Тема лекции №5: Эмоциональные процессы

Вопросы лекции: -Виды эмоций и их общая характеристика.

                                  -Физиологические основы и психологические теории эмоций.

                                  -Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

                        

Эмоции различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от гр. sthenos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

По содержательному своеобразию эмоции выделяют следующие виды эмоций.

Эмоциональный тон ощущения – наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта.

Эмоциональный отклик – это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бедам и страданиям случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоциональной отзывчивости следователя, прокурора, защитника и следователя. Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации медика.

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Аффект – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций. Эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения.

Страсть – это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

Страх – безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр.

Эмоциональные переживания человека носят неоднозначный ха­рактер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств.

Чувство — это высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции» как правило, носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чув­ство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и мо­жет рассматриваться как процесс перехода эмоциональных ощущений к чув­ствам.

Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей сте­пени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с обла­стью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чем-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство нена­висти, если у него нет того, что он ненавидит.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического раз­вития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от истори­ческой эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как зна­чимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызы­вают у него позитивные чувства.

Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающим людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощу­щение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты приня­тия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повы­шенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением» охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями» оно выражается в своеобраз­ной скованности, заторможенности движений, в узости восприятия, в недо­статочном распределении внимания.

Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успо­коение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный харак­тер» связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядоч­ной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить ос­новные, «фундаментальные» эмоции.

В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость положительное эмоциональное состояние, связанное с возможно­стью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного выражения эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательнее эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной или кажущейся таковой информацией, и невозможностью удов­летворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев эмоциональное состояние, отрицательное проявляемое, как правило, проте­кающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта по­требности.

Отвращение отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объек­тами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которы­ми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эсте­тическими принципами и установками субъекта.

Презрение отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межлич­ностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и пове­дением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при полу­чении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружаю­щих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отме­тить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызы­вать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуют­ся системой ценностных установок конкретного человека.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

 

2 вопрос:

Существует значительное количество различных теорий, пытающихся объяснить происхождение эмоций. Остановимся на некоторых из них.

1 Эволюционно-биологические теории.

Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции.


В рамках биологической теории эмоций П. К. Анохина эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. Возникновение потребностей приводит, по Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: