Личностно-творческий компонент характеризует степень усвоения ценностей педагогической культуры, их преобразования и интерпретации. Он отражает присвоение родителями Педагогических и психологических установок на воспитание гей и возможность их гибкого использования и комбинировали для повышения эффективности воспитательных воздействий в семье.
Уровень педагогической грамотности родителей по данному параметру часто соотносится со степенью сплоченности семьи в достижении целей воспитания. Видимо, поэтому значительная часть матерей и отцов семей с низким и средним уровнем педагогической культуры оценивают межличностные взаимоотношения в семье как противоречивые и изменчивые, хотя никто из родителей не указывает на автономность и обособленность членов своей семьи.
Соответственно, в этом случае будет идти речь о выборе психологом не только содержания, но и организационных форм психологического просвещения родителей. Можно организовать семейные клубы по интересам и предложить создать аудио- и видео-библиотеки для родителей или ввести традицию ежемесячных «Семейных гостиных». Психолог может предложить проведение совместных мероприятий родительского актива с: детским садом (посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, музеев и выставок, организацию экскурсий, прогулок на природу, физкультурных досугов, проведение праздников в детском саду). В процессе их проведения создаются условия для «раскрытия» взрослых — психологу остается только поощрять их к тому, чтобы они «делились» своими педагогическими находками с другими родителями и воспитателями. С подобной целью, например, можно организовать кружки типа «бабушкин самовар», «Оч. умелые ручки», «Папина мастерская» И Т. Д.
|
|
В этом случае психолог ДОУ может помочь родителям и близким детей:
• сформировать умение выделять наиболее существенное,
принципиально необходимое для развития педагогического процесса в семье через «открытие» для себя внутреннего мира ребенка, его понимания и принятия;
• перевести «мировоззренческие схемы» взрослого на понятийно-образный язык детской психики без утраты культурной полноты передаваемых знаний. При этом происходит распределение культурных смыслов и образов и их
включение в сферу совместной деятельности;
• прийти к пониманию того, что обучение воспитывает посредством культуры, одновременно неся ее в себе, в своем содержании. Исходя из этого, процесс обучения не может быть отвлечен от этической составляющей культуры личности и сферы личностных отношений — родители должны изменяться вместе с детьми в процессе совместной деятельности.
|
|
При этом психологическое просвещение родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности, усвоении психологических основ взаимодействия в семье. Технология психологического просвещения взрослых по данному направлению описана в книге В. А. Петровского, А. М. Виноградовой, Л. М. Клариной «Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада»1, поэтому мы не будем на ней подробно останавливаться.
Задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятия психологического просвещения.
2. На основании чего психологом составляется индивидуальная программа саморазвития педагога ДОУ?
3. Перечислите особенности психологического сопровождения сотрудников ДОУ, зависящие от их педагогического стажа?