Теория государства и права
План
1. Государство и право. Их роль в жизни общества.
2. Понятие и признаки государства. Роль государства в обществе.
3. Сущность правового государства. Взаимная ответственность государства и граждан
4. Сущность понятия «право». Функции права (юридическая, социальная). Принципы права.
5. Источники российского права. Формы права (правовой обычай, прецедентной право, договорное право, юридическая наука, референдум). Публичное и частное право.
6. Сущность правосознания и правовой культуры.
7. Норма права и нормативно-правовые акты. Структура норм права (гипотеза диспозиция санкция). Порядок вступления в силу нормативно правовых актов. Толкование норм права.
8. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права.
Сущность государства может быть рассмотрена с трех сторон. Во-первых, государство как универсальная организация. Во-вторых, государство как социальный арбитр. В-третьих, государство как легализованное принуждение.
|
|
Характеристика государства как легализированного принуждения принадлежит немецкому исследователю М. Веберу (1864 - 1920), очевидное влияние на которого оказали работы Маркса и Энгельса.
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Сущность государства может быть рассмотрена с трех сторон. Во-первых, государство как универсальная организация. Во-вторых, государство как социальный арбитр. В-третьих, государство как легализованное принуждение.
"Государь должен быть государем,
а подданный подданным.
Отец должен быть отцом, а сын - сыном".
Конфуций (из книги "Размышления и слова")
Понятие и структура политической системы общества
Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382 - 332 гг. до н.э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления (власть) и тип правления.
|
|
Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.
Политическая система общества - это представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Основными элементами политической системы являются:
а) само государство;
б) негосударственные структуры;
в) органы местного самоуправления.
Государство и его органы (государственный аппарат и государственные служащие) осуществляют основной объем властвования или, что практически одно и то же, государственного управления. Государство - ядро политической системы общества, главный системообразующий фактор и элемент.
Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти.
Конституция Российской Федерации различает государственную власть и местное самоуправление (см. ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют "в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций" (ст. 131 Конституции). По действующему законодательству органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.
Основные черты функций государства
1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.
2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.
3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Цель представляет собой желаемый конечный результат деятельности государственных и негосударственных структур. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.
|
|
Сущность и предназначение государства
Общепринятой признается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. Вполне обоснованно и справедливо считается, что государство - это дитя общества. Уместно заметить о часто непредсказуемом характере детей, способных на необъяснимые, с точки зрения зрелого, сложившегося человека, поступки. Эта ремарка дает представление о характере возможных вариантов поведения во взаимоотношениях между родителями (общество) и детьми (государство).
Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА