратовская, Томская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа).

Фиксированные размеры ставок заработной платы (должностных окладов) для воспитателей организаций дошкольного образования установлены в 78 субъектах РФ.

По сравнению с 2018 годом увеличение размеров ставок заработной платы воспитателей ДОУ отмечено в 42 субъектах РФ, в частности:

· Менее 1,0% – 0 субъектов РФ;

· От 1% до 5,0% – в 7 субъектах РФ (республики Башкортостан, Чувашская, Забайкальский край, Костромская, Пензенская, Ростовская, Тверская области). Минимальный рост – в Забайкальском крае (на 2,3%);

· От 5,1% до 10,0% – в 6 субъектах РФ (Удмуртская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Мурманская, Оренбургская, Тульская области);

· От 10,1% до 30,0% – в 10 субъектах РФ (республики Калмыкия, Крым, Красноярский край, Белгородская, Иркутская, Калужская, Кировская, Липецкая, Саратовская, Свердловская области);

· От 30,1% до 50,0% – в 8 субъектах РФ (республики Марий Эл, Чеченская, Приморский край, Брянская, Орловская, Сахалинская, Смоленская области,
г. Севастополь);

· От 50,1% и выше – в 9 субъектах РФ (республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Вологодская, Новосибирская, Самарская, Тамбовская области), в том числе в Самарской области ставка заработной платы выросла более чем в два раза (на 120,7%);

· Кроме того, в 2 субъектах РФ, указавших диапазон размеров ставки заработной платы, либо в которых применяются две модели оплаты труда, также отмечен рост показателей, попадающий в разные группировки данной классификации, в частности: в Архангельской области (от 0,0% по нижней границе диапазона до 30,4%), Ямало-Ненецком автономном округе (4,3% – СОТ по ПКГ; 17,6% – СОТ по баз.ед.).

В абсолютном выражении размеры ставок заработной платы (должностных окладов) воспитателей увеличились в диапазоне от 163 рублей (Забайкальский край) до 8958 рублей (Самарская область).

Сокращение размеров ставок заработной платы воспитателей отмечено в 11 субъектах РФ (республики Алтай, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Тыва, Амурская, Владимирская, Кемеровская, Курганская, Московская, Псковская, Рязанская области) в диапазоне от 0,8% (Псковская область) до 46,8% (Кабардино-Балкарская Республика).

В абсолютном выражении размеры ставок заработной платы сократились
в диапазоне от 73 рублей (Псковская область) до 7572 рублей (Кабардино-Балкарская Республика).

В 11 субъектах РФ за анализируемый период размеры ставок заработной платы остались на прежнем уровне (республики Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Воронежская, Курская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Ульяновская, Ярославская области).

В 2 субъектах РФ (Алтайский край и Челябинская область) ставки заработной платы устанавливаются локальными нормативными актами организаций дошкольного образования самостоятельно.

Не имеется возможности проанализировать изменение размеров ставок заработной платы воспитателей ДОУ в связи с отсутствием данных за 2018 год
по 12 субъектам РФ (республики Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Камчатский край, Астраханская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская, Томская области, Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа).

Фиксированные размеры ставок заработной платы (должностных окладов) для педагогических работников организаций дополнительного образования детей установлены в 78 субъектах РФ.

По сравнению с 2018 годом увеличение размеров ставок заработной платы педагогических работников организаций ДОД отмечено в 34 субъектах РФ,
в частности:

· Менее 1,0% – в 1 субъекте (Республике Крым – на 0,9%);

· От 1% до 5,0% – в 7 субъектах РФ (Чувашская Республика, Забайкальский край, Костромская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Тверская области);

· От 5,1% до 10,0% – в 6 субъектах РФ (республики Башкортостан, Удмуртская, Краснодарский и Ставропольский края, Тульская область, Ямало-Ненецкий автономный округ);

· От 10,1% до 30,0% – в 6 субъектах РФ (республики Алтай, Калмыкия, Красноярский край, Липецкая, Смоленская, Свердловская области);

· От 30,1% до 50,0% – в 7 субъектах РФ (республики Марий Эл, Чеченская, Астраханская, Иркутская, Кировская, Челябинская области, г. Севастополь);

· От 50,1% и выше – в 5 субъектах РФ (Республика Адыгея, Приморский край, Вологодская, Орловская, Тамбовская области), в том числе в Вологодской области ставка заработной платы выросла более чем в два раза (на 124,6%);

· Кроме того, в 2 субъектах РФ, указавших диапазон размеров ставки заработной платы, также отмечен рост показателей, попадающий в разные группировки данной классификации, в частности: в Алтайском крае (на 31,0% по нижней границе диапазона и на 23,9% – по верхней границе диапазона),
в Хабаровском крае (на 20,4% и 5,3% соответственно).

В абсолютном выражении размеры ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников организаций ДОД увеличились в диапазоне
от 128 рублей (Забайкальский край) до 5403 рублей (Приморский край).

Сокращение размеров ставок заработной платы педагогических работников организаций ДОД отмечено в 3 субъектах РФ: Амурской области (на 3,4% или 400 рублей); Кемеровской области (на 8,4% или 752 рубля) и Кабардино-Балкарской Республике (на 42,7% или 6226 рублей).

В 11 субъектах РФ за анализируемый период размеры ставок заработной платы остались на прежнем уровне (республики Ингушетия, Татарстан, Тыва, Волгоградская, Воронежская, Курская, Курганская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Ульяновская области).

В 2 субъектах РФ, указавших размеры ставок заработной платы (должностного оклада) в виде диапазона, отмечена разнонаправленная динамика размеров ставки по нижней и верхней границам диапазона, в частности: в Рязанской области (от -13,2% до 123,7%), в Архангельской области (нижний диапазон ставки остался на прежнем уровне, верхний – увеличился на 26,9%).

Не имеется возможности проанализировать изменение размеров ставок заработной платы в связи с отсутствием данных за 2018 год по 28 субъектам РФ (республики Бурятия, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Хакасия, Камчатский край, Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Томская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа).

Фиксированные размеры ставок заработной платы (должностных окладов) для педагогических работников организаций среднего профессионального образования установлены в 78 субъектах РФ.

По сравнению с 2018 годом увеличение размеров ставок заработной платы педагогических работников организаций СПО отмечено в 44 субъектах РФ,
в частности:

· Менее 1,0% – в 1 субъекте РФ (Московская область – на 0,4%);

· От 1% до 5,0% – в 8 субъектах РФ (республики Башкортостан, Чувашская, Костромская, Омская, Пензенская, Ростовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ);

· От 5,1% до 10,0% – в 7 субъектах РФ (Удмуртская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Курганская, Мурманская, Саратовская, Тульская области);

· От 10,1% до 30,0% – в 10 субъектах РФ (республики Калмыкия, Крым, Хакасия, Красноярский, Хабаровский края, Брянская, Иркутская, Калужская, Липецкая, Свердловская области);

· От 30,1% до 50,0% – в 9 субъектах РФ (республики Дагестан, Марий Эл, Чеченская, Орловская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Челябинская области, г. Севастополь);

· От 50,1% и выше – в 8 субъектах РФ (Республика Адыгея, Бурятия, Архангельская, Вологодская, Кировская, Новосибирская, Рязанская, Самарская области), в том числе в Вологодской и Кировской областях ставки заработной платы выросли более чем в два раза (на 115,9% и 101,9% соответственно).

· Кроме того, в 1 субъекте РФ – Алтайском крае, указавшем размер ставки (оклада) в виде диапазона, так же отмечен рост, попадающий в разные группировки данной классификации (на 43,4% по нижней границе диапазона и на 23,9% – по верхней).

В абсолютном выражении размеры ставок заработной платы (должностных окладов) увеличились в диапазоне от 70 рублей (Московская область) до 5939 рублей (Самарская область).

Сокращение размеров ставок заработной платы педагогических работников организаций СПО отмечено в 4 субъектах РФ: Псковской области (на 0,7% или 60 рублей); Амурской области (на 7,0% или 900 рублей), Республике Алтай (на 30,5% или 2057 рублей) и Владимирской области (на 35,8% или 4191 рубль).

В 10 субъектах РФ за анализируемый период размеры ставок заработной платы остались на прежнем уровне (республики Ингушетия, Татарстан, Тыва, Волгоградская, Воронежская, Курская, Нижегородская, Новгородская, Ульяновская, Ярославская области).

Не имеется возможности проанализировать изменение размеров ставок заработной платы педагогических работников организаций СПО в связи
с отсутствием данных за 2018 год по 20 субъектам РФ (республики Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Приморский края, Белгородская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская, Кемеровская, Оренбургская, Томская области, Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа).
















Информация о соотношении размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников за 2020 год и их средней заработной платы за январь-март 2020 года, а также об изменении этого соотношения (2020 год по сравнении с 2018 годом).

Общероссийским Профсоюзом образования на основании данных мониторинга размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников, установленных в субъектах РФ в 2020 году, и данных Федеральной службы государственной статистики по средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 1 квартал 2020 года в этих регионах произведен расчет соотношения размеров ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников и средней заработной платы (доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы).[1]

Доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций в разрезе субъектов Российской Федерации распределилась следующим образом:

· Менее 10% – 0 субъектов РФ;

· 10%-20% – в 13 субъектах РФ (республики Коми, Мордовия, Тыва, Камчатский, Красноярский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа);

· 20%-30% – в 29 субъектах РФ (республики Башкортостан, Карачаево-Черкесская, Чувашская, Хакасия, Забайкальский, Приморский, Ставропольский края, Белгородская, Вологодская, Владимирская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Липецкая, Московская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская Ульяновская, Челябинская, Ярославская области);

· 30%-40% – в 15 субъектах РФ (республики Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Кировская, Курская, Нижегородская, Псковская, Смоленская, Тульская области, г. Севастополь);

· 40%-50% – в 8 субъектах РФ (республики Адыгея, Дагестан, Крым, Татарстан, Чеченская, Брянская, Ленинградская, Тамбовская области);

· 50%-70% – в 3 субъектах РФ (республики: Ингушетия (56,8%), Северная Осетия-Алания (54,5%), Ненецкий автономный округ (64,5%));

· Не вошли в данную классификацию 4 субъекта РФ в связи с тем, что информация по ставкам заработной платы представлена либо в виде диапазона ставок, либо по нескольким моделям оплаты труда, и расчетные показатели попадают в разные группировки данной классификации,
в частности: Архангельская область (8,6% - 20,7%); Рязанская область (16,4% - 39,2%); Алтайский край (15,5% - 24,8%); Краснодарский край (27,9% - СОТ по ПКГ; 36,0% - СОТ по ученико-час).

В 2020 году по сравнению с 2018 годом доля ставок заработной платы учителей общеобразовательных организаций в структуре средней заработной платы увеличилась в 23 субъектах РФ (республики Адыгея, Дагестан, Крым, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Алтайский, Красноярский, Приморский края, Брянская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Кировская, Московская, Оренбургская, Орловская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Севастополь). Минимальный рост – на 0,3% (Московская область), максимальный – на 20,5% (Республика Северная Осетия-Алания).

Сокращение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы за анализируемый период отмечено в 34 субъектах РФ (республики Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Чеченская, Чувашская, Забайкальский, Ставропольский, Хабаровский края, Амурская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Свердловская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области). В том числе в 7 из них сокращение доли ставок незначительное и составляет менее 1% (данные субъекты РФ подчеркнуты чертой). Минимальное сокращение – на 0,1% (Хабаровский край, Мурманская область), максимальное – на 21,2% (Кабардино-Балкарская Республика).

В 4 субъектах РФ, по которым доля ставок заработной платы в структуре средней заработной платы рассчитана в виде диапазона в связи с аналогичным предоставлением информации по размерам ставок заработной платы, либо рассчитана несколькими показателями в связи с тем, что в регионе применяется несколько моделей оплаты труда, отмечена разнонаправленная динамика доли ставок заработной платы по нижней и верхней границам диапазона или по двум показателям, в частности: в Рязанской области (от -1,4% до 16,4%), Архангельской области (от -0,9% до 2,1%), Карачаево-Черкесской Республике (от -7,0% до 9,3%), Краснодарском крае (-1,9% - СОТ по ПКГ; 3,7% - СОТ по ученико-часу).

По 11 субъектам РФ не имеется возможности проанализировать изменение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы, в связи
с отсутствием данных об установленных в регионе размерах ставок заработной платы за 2018 год (перечень субъектов указан в разделе 1).

Доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы воспитателей организаций дошкольного образования в разрезе субъектов Российской Федерации распределилась следующим образом:

· Менее 10% – 0 субъектов РФ;

· 10% - 20% – в 12 субъектах РФ (республики Алтай, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Камчатский, Красноярский края, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа);

· 20% - 30% – в 24 субъектах РФ (республики Башкортостан, Бурятия, Карачаево-Черкесская, Коми, Чувашская, Алтайский, Забайкальский, Хабаровский края, Амурская, Белгородская, Вологодская, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Костромская, Липецкая, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская, Рязанская области);

· 30% - 40% – в 25 субъектах РФ (республики Калмыкия, Марий Эл, Хакасия, Краснодарский, Ставропольский, Приморский края, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кировская, Курганская, Курская, Нижегородская, Орловская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области);

· 40% - 50% – в 8 субъектах РФ (республики Адыгея, Кабардино-Балкарская, Татарстан, Удмуртская, Брянская, Ленинградская, Тамбовская области,
г. Севастополь);

· 50% - 70% – в 7 субъектах РФ (республики Дагестан (55,7%), Ингушетия (58,0%), Крым (57,7%), Северная Осетия-Алания (66,0%), Чеченская (54,7%), Самарская область (56,0%), Ненецкий автономный округ (65,8%));

· Не вошел в данную классификацию 1 субъект РФ – Архангельская область
в связи с тем, что информация по ставкам заработной платы представлена
в виде диапазона и расчетные показатели доли ставки заработной платы
в структуре средней заработной платы по нижней и верхней границам диапазона попадают в разные группировки классификации (9,0% - 24,5%).

· В 1 субъекте РФ по данным мониторинга 2020 г. (Челябинской области) ставки устанавливаются локальными нормативными актами ДОУ.

В 2020 году по сравнению с 2018 годом доля ставок заработной платы воспитателей дошкольных образовательных организаций в структуре средней заработной платы увеличилась в 23 субъектах РФ (республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Крым, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Чеченская, Хакасия, Приморский край, Брянская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Кировская, Липецкая, Новосибирская, Орловская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Севастополь). Минимальный рост - на 0,1% (ЯНАО – по ПКГ), максимальный – на 31,4% (Республика Северная Осетия-Алания).

Сокращение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы за анализируемый период отмечено в 38 субъектах РФ (республики Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Чувашская, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Хабаровский края, Амурская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области). В том числе в 7 из них сокращение незначительное и составило менее 1% (данные субъекты РФ подчеркнуты чертой). Минимальное сокращение отмечено в Мурманской области – на 0,1%, максимальное – на 39,4% в Кабардино-Балкарской Республике.

В 1 субъекте РФ – Пензенской области за анализируемый период доля ставки заработной платы в структуре средней заработной платы не изменилась.

В 2 субъектах РФ, по которым доля ставок заработной платы в структуре средней заработной платы рассчитана в виде диапазона, в связи с аналогичным предоставлением информации по размерам ставок заработной платы, отмечена разнонаправленная динамика доли ставок заработной платы по нижней и верхней границам диапазона, в частности: в Архангельской области (от -1,0% до 3,5%), Карачаево-Черкесской Республике (от -8,0% до 10,6%). 

В 2 субъектах РФ (Алтайский край и Челябинская область) ставки заработной платы устанавливаются локальными нормативными актами организаций дошкольного образования самостоятельно.

По 12 субъектам РФ нет возможности проанализировать изменение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы, в связи с отсутствием данных об установленных в регионах размерах ставок заработной платы за 2018 год (перечень субъектов указан в разделе 1).

Доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей в разрезе субъектов Российской Федерации распределилась следующим образом:

· Менее 10% – в 1 субъекте РФ (Камчатский край – 8,5%);

· 10% - 20% – в 16 субъектах РФ (республики Алтай, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Чувашская, Красноярский, Хабаровский края, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа);

· 20% - 30% – в 31 субъекте РФ (республики Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Хакасия, Забайкальский, Краснодарский, Ставропольский края, Амурская, Белгородская, Вологодская, Владимирская, Ивановская, Кемеровская, Калужская, Костромская, Курганская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Челябинская, Ярославская области);

· 30% - 40% – в 18 субъектах РФ (республики Адыгея, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Удмуртская, Приморский край, Астраханская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Кировская, Курская, Ленинградская, Орловская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области);

· 40% - 50% – в 6 субъектах РФ (республики Дагестан, Крым, Татарстан, Чеченская, Ненецкий автономный округ, г. Севастополь);

· 50% - 70% – в 2 субъектах РФ (республики Ингушетия (57,6%), Северная Осетия-Алания (61,0%));

· Не вошли в данную классификацию 3 субъекта РФ в связи с тем, что информация по ставкам заработной платы представлена в виде диапазона и расчетные показатели доли ставки заработной платы в структуре средней заработной платы по нижней и верхней границам диапазона попадают в разные группировки данной классификации, в частности: в Алтайском крае (16,7% - 26,7%); Архангельской области (6,7% - 19,7%); Рязанской области (13,7% - 45,2%).

· По 1 субъекту РФ (Карачаево-Черкесской Республике) отсутствует информация.

В 2020 году по сравнению с 2018 годом доля ставок заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей
в структуре средней заработной платы увеличилась в 20 субъектах РФ (республики Адыгея, Алтай, Калмыкия, Марий Эл, Чеченская, Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Астраханская, Вологодская, Иркутская, Кировская, Орловская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Севастополь). В том числе в 5 из них рост незначительный и составил менее 1,0% (данные субъекты РФ подчеркнуты чертой). Минимальный рост - на 0,1% (Хабаровский край – по верхней границе диапазона), максимальный – на 13,6% (Республика Адыгея).

Сокращение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы за анализируемый период отмечено в 27 субъектах РФ (республики Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Крым, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Чувашская, Забайкальский, Краснодарский, Ставропольский края, Амурская, Волгоградская, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Тверская, Тульская, Ульяновская области). В том числе в 8 из них сокращение незначительное и составило менее 1,0% (данные субъекты РФ подчеркнуты чертой). Минимальное сокращение отмечено в Краснодарском крае – на 0,4%, максимальное – на 29,4% в Кабардино-Балкарской Республике.

В 3 субъектах РФ, по которым доля ставок заработной платы в структуре средней заработной платы рассчитана в виде диапазона, в связи с аналогичным предоставлением информации по размерам ставок заработной платы, отмечена разнонаправленная динамика доли ставок заработной платы по нижней и верхней границам диапазона, в частности: в Архангельской области (от -1,1% до 1,8%); Омской области (от -1,7% до 2,2%); Рязанской области (от -4,0% до 22,5%).     

По 28 субъектам РФ не имеется возможности проанализировать изменение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы в связи с отсутствием данных об установленных в регионах размерах ставок заработной платы за 2018 год (перечень субъектов указан в разделе 1).

Доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы педагогических работников организаций СПО в разрезе субъектов Российской Федерации распределилась следующим образом:

· Менее 10% – в 1 субъекте РФ (Камчатский край – 8,7%);

· 10% - 20% – в 15 субъектах РФ (республики Алтай, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Красноярский, Хабаровский края, Архангельская, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа);

· 20% - 30% – в 34 субъектах РФ (республики Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкарская, Коми, Чувашская, Хакасия, Забайкальский, Краснодарский, Ставропольский, Приморский края, Амурская, Белгородская, Вологодская, Владимирская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области);

· 30% - 40% – в 13 субъектах РФ (республики Калмыкия, Марий Эл, Удмуртская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Кировская, Курганская, Курская, Псковская, Самарская, Тульская, области);

· 40% - 50% – в 10 субъектах РФ (республики Адыгея, Дагестан, Крым, Татарстан, Чеченская, Брянская, Ленинградская, Тамбовская области, Ненецкий автономный округ, г. Севастополь);

· 50% - 70% – в 2 субъектах РФ (республики Ингушетия (57,2%), Северная Осетия-Алания (55,9%));

· Не вошли в данную классификацию 2 субъекта РФ в связи с тем, что информация по ставкам заработной платы представлена в виде диапазона и расчетные показатели доли ставки заработной платы в структуре средней заработной платы по нижней и верхней границам диапазона попадают в разные группировки данной классификации, в частности: в Алтайском крае (17,2% - 27,5%); Рязанской области (23,4% - 43,4%).

· По 1 субъекту РФ (Карачаево-Черкесской Республике) отсутствует информация.

В 2020 году по сравнению с 2018 годом доля ставок заработной платы педагогических работников организаций СПО в структуре средней заработной платы увеличилась в 32 субъектах РФ (республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Крым, Марий Эл, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Алтайский, Красноярский, Хабаровский края, Архангельская, Брянская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Кировская, Липецкая, Мурманская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Севастополь). В том числе в 8 из них рост незначительный и составил менее 1,0% (данные субъекты РФ подчеркнуты чертой). Минимальный рост – на 0,1% (Свердловская область), максимальный – на 17,2% (Самарская область).

Сокращение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы за анализируемый период отмечено в 26 субъектах РФ (республики Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Татарстан, Тыва, Чувашская, Краснодарский, Ставропольский края, Амурская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Костромская, Курганская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области). В том числе в 5 из них сокращение незначительное и составило менее 1,0% (данные субъекты РФ подчеркнуты чертой). Минимальное сокращение отмечено в Ростовской области – на 0,4%, максимальное – на 17,6% во Владимирской области.    

По 20 субъектам РФ не имеется возможности проанализировать изменение доли ставок заработной платы в структуре средней заработной платы в связи
с отсутствием данных об установленных в регионах размерах ставок заработной платы за 2018 год (перечень субъектов указан в разделе 1).









Выводы

Анализ динамики размеров ставок заработной платы (должностных окладов), установленных педагогическим работникам в субъектах РФ в 2020 году
по сравнению с 2018 годом показал, что по всем категориям педагогических работников в большинстве субъектов РФ размеры ставок заработной платы увеличились, в частности: по учителям общеобразовательных организаций –
в 43 субъектах РФ, от 2,7% до 115,9% (от 160 до 6205 рублей); по воспитателям ДОУ – в 42 субъектах РФ, от 2,5% до 120,7% (от 163 до 8958 рублей); по педагогическим работникам организаций ДОД – в 34 субъектах РФ, от 0,9% до 124,6% (от 128 до 5403 рублей); по педагогическим работникам организаций СПО – в 44 субъектах РФ, от 0,4% до 115,9% (от 70 до 5939 рублей).

Сравнительный анализ соотношения размеров ставок заработной платы педагогических работников, применяемых в субъектах РФ в 2020 году, и средней заработной платы в этих же регионах показал, что доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы остается достаточно низкой и в большинстве регионов практически по всем категориям педагогических работников колеблется в диапазоне 20% - 30%, в частности, по учителям –
в 29 субъектах РФ, воспитателям ДОУ – в 24 субъектах РФ, педагогическим работникам организаций ДОД – в 31 субъекте РФ, педагогическим работникам организаций СПО – в 34 субъектах РФ.

В целом не достигает 30% доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы по учителям в 42 субъектах РФ (58% от общего количества субъектов, в которых установлены ставки заработной платы), воспитателям ДОУ – в 36 субъектах РФ (46%), педагогическим работникам организаций ДОД – в 48 субъектах РФ (62%), педагогическим работникам организаций СПО – в 50 субъектах РФ (64%).

По всем категориям педагогических работников в преобладающем большинстве субъектов РФ установленные ставки заработной платы (должностные оклады) не достигают утвержденного на федеральном уровне МРОТ (12130 рублей
с 01.01.2020 г.), в частности, по учителям – в 56 субъектах РФ (78% от количества субъектов РФ, в которых установлены ставки заработной платы), воспитателям ДОУ – в 63 субъектах РФ (81%), педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – в 64 субъектах (82%), педагогическим работникам организаций СПО – в 62 субъектах РФ (79%).

Несмотря на то, что в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно утверждаемых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, закреплена рекомендация о повышении в структуре заработной платы работников гарантированной ее части в виде ставок заработной платы и должностных окладов работников, на установление которых предлагается использовать не менее 70% фонда оплаты труда без учета средств, приходящихся на отдельные выплаты компенсационного характера, ни в одном субъекте РФ данная рекомендация не выполняется. Лишь в небольшом количестве регионов ставки заработной платы (должностных окладов), устанавливаемые педагогическим работникам, приближаются к рекомендуемому уровню и колеблются в диапазоне
от 50% до 70%, в частности по учителям – в 3 субъектах РФ, воспитателям ДОУ –
в 7 субъектах РФ, педагогическим работникам организаций ДОД – в 2 субъектах РФ, педагогическим работникам организаций СПО – в 2 субъектах РФ.

Несмотря на то, что по всем категориям педагогических работников
в большинстве субъектов РФ за анализируемый период отмечен рост размеров ставок заработной платы (должностных окладов), доля ставок заработной платы
в структуре средней заработной платы за данный период времени по 3 из 4 категорий педагогических работников в большинстве регионов сократилась,
в частности, по учителям – в 34 субъектах РФ, воспитателям ДОУ – в 38 субъектах РФ, педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – в 27 субъектах РФ. Только по педагогическим работникам организаций СПО
в большинстве субъектов РФ (в 32) доля ставок в структуре заработной платы увеличилась.

Полученные в результате анализа данные подкрепляют неоднократно озвученный Профсоюзом вывод о том, что уровень средней заработной платы педагогических работников в субъектах Российской Федерации, определенный целевыми показателями в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года, продолжает достигаться преимущественно за счет применения дополнительных видов выплат и за дополнительную работу сверх установленных норм часов за ставку заработной платы.

 











Раздел 4

О действиях Профсоюза по рассмотрению актуальных вопросов защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования в рамках Российской трёхсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений

Текущая деятельность Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) осуществляется
в соответствии с Единым планом первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации
на 2018-2020 годы (далее – Единый план).

Единый план разрабатывается на основании предложений сторон социального партнёрства на срок полгода и утверждается заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координатором РТК Т.А.Голиковой соответственно в начале 1-го и 2-го полугодий.

Профсоюз инициировал включение в Единый план на 2-е полугодие 2020 года ряда вопросов, являющихся актуальными для работников сферы образования и науки:

1. Нормирование труда работников бюджетной сферы.

Профсоюз считает необходимым, чтобы Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минтруда России приступили к осуществлению практических действий по реализации гарантированного статьей 159 ТК РФ «государственного содействия системной организации нормирования труда».

В настоящее время вышеупомянутые министерства предпочитают занимать позицию неприятия проблемы нормирования труда работников в сфере образования, указывая на то, что она не существует. В качестве обоснований в РТК предоставляются официальные материалы, где якобы описывается деятельность Минпросвещения России и Минобрнауки России в данной области регулирования трудовых отношений. При этом понятие «нормирование труда» и связанные с ним необходимые действия по разработке типовых (отраслевых и межотраслевых) норм труда по однородным видам работ (норм численности, норм обслуживания, норм по выполнении различных видов работ) подменяются уже проведенными мероприятиями по регулированию вопросов оплаты труда, учебной нагрузки и продолжительности рабочего времени педагогических работников. Подобная тактика уже неоднократно проявлялась в письмах официальных должностных лиц, отправляемых в адрес РТК, соответствующего содержания.

По мнению Профсоюза, продолжая отказываться от проведения работ
по нормированию труда работников учреждений сферы образования, необходимого для расчета численности и состава персонала для выполнения конкретного объема работ по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по учреждению (организации), их структурным подразделениям, федеральные органы нарушают права работников, не содействуют совершенствованию финансового обеспечения образовательных организаций.

В последнее время вопрос о нормировании труда в сфере образования
по инициативе Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ рассматривался на заседаниях рабочей группы РТК по заработной плате, доходам и уровню жизни населения (сопредседатель рабочей группы
от профсоюзной стороны РТК – Г.И.Меркулова, председатель Профсоюза) дважды: 26.11.2019 г. и 31.07.2020 г.

Решением рабочей группы от 31.07.2020 г. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предложено принять конкретные меры, связанные с организацией работы
по разработке
по однородным видам работ типовых, отраслевых и межотраслевых норм труда (норм численности, норм обслуживания, норм по выполнении различных видов работ), учитывая позицию стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, о фактическом невыполнении этими федеральными органами исполнительной власти Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, в части нормирования труда.

Вопрос о нормировании труда работников образования остаётся в текущей повестке дня работы Профсоюза.









Создание условий для получения достоверной информации о размерах применяемых минимальных окладов, минимальных должностных окладов, минимальных ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников учреждений бюджетной сферы, их доли в структуре заработной платы.

Осуществление эффективной государственной политики в сфере оплаты труда в бюджетной сфере, включая образование, невозможно при отсутствии нормально работающей системы информационного обеспечения данной функции управления. Проведённый в 2019 году мониторинг и последующие доклады о его результатах
на рабочей группе РТК 25.09.2019 г. выявили общую для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющих государственное управление
в соответствующих видах деятельности в бюджетной сфере, проблему – отсутствие единых для всей бюджетной сферы унифицированных инструментов по получению полной и достоверной информации по предмету мониторинга как на уровне регионов, так и муниципальных образований. Каждый ФОИВ, осуществляющий государственное управление в своей сфере деятельности, проводит мониторинг, исходя из собственных представлений о способах его проведения и интерпретации полученных результатов.

С точки зрения Профсоюза, полученная таким образом информация не может
в полной мере использоваться федеральными органами исполнительной власти
в целях выработки и осуществления последующих обоснованных регулятивных действий, в том числе направленных на реализацию на всех уровнях единых принципов, предусмотренных Едиными рекомендациями по установлению
на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

По инициативе Профсоюза и по согласованию с профсоюзами, членами Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, в Единый план включён для рассмотрения вопрос «О разработке форм для проведения ежегодного мониторинга размеров применяемых минимальных окладов, минимальных должностных окладов, минимальных ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников учреждений бюджетной сферы, их доли в структуре заработной платы».

3. Обеспечение получения официальной информации от федеральных органов исполнительной власти по уровням заработной платы в бюджетном секторе экономики:

1) по вопросу сохранения в 2019 году достигнутых в 2018 году соотношений уровней заработной платы, установленных для отдельных категорий работников бюджетной сферы указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,
от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012-2017 годы», от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах
по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

2) по динамике реальной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы за 2012-2019 годы;

Статистику по укрупненным показателям можно получить на сайте Росстата, но без каких-либо комментариев по значениям и динамике показателей заработной платы отдельных категорий работников. Только федеральные органы исполнительной власти формируют официальную точку зрения, в том числе
о причинах не достижения установленных указами соотношений заработных плат по тем или иным отдельным категориям работников как по виду профессиональной деятельности, так и по регионам.

Экспертами аппарата Профсоюза была проанализирована динамика реальной заработной платы работников сферы образования. Анализ показал, что в период 2014-2019 гг. эта динамика имела разнонаправленный характер для различных категорий педагогических работников сферы образования: у педагогических работников организаций дополнительного образования детей, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций профессионального образования, преподавателей образовательных организаций высшего образования, научных сотрудников в той или иной степени наблюдался рост, а у педагогических работников общеобразовательных организаций и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – снижение реальной заработной платы. При этом необходимо отметить, что при анализе использовались статистические данные в среднем по Российской Федерации, а это означает, что от региона к региону ситуация с реальной заработной платой могла отличаться.

Получение официальной информации по достигнутым в 2019 году соотношениям уровней заработной платы, установленным для отдельных категорий работников, а также официальной оценки динамики реальной заработной платы
за период 2012-2019 гг. предоставит Профсоюзу дополнительные возможности
по формированию рабочей повестки в рамках дальнейшего взаимодействия
с социальными партнёрами в лице Минпросвещения России, Минобрнауки России и Минтруда России.

В этой связи в Единый план мероприятий на 2-е полугодие 2020 года
по инициативе Профсоюза включён вопрос «О мониторинге соотношений уровней заработной платы, установленных для отдельных категорий работников бюджетной сферы указами Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28 декабря 2012 г. № 1688
«О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2019 году.
О динамике реальной заработной платы этих категорий работников за 2012-2019 годы».

4. Совершенствование методики расчета среднемесячного дохода
от трудовой деятельности, используемого в качестве целевого показателя повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года.

В начале 2020 года экспертами аппарата Профсоюза было исследовано соотношение темпов роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике страны и отдельных категорий работников бюджетной сферы. Для отдельных категорий работников, начиная с 2015 года, в целях оценки достижения целевых показателей уровня средней заработной платы используется показатель «среднемесячный доход от трудовой деятельности» (рассчитывается по методике, утверждённой Приказом Росстата от 13 апреля 2017 г. № 239). Результаты исследования дают основание утверждать, что в целом по Российской Федерации в период 2015-2019 гг. темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников
по полному кругу организаций в целом по экономике существенно превышают темпы роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности, рассчитываемого Росстатом на основании указанной методики. Выявленная тенденция свидетельствует о том, что применение среднемесячного дохода от трудовой деятельности в качестве целевого показателя повышения заработной платы
в бюджетной сфере будет служить инструментом сдерживания роста зарплаты
в бюджетном секторе. Исходя из изложенного, есть основания полагать, что применяемая Росстатом методика нуждается в существенной корректировке, а процедуры её использования и порядок интерпретации результатов её применения должны иметь для профсоюзов, представляющих интересы работников бюджетной сферы, открытый характер. 

В связи с вышеизложенным в Единый план на 2-е полугодие 2020 года по предложению Профсоюза был предложен вопрос «О практике применения Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики
от 14.04.2016 г. № 188 и предложениях по её совершенствованию».

5.Не все включаемые по инициативе Профсоюза в Единый план вопросы рассматриваются в определённые планом сроки. Так, на конец 2019 года был запланирован, но не рассмотрен вопрос о ходе реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в части создания условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Причиной не рассмотрения вопроса стала не готовность Минпросвещения России к его предметному обсуждению в указанный срок.

Профсоюз повторно инициировал включение вопроса «О ходе реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в части создания условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» в Единый план мероприятий РТК на 2-е полугодие 2020 года.

6. Разработка и утверждение Единых рекомендаций по установлению
на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на очередной календарный год
традиционно является плановым вопросом РТК. В 2020 году
по итогам работы соответствующей межведомственной рабочей группы проект Единых рекомендаций на 2021 год последовательно будет рассмотрен на заседаниях рабочей группы РТК по заработной плате, доходам и уровню жизни населения
и в конце года на заседании РТК – с целью их утверждения.

 


























Раздел 5

Актуальные темы,

рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации,
для обсуждения на августовских педагогических совещаниях в 2020 году.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: