Таблица 1
Виды метеорологических явлений и степень их влияния на эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта
Вид метеорологического явления | Степень влияния на эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта | Количественная характеристика метеорологического явления | Меры, принимаемые в соответствии с оперативными планами снегоборьбы |
Снегопад умеренный | ОЯ | Интенсивность снегоотложения 5-9 см снега за сутки | Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила первой очереди, при необходимости снегоуборочная техника. |
Снегопад значительный | ООЯ | Интенсивность снегоотложения 10-19 см за сутки | Необходимо задействовать снегоочистительную и снегоуборочную технику, стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Снегопад сильный | СОЯ | Интенсивность снегоотложения 20 см и более за сутки | Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Снегопад с мокрым снегом умеренный | ОЯ | Интенсивность снегоотложения 3-7 см за сутки | Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила 1й очереди. При необходимости задействуется снегоуборочная техника. |
Снегопад с мокрым снегом значительный | ООЯ | Интенсивность снегоотложения 7-14 см за сутки | Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1й и 2й очереди, а на очистку стрелочных переводов. |
Снегопад с мокрым снегом сильный | СОЯ | Интенсивность снегоотложения 15 см и более за сутки | Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Метель умеренная | ОЯ | Продолжительность менее 3 ч при скорости ветра до 10 м/с | Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, на очистку стрелочных переводов. |
Метель значительная | ООЯ | Продолжительность от 3 до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с | Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Метель сильная | СОЯ | Продолжительность 12 ч и более при скорости ветра 15 м/с и более | Требуется принятие экстренных мер по обеспечению снегоуборочных работ. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди и 3 очереди на очистку стрелочных переводов. |
Гололед и изморозь | ОЯ | Гололед до 5 мм, изморозь до 20 мм | Назначаются осмотры воздушных линий и при необходимости задействуются электровозы с вибропантографами, установки МОГ, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. |
Гололед и изморозь | ОЯ | Гололед 6-19 мм, изморозь 20-49 мм | Назначаются осмотры воздушных линий, задействуются электровозы с вибропантографами, установки МОГ, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС. |
Гололед и изморозь | ООЯ | Гололед 20 мм и более, изморозь 50 мм и более | Назначаются осмотры воздушных линий, на линиях связи организуется обивка наледи с проводов, задействуются электровозы с вибропантографами, установки МОГ, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС. |
Низкая температура нар. воздуха | ОЯ | -25 о С и ниже | Организуются дополнительные обходы и объезды, задействуются мобильные средства контроля состояния рельсов, линий связи, контактной сети. Возможно ограничение весовой нормы грузовых поездов. |
Сильный ветер | ОЯ | 15 м/с и более | Прекращаются погрузочно-разгрузочные работы. Ограничивается скорость движения ЭПС при автоколебаниях проводов контактной/сети. |
По сроку наступления зимнего периода железные дороги России делятся на две группы:
|
|
|
|
первая группа – железные дороги Урала, Сибири, Дальнего Востока и северные участки Октябрьской и Северной железных дорог, где снегопады и метели наблюдаются ранее, чем на остальной территории сети железных дорог;
вторая группа – все остальные железные дороги сети.
По степени снегозаносимости железные дороги делятся на 5 групп:
1 - особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течение зимы наблюдаются снегопады и метели с очень сильной интенсивностью.
2 - к сильнозаносимым относятся Свердловская, Южно-Уральская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше широты ст. Сыктывкар), Октябрьская (выше широты ст. Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью.
3 - к заносимым относятся Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные дороги, а также южные участки Северной и Октябрьской железных дорог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с сильной интенсивностью.
4 - к среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью.
5 - слабозаносимой является Забайкальская железная дорога, на территории которой наблюдаются снегопады и метели с умеренной интенсивностью.
Участки пути делятся на 3 категории снегозаносимости и должны ограждаться в следующей последовательности:
В первую очередь - заносимые места первой категории - выемки глубиной более 0,4 м и нулевые места, расположенные на косогорах;
Во вторую очередь - заносимые места второй категории - выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места;
В третью очередь - заносимые места третьей категории - насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1,0 м на косогорах.