Вопросы, подлежащие изучению студентами:
1. Понятие избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации.
2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.
4. Избирательные комиссии.
5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.
6. Предвыборная агитация.
Рекомендации студентам:
1. При изучении первого вопроса следует обратить внимание на различие понятий «избирательная система» и «избирательное право». При этом необходимо учитывать широкий и узкий (строго юридический) смысл этих понятий.
2. Во втором вопросе требуется уяснить, что среди принципов избирательного права можно выделить и такие, как «свободные выборы», а также альтернативность и периодичность их проведения.
3. Изучая особенности организации и проведения выборов, следует обратить внимание на наличие избирательных «подсистем», различающихся, например, по требованиям к пассивному избирательному праву, по нормативным источникам.
|
|
Литература:
1. Баглай, Марат Викторович. Конституционное право Российской Федерации: Учебник/ М.В. Баглай. -6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.
2. Садовникова, Галина Дмитриевна. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): кн. / Г.Д. Садовникова. - М.: Юрайт, 2011. -219 с.
3. Стрекозов, Владимир Георгиевич. Конституционное право России: Учебник / В.Г. Стрекозов. -3-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2010. -327 с.
4. Комкова, Галина Николаевна. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студ. вузов / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. -369 с.
Изучение разделов дисциплины осуществляется в определенной логической последовательности. Первоначально изучаются общетеоретические вопросы: история становления и развития конституционного права и его общие понятия; предмет, метод, система и источники конституционного права и его взаимосвязь с другими юридическими дисциплинами.
В рамках раздела 1 «История конституционного права и его общие понятия» студентам, в частности, следует уяснить, что наука конституционного права — это область знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти.
Конституционное право организовано в определенную систему. Оно состоит из институтов. Институт конституционного права — есть группа норм, регулирующих внутренне единый комплекс однородных и взаимосвязанных отношений. Изучение института дает представление об отдельной стороне государственности. Для конституционного права различных стран характерны следующие институты политического режима, политико-территориального устройства, институт, определяющий структуру высших государственных органов, порядок их формирования и деятельности, институты основ правового положения личности, основ местного управления.
|
|
Переходя к источникам конституционного права, студенты в процессе самостоятельной работы должны усвоить, что источник конституционного права — это письменный или имеющий иную форму объективный носитель конституционно-правовых требований, как правило, нормативного характера и обязывающего значения, установленных либо признанных (санкционированных) государством.
Источники конституционного права различаются по форме, наименованию, происхождению, юридическому и политическому значению, обеспеченности предписаний, которые в них содержатся. Среди источников конституционного права можно выделить основные законы государств, конституционные законы, органические законы, законы, издаваемые в порядке обычной процедуры, то есть акты текущего законодательства, также являются источниками конституционного права в той части, в которой они содержат конституционно-правовые нормы, акты главы государства, правительства, правительственных и иных административных органов могут содержать конституционно-правовые предписания. Также к источникам конституционного права относятся федеративные договоры, декларации, акты оккупационного права, акты международного права, религиозные нормы, политико-юридические, конституционно-правовые конвенции, обычай, соглашение, толкование (в том числе и доктринальное), прецедент.
При всем разнообразии источников конституционного права нетрудно заметить, что они отличаются в зависимости от того, насколько государство причастно к их созданию. Одни из них обязаны своим появлением государству, деятельности его органов. Это так называемые статутные источники права. В создании другой группы источников (религиозное право, доктрина, правовые обычаи) государство непосредственно не участвует. Это нестатутные источники.
При работе над разделом 2 «Конституция как основной закон государства» рекомендуется сосредоточить внимание на понятии конституции, особых юридических свойствах Конституции Российской Федерации и ее форме, конституционных поправках и пересмотре Конституции России.
Прежде всего, необходимо указать черты конституции как нормативно-правового акта, занимающего самостоятельное и особое место в правовой системе и отличающегося тем самым от всех иных правовых актов. Каждая из названных черт конституции требует раскрытия своего содержания„
Далее следует отметить, что исследователи конституционного права для более глубокого изучения свойств основного закона различают понятия материальной и формальной конституции, а также конституции юридической и фактической. Каждое из этих понятий требует краткой характеристики.
Завершается изложение вопроса определением понятия конституции, в котором совмещены её материальные и формальные моменты. Рекомендуется отметить, что в курсе конституционного права России интерес прежде всего представляет именно юридическая конституция.
Юридические свойства Конституции России раскрываются как признаки основного закона, являющегося главным источником права страны. Важно отметить, что такое положение Конституции необходимо обусловливает наличие особых её свойств, не присущих другим законам.
|
|
При перечислении особых юридических свойств Конституции России с их краткой характеристикой необходимо обратить внимание на различие понятий "верховенство" и "высшая юридическая сила". Раскрывая свойство Конституции быть ядром правовой системы России, требуется указать на связь с предметом конституционного права, особенности которого определяют ведущую роль конституционного права в правовой системе страны.
Определяя понятие формы конституции, рекомендуется объяснить значение формы для успешного восприятия ее содержания. Необходимо обратить внимание, что форму конституции условно можно подразделить на внешнюю и внутреннюю форму (структуру).
Сформулировав понятие внешней формы конституции, требуется дать определение отдельных характеристик внешней формы Конституции Российской Федерации, привести примеры различий внешней формы конституций. В содержании ответа особо отметить различие в таких характеристиках внешней формы Российской Конституции как "единая" и "единственная". Необходимо обратить внимание на то, что Конституция России не является кодексом конституционного права. Объяснение этого момента играет важное значение в процессе усвоения теоретических аспектов излагаемого вопроса.
При изложении понятия внутренней формы конституции акцентируется внимание на отличии внутренней формы от внешней, подчеркивается близость понятий внутренней формы конституции и её структуры. Конституции подавляющего большинства стран имеют стандартную структуру, составные части которой требуется перечислить. Необходимо указать элементы (части) структуры Конституции Российской Федерации, сравнив её структуру со стандартной. Перечисляя элементы структуры Конституции России, объяснить их предназначение и дать краткую характеристику содержания. Привести примеры действия переходных положений Российской Конституции, используя ее текст.
Переходя к изучению порядка пересмотра Конституции РФ принятия поправок к ней, рекомендуется объяснить, чем обусловлена потребность в изменениях конституций. В рамках вопроса указать различие "жестких" и "гибких" конституций, отметить необходимость обеспечения стабильности как особого юридического свойства Конституции Российской Федерации.
|
|
Определяя порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, следует четко уяснить виды этих изменений, критерии отличия поправок от пересмотра Конституции. Особое внимание уделить процедурам внесения поправок в Конституцию России и ее пересмотру, указать органы, полномочные осуществлять этот процесс. В завершении рекомендуется обратить внимание на особенности порядка внесения изменений в статью 65 Конституции России.
В порядке самоконтроля после изучения данной темы слушателям рекомендуется ответить на следующие вопросы:
I. Что понимается под конституцией?
2.Какие черты отличают Конституцию РФ от иных правовых актов?
3.Каковы юридические свойства Конституции России?
4.Что понимается под внешней формой Конституции России?
5.Каковы характеристики внешней формы Конституции РФ?
6.Что понимается под структурой конституции?
7.Какие части включает в себя структура Конституции России?
8.Какие изменения являются поправками к Конституции РФ?
9.Что является пересмотром Конституции РФ?
10. Каков порядок внесения поправок в Конституцию РФ?
11. Каков порядок пересмотра Конституции РФ?
При изучении данного раздела студентам необходимо изучить общие черты и особенности конституций.
Следует помнить, что содержание, наполнение конституции в каждом из государств зависит от многих факторов — времени и обстоятельств составления конституции, юридических, культурных и религиозных традиций, зарубежных влияний и даже от географии, темперамента нации. Содержание конституции как бы образуют два блока. Первый из них — это нормы и институты, совершенно обязательные (общие) для любой конституции. Среди них положение о народном суверенитете, юридические основы статуса личности, институт парламентаризма, а для конституционного государства — наличие представительного законодательного органа, соотношение норм международного и национального права, федеративный договор, статус автономий или основы правового положения административно-территориальных единиц.
Каждое государство, имеющее конституцию, привносит нечто свое в конституционное творчество. Конституция может (и это особенности) устанавливать основы внешней политики, участия государства в международных организациях и союзах, условия охраны природы, экологическая направленность политики государства, регулирование отношений государства с отдельными конфессиями (церквами), положения декларативного, программного характера, основы социальной политики, теоретические определения гражданского общества, обязанности государства поддерживать гражданские отношении или же соблюдать принципы социального государства, основы экономической политики, положения, закрепляющие национальную независимость (преимущественно в странах, освободившихся от колониализма), нормы, регулирующие деятельность государства в условиях осадного, военного положения, состояния опасности, прочих чрезвычайных режимах управления, и многое другое.
Студентам следует обратить самое пристальное внимание на юридические свойства конституций. Сущность конституции как юридического документа состоит в особом ее содержании (предмете регулирования), в ее высшей юридической силе, в роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса. Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют особыми свойствами конституции. Иногда добавляют и такие свойства как более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми актами, комплексный характер конституции как правового документа, ее значение как юридической базы законодательства и др.
Требуется обратить внимание и на классификацию конституций зарубежных стран, что позволяет более полно усвоить их особенности. Ныне действующие конституции имеют разный возраст. Это дает основания разделить их на три поколения.
В наше время сохраняют свое действие немногие из конституций первого поколения — это значительная часть ныне действующей британской конституции, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., конституции США, Швейцарии (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814 г.), Люксембурга (1868 г.). Появление конституций первого поколения ориентировочно можно ограничить периодом с XVII по конец ХIХ века. Конституционным новшеством конституций второго поколения стало закрепление некоторых социально-зкономических прав. Третье поколение составляют конституции послевоенного периода. Обращает на себя внимание подробность, с какой они излагаются. После второй мировой войны конституционные стандарты стали более определенными, появилась возможность оценить эффективность испытанных временем институтов и норм на примере тех стран, где они применялись.
Конституции классифицируются также по структуре или по форме, в которой они выражены. Большинство ныне действующих конституций имеют форму единого систематизированного основного закона. Существует группа конституций, структура которых образована несколькими конституционными законами (Израиль, Канада). В Великобритании и Новой Зеландии конституция не имеет определенной структуры, позволяющей по формальным признакам отделить ее от других юридических норм.
В теории конституционного строительства сложилась традиция, подразделяющая конституции на “писаные” и “неписаные”.
В зависимости от происхождения конституции они делятся на оригинальные и заимствованные.
Мировая практика выработала несколько основных способов принятия конституций и внесения в них изменений. Основные законы, в том числе конституционного содержания, могут быть установлены или изменены учредительным органом, референдумом, законодательным представительным органом или же парламентом совместно с главой государства, посредством октроирования.
В рамках раздела 3 «Основы конституционного строя» обучающимсянеобходимо усвоить понятия конституционного строя и его основ, основ конституционного строя Российской Федерации, а также конституционных основ организации и деятельности Российского государства.
Основополагающим моментом понятия «конституционный строй» является верховенство права, олицетворяемого прежде всего конституцией, и закона по отношению к государству или "связанность" государства правом (законом).
Определяя основы конституционного строя, необходимо отметить как обеспечивается подчинение государства праву, как реализуется конституционный строй.
Представляют интерес определения основ конституционного строя как наиболее существенного объекта правового регулирования и как важнейшего конституционно-правового института. Отмечая различия в перечнях важнейших гарантий (принципов) конституционного строя демократических государств, необходимо указать факторы, условия, которые определяют эти различия. При изложении содержания вопроса рекомендуется выделить наиболее важные из гарантий (принципов) конституционного строя, присущих каждому государству, имеющему конституционный строй.
Следует учитывать, что специфические условия России оказывают влияние на перечень и последовательность расположения основ конституционного строя.
Необходимо указать объединяющую идею, положенную в основу конституционного строя России и позволяющую создать систему правовых гарантий, приемлемую для всех. При этом рекомендуется не принижать роль других важнейших принципов, лежащих в основе конституционного строя.
Важно отметить особое внимание, уделяемое в основах конституционного строя Российской Федерации принципам организации и деятельности государства и объяснить это явление.
Перечисляя важнейшие принципы (основы) конституционного строя Российской Федерации, следует сопровождать их краткой характеристикой.
В главе "Основы конституционного строя" Конституции Российской Федерации основное внимание уделяется принципам организации и деятельности государства и это явление имеет свои объективные причины, которые необходимо указать.
Конституционные основы Российского государства должны анализироваться с учетом сложной структуры формы государства.
Раскрывая конституционное закрепление формы правления в России, рекомендуется особое внимание уделить определяющим признакам республиканской формы правления.
Излагая содержательную сторону формы государственного устройства Российской Федерации, необходимо отметить особенности её федеративного устройства.
Характеризуя политический режим России с точки зрения его конституционного закрепления, рекомендуется отдельно рассмотреть понятия государства как демократического и как правового. При этом необходимо перечислить основные признаки демократического государства, а раскрывая содержание понятия "правовое государство", требуется объяснить тесную связь по существу между демократическим и правовым государством, что и позволяет считать их характеристиками (признаками) одного и того же структурного компонента формы государства - политического режима.
Завершая тему, необходимо отметить такие конституционные основы организации государства в России как признание государства социальным и светским.
После изучения темы «Основы конституционного строя» в порядке самоконтроля слушателям необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Какой государственный строй является конституционным? 2.Что понимается под основами конституционного строя?
3.Какие правовые принципы присущи каждому государству, имеющему конституционный строй?
4.Какие основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в Конституции России?
5. Из каких структурных компонентов состоит форма Российского государства?
6.Какая форма правления закреплена в Конституции Российской Федерации?
7.Как определена в Конституции форма государственного устройства России?
8.Как характеризуется политический режим России? 9.Что понимается под социальным государством?
10. Какое государство является светским?
Изучение раздела 4 «Конституционные основы правового статуса личности» предполагает уяснение главного смысла существования конституций и идеи о врожденных и неотчуждаемых правах человека. Необходимо показать различие гражданского и политического общества, обусловленное дуализмом, присущим индустриальному строю. Важно отметить как эта особенность находит свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавливающих права и свободы.
Объясняя понятие правового положения граждан, требуется раскрыть содержание таких категорий как субъективное право и юридическая обязанность. Также важно указать на особенности понятия конституционно-правового статуса гражданина и его отличие от правового положения граждан.
Завершается изложение вопроса перечислением и краткой характеристикой принципов правового положения граждан в Российской Федерации. При этом рекомендуется отметить роль принципов как основополагающих, коренных правовых идей.
В рамках темы необходимо раскрыть содержание понятий основных прав и свобод и основных обязанностей и определить те признаки, которые отличают основные (конституционные) права и свободы от иных прав и свобод.
При изложении содержания данного вопроса важно объяснить необходимость классификации конституционных прав и свобод и указать на возможные критерии классификации. Отметив наибольшую распространенность классификации прав и свобод по их содержанию, рекомендуется перечислить важнейшие права и свободы, которые включаются в такие их группы как личные, политические, социально-экономические и социально-культурные.
В заключении изложения вопроса о конституционных правах и обязанностях необходимо отметить, что выполнение обязанностей является важнейшей предпосылкой реализации основных прав и свобод, перечислить конституционные обязанности.
Целесообразно указать на связь гражданства с основами правового статуса личности, её правового положения. Изложение содержания вопроса требует определения правовой базы, которая регламентирует отношения, связанные с гражданством. При этом рекомендуется отметить, что нормы Конституции России, регулирующие гражданство Российской Федерации, содержатся как в основах конституционного строя, так и в главе 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина.
При определении гражданства важно отметить взаимность прав, обязанностей и ответственности человека и государства, что является ключевым моментом этого понятия. Обширный перечень принципов российского гражданства необходимо сопровождать их краткой характеристикой. При этом рекомендуется обратить особое внимание на запрет лишения гражданства, недопустимость выдачи гражданина Российской Федерации иностранному государству и недопустимость высылки гражданина за пределы России.
Освещая основания и порядок приобретения гражданства, рекомендуется особо отметить упрощенный характер способов приобретения гражданства в порядке регистрации и в результате восстановления гражданства Российской Федерации и объяснить объективные причины этого о Необходимо также отметить, что процесс натурализации в Российской Федерации впервые в нашем законодательстве обусловлен цензом проживания на территории России.
Требуется обратить внимание на круг лиц, ходатайства которых о приеме в гражданство России отклоняются. Излагая содержание вопроса, необходимо указать органы, принимающие решения по вопросам приема в гражданство и вносящие предложения по ходатайствам о приеме о Отметить роль органов Министерства внутренних дел России в процессе приема в гражданство иностранцев. Перечисляя основания для прекращения гражданства, особо выделить случаи возможного отказа в выходе из гражданства.
В порядке самоконтроля знаний по данной теме слушателям предлагается ответить на следующие вопросы:
1.Что понимается под основами правового положения граждан?
2.Какие принципы правового положения граждан закреплены Конституцией России?
З.Что понимается под основными правами и свободами?
4.Что такое основная обязанность?
5.Какие признаки отличают конституционные права и свободы от иных прав и свобод?
6.Какие группы прав и свобод различают в зависимости от их содержания?
7.Что понимается под гражданством Российской Федерации?
8.Какие принципы российского гражданства сформулированы в Законе "О гражданстве"?
9.Каковы основания приобретения гражданства Российской Федерации?
10.Что является основаниями для прекращения гражданства России?
Изучая тему «Основы правового положения личности в зарубежных странах»прежде всего необходимо исследовать современные доктрины прав и свобод личности в зарубежных странах.
Студентам надлежит знать, что в условиях демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, романо-германской, континентальной «правовой семьи») преобладает индивидуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания.
Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитарного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сторонники считают, что человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Основная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится государству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмечалось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.
Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существуют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами (например, по конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. Акцент в мусульманском праве делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной «правоверных. Правда, классическое мусульманское право предусматривает некоторые имущественные гарантии для женщин, например в случае развода. Бывший супруг должен обеспечить ее и детей.
В обычном праве (например, система устных правовых обычаев племен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин (некоторые европейские исследователи пытались их записывать и даже кодифицировать) и распространяются только на соплеменников.
Далее следует обратить внимание на конституционные принципы правового статуса личности в зарубежных странах. Принцип правового статуса личности — это нормативная формула, обобщающая юридическую практику, взгляды и поведение большого числа людей, политиков, государства, его органов и чиновников по отношению к свободам и обязанностям человека.
Одним из важнейших является принцип юридического равенства, означающий, что государство и закон одинаково относятся к каждому гражданину, не признают привилегий и не устанавливают правоограничений в связи с его происхождением, религией, национальностью, расой, полом, социальным и имущественным положением, участием в политических организациях.
Следует различать правовую дискриминацию и дифференцированное правовое регулирование, которое обнаруживается в том, что государство и закон неодинаково относятся к различным категориям людей. Бессрочные, устойчивые юридические различия существуют между лицами, имеющими разные цвета кожи, вероисповедания, расовую принадлежность, социальное происхождение, политические ориентации, имущественное состояние, пол, титулы, ранги знатности и прочее. Дифференциацию устанавливают в случаях, когда политический режим вынужден поддерживать или стремится сохранить традиционную сословную, племенную структуру общества, защитить господство привилегированных групп, рас, сословий и т.д.
Общедозволительный принцип правового регулирования статуса личности и разрешительный принцип также являются конституционными принципами правового статуса личности. В ряде стран полагают, что права человека являются естественными, свойственны его сущности и не происходят от власти. Если общество, государство, правовая традиция признают человеческую свободу высшей ценностью, то у них нет оснований считать свои интересы бесспорными в сопоставлении со свободой отдельного человека. Конфликт между общественным и частным возможен, однако его исход в пользу общества и государства не предрешен.
Большое значение для слушателей в процессе изучения данной темы представляет классификация и содержание конституционных прав и свобод личности в зарубежных странах. Фундаментальные права образуют наиболее важное пространство личной свободы. Их защита является главной задачей конституционного государства. Оно обязуется обеспечивать и охранять эти права безусловно, независимо от политических и прочих обстоятельств. Права, которые не входит в число фундаментальных, можно считать переменными. Демократическое государство, как правило, не принимает на себя бесспорную обязанность гарантировать переменные права. Французская Декларация 1789 г. провела разграничение между правами человека и правами гражданина.
В любой стране обособление личности от общества, государства, эволюция человеческой свободы и ее правовое оформление проходят несколько основных стадий. На каждой стадии утверждается свой комплекс прав. Это позволяет различать права по поколениям. Право на жизнь, свобода от внешнего, прежде всего государственного, произвола и насилия, а также право собственности — самая очевидная и необходимая часть свободы человека. Это первое поколение прав и свобод. Избирательное право, право на справедливый суд, свобода объединений (первоначально в форме вольностей городов, общин и прочих корпораций), печати и собраний, а также некоторые другие права расширяют поле свободы и составляют второе поколение. К третьему поколению прав, связанных с ростом общественного богатства, расширением материальных возможностей государства, относятся свобода профсоюзов, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода от эксплуатации (принудительного труда), право на жилище, социальное обеспечение.
Права различаются по сферам, в которых они находят применение. Личные права подтверждают индивидуальную сущность человека, ограждают его от произвола третьих лиц, господствующих в обществе сил, государства. К личным свободам относится неприкосновенность человека и ряд других. Политические права оформляют положение личности как члена нации, гражданина государства, правомочного участвовать во власти, в делах общества. К ним относятся избирательное право, право на проведение собраний, свобода партий и иных форм политического общения и т.д. Пользование социальными, экономическими, культурными правами позволяет человеку претендовать на долю в общественном богатстве, приобщаться к благам, созданным цивилизацией. К ним относится право на труд, право на различные формы социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации), право на жилище (налоговые льготы на оплату квартиры, помощь государства в приобретении жилья, гарантированное обеспечение жилищем), право на образование, на охрану здоровья и т.д.
Права делятся на индивидуальные и коллективные. К коллективным правам относятся те, которыми может воспользоваться только группа лиц. Свобода ассоциаций, профсоюзов не может быть закреплена за отдельным лицом; право отозвать депутата не может осуществить один избиратель.
Слушатель высшего учебного заведения должен иметь четкое представление о гарантиях прав и свобод личности, ведь правовой статус личности во многом зависит от того, насколько обеспечены ее права и свободы. Гарантиями называются средства, условия и способы, обеспечивающие соблюдение, реализацию и охрану прав человека.
Гарантии прав человека образуют несколько категорий. В зависимости от содержания и механизма действия гарантии делятся на социальные, экономические, политические и правовые.
Юридические гарантии непосредственно создают условия и средства для реализации, защиты прав личности. Юридические гарантии делятся на нормативные и институциональные. Права и свободы нормативно обеспечены при условии, если в стране развита система юридического регулирования, поддерживающая принципы личной свободы. Эта система сама по себе является нормативной гарантией, если она логична, согласованна, доступна и обладает иными подобными достоинствами. К нормативным гарантиям следует отнести также установленные законом или фактически сложившиеся правила, ограждающие права человека от нарушений. Одной из таких гарантий является презумпция невиновности.
Институциональными гарантиями следует считать систему правозащитных, юрисдикционных учреждений (институтов). Традиционным и наиболее значимым правозащитным институтом является правосудие. Заметную роль в защите прав человека играет институт омбудсмана. К институциональным гарантиям относятся также учреждения, осуществляющие контроль за соблюдением прав несовершеннолетних, подопечных лиц, заключенных.
Следует назвать и международные правозащитные организации. К ним относится Комитет по правам человека, учрежденный странами, подписавшими Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 г. Действуют региональные правозащитные учреждения, в которых международная защита может идти дальше, чем это возможно на всемирном плане. Таковы, например, Европейская Комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека.
Слушателям следует усвоить, что вопросы гражданства (подданства) регулирует отдельный институт конституционного права. Его нормы устанавливают условия приобретения и прекращения гражданства. Наиболее распространенными основаниями приобретения гражданства являются рождение (происхождение) и натурализация, укоренение в гражданстве. Вопрос о приобретении гражданства по рождению государство решает на основании двух главных принципов: по “праву крови” и по “праву почвы”.
Натурализация или укоренение в гражданстве представляет собой акт, совершаемый государством, в силу которого оно включает человека в число своих граждан. Решение о натурализации принимают различные органы. В большинстве случаев такие решения относятся к компетенции главы государства. Натурализованные граждане обычно равны в правах с коренными. Встречаются и исключения.
Слушателям следует четко уяснить юридические основания натурализации в зарубежных странах. В Бельгии натурализация происходит по решению парламента, а в США это делают суды. Государству небезразлично, с кем устанавливать отношения гражданства. Поэтому закон обычно сопровождает натурализацию условиями, позволяющими предположительно оценить способность лица быть полноценным гражданином, приспособиться к экономической и социальной обстановке, правопорядку. Часто условием укоренения в гражданстве является срок проживания на территории государства на законных основаниях, на правах иммигранта. Законом могут быть установлены дополнительные требования, которым должен отвечать претендент на укоренение. Чтобы получить гражданство США, иммигрант должен сдать экзамен по английскому языку, по американской истории и основам политического устройства. В Греции, Канаде, скандинавских странах от натурализующихся требуется ведение добропорядочного образа жизни, во Франции — хорошее здоровье. В ФРГ необходим отказ от иностранного гражданства.
Закрепление гражданства происходит также в порядке оптации (опциона) и репатриации. Оптация представляет собой признание за лицом (его родственниками, подопечными) гражданства одного из государств по выбору (опции) самого человека. Репатриация состоит в восстановлении утраченного гражданства. Государство может восстановить в гражданстве лиц, которые были лишены его, а также тех, кто фактически утратил политическую связь со своей страной вследствие депортаций, пребывания в плену.
Случается, что одно лицо пребывает в нескольких гражданских состояниях одновременно и образуется двойное гражданство. Обычно государства возражают против двойного гражданства, поскольку правовая связь с другой страной ставит лицо перед необходимостью сохранять верность, исполнять обязанности по отношению к иностранным властям.
Многие страны декларируют принцип неотъемлемого гражданства. Тогда государство не вправе лишить лицо гражданства, прервать по своему усмотрению связи со своим гражданином и лишить его покровительства. Гражданство может быть свободным, что предполагает право лица выйти из него, сменить свое гражданское состояние.
Работу над разделом 5 «Конституционные основы государственно-территориального устройства» следует начинать с уяснения понятия формы государственного (территориально-политического) устройства и различия этих форм.
Форму государственного устройства можно обозначить как характеристику государственного строя, определяющую политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти. По форме государственного устройства государства различаются на федерации и унитарные государства, государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них (конфедерация, монархическая уния, протекторат), государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.
При изучении отмечается связь формы государственно-территориального устройства и формы государства. При этом рекомендуется обратить внимание на теоретические положения, излагавшиеся в разделе 3 «Основы конституционного строя», где конституционные основы Российского государства анализировались с учетом структурной организации формы государства.
При определении понятия формы государственного устройства необходимо подчеркнуть, что прежде всего речь идет о территориальном обустройстве государства или о способе территориальной организации государственной власти в нашей стране. Раскрывая содержание понятий отдельных форм государственного устройства, требуется указать на различные точки зрения относительно количества этих форм.
При перечислении и характеристике принципов государственно-территориального устройства Российской Федерации рекомендуется особое внимание уделить содержанию принципа совмещения национальной и территориальной основ структурной организации государственного устройства России как в наибольшей мере выражающего специфику нашей Федерации.
При изучении темы следует учитывать особенности конституционно-правового статуса различных видов субъектов Российской Федерации о Требуется указать правовую основу взаимоотношений Российской Федерации с её субъектами. Необходимо отметить особенности определения конституционно-правового статуса республик в новой Конституции России и его отличие от определения, содержащегося в Федеративном договоре о Раскрывая государственно-правовые признаки, определяющие республику как государство, рекомендуется особо подчеркнуть наличие своей конституции, гражданства, официального государственного языка, столицы и элементов международной правосубъектности.
Давая характеристику конституционно-правового статуса таких разновидностей субъектов Российской Федерации как края, области, города федерального значения, необходимо указать на особенность их статуса государственно-территориальных образований, не являющихся государствами. При этом требуется объяснить, какие признаки свидетельствуют, что края, области, города федерального значения не являются государствами.
При изложении содержания вопроса крайне важно подчеркнуть равноправие всех субъектов Российской Федерации, несмотря на определенные различия в их конституционно-правовом статусе.
Особенности статуса города федерального значения Москвы необходимо объяснить, ссылаясь на необычность функций, выполняемых этим субъектом Российской Федерации.
Завершается изложение вопроса определением характерных черт конституционно-правового статуса автономной области и автономного округа как форм национальной государственности народов России. Рекомендуется отметить вхождение автономных округов в состав краев и областей и связанные с этим особенности правовой основы регулирования отношений автономных округов с этими субъектами Российской Федерации.
При изучении данного раздела необходимо дать определение понятия предметов ведения федерации и её субъектов. При этом указать, что принцип разграничения предметов ведения и полномочий является одним из важнейших принципов, на которых базируется федеративное устройство России. При изложении вопроса указывается, какие разграничения (разновидности) предметов ведения можно обнаружить в законодательстве. Важна и та правовая база, на основе которой осуществляется это разграничение.
Освещая критерии, принципы, позволяющие проводить разделение предметов ведения федерации и её субъектов, требуется подчеркнуть их основополагающее, фундаментальное значение для нормальной реализации федеративных отношений.
При характеристике отдельных предметов исключительного ведения Российской Федерации особое внимание уделяется федеральной государственной собственности и управлению ею; установлению правовых основ рынка и денежной эмиссии; обороне и безопасности России; внешней политике и вопросам войны и мира. В целях лучшего усвоения вопроса рекомендуется дать классификацию объектов, относящихся к федеральной собственности, отметивмоменты, которые объективно обусловливают роль этих объектов как общефедеральных.
При изложении вопроса необходимо дать условное разделение предметов ведения Российской Федерации на отдельные сферы, что также способствует более глубокому усвоению содержания излагаемого материала.
При характеристике отдельных предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов особое внимание обращается на осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацию их последствий, а также защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Освещая этот вопрос, рекомендуется определить, что означает понятие "совместное ведение".
Завершая изучение темы, требуется привести примеры предметов ведения и полномочий, осуществляемых исключительно высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также отметить особенности правового регулирования вопросов, входящих в различные предметы ведения.
С целью закрепления изученного материала, рекомендуется ответить на следующие вопросы:
1. Что понимается под государственно-территориальным устройством Российской Федерации?
2.Какие формы государственного устройства существуют?
3.На каких принципах основано государственно-территориальное устройство России?
4.Какие признаки определяют республику как государство в составе Российской Федерации?
5.Какие признаки государственности присущи краям, областям,
городам федерального значения?
6.Что понимается под предметами ведения федерации и ее субъектов? 7.Какие вопросы федеральные конституции включают в предметы ведения федерации?
8.Что относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов?
9.Что является исключительными полномочиями субъектов Российской Федерации?
Следует уяснить нетождественность понятий национально-государственного и политико-территориального устройства, отметив при этом, что второе понятие шире первого.
Необходимо знать, что из-за многозначности слова «устройство» этот термин подвергается критике, ибо “государственное устройство” иногда понимается в предельно широком значении — как устройство государства в целом, включая некоторые социально-экономические и политические моменты, систему органов государства и т.д. В некоторых новых изданиях понятие «государственное устройство» заменено понятием «территориальная организация публичной власти».
Признаки унитарного и федеративного устройства государства являются одним из ключевых моментов при изучении данной темы. В унитарном государстве территории, входящие в его состав, политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными. Федерация представляет собой объединение территорий, обладающих собственной государственностью, в единое союзное государство. В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство. Необходимо помнить, что федеративное устройство создает крайне сложную проблему совместимости права сецессии и территориальной целостности федерации.
Отмечая особенности зарубежных федераций, слушателям среди прочего важно указать, что некоторые союзные государства властвуют не только на пространстве, занимаемом субъектами федерации, но имеют собственные территории, где их суверенитет не ограничен правами членов союза. Это подтверждает политическую самостоятельность федерации. До недавнего времени Бразилия состояла не только из штатов, но включала в свой состав федеральные территории. В Пакистане, помимо четырех провинций, имеются также и зоны племен под управлением федерального правительства.
При работе над темой требуется усвоить способы образования зарубежных федераций. В зависимости от этого надо различать федерации на основе союза или договорные федерации, и федерации на основе автономии, или конституционные федерации.
Принципы соотношения компетенции федеральных органов и органов государственной власти субъектов федераций в зарубежных странах являются важнейшим элементом территориальной организации публичной власти, а потому слушателям следует ясно представлять себе их содержание.
Если в федерациях на одной территории сосуществуют два типа государственности, отношения между ними должны быть упорядочены, а полномочия государственных органов союза и его участников — разграничены. Применяют различные принципы разграничения компетенции. Во многих федерациях весь объем государственных полномочий делится на две основные части. Одну из них определяют как сферу исключительной компетенции, а другую — остаточной.
К исключительной компетенции относятся полномочия, которыми пользуется лишь тот, за кем они закреплены. Как правило, исключительную компетенцию отдают федеральным органам. В состав исключительной компетенции союза обычно входят такие полномочия, как ведение внешней политики, оборона, объявление войны и заключение мира и т.д.
Та часть полномочий, которая не является исключительной и не оговорена каким-либо иным образом, составляет остаточную компетенцию. Остаточная компетенция обычно закрепляется за территориями в тех федерациях, которые образованы соглашением ранее независимых государств.
Большинство федераций не ограничивается делением компетенции на исключительную и остаточную. Полномочия, которыми согласованно пользуются федеральные органы и участники федерации, образуют совместную компетенцию. Для реализации совместной компетенции стороны, участвующие в федеративных отношениях, могут создавать специальные органы, обеспечивающие достижение соглашений между федерацией и ее членами.
Четвертая группа полномочий, которая может быть установлена в рамках федерализма, определяется как конкурирующая компетенция. Под конкурирующей компетенцией подразумеваются полномочия, которые могут быть использованы и федеральными органами, и государственными учреждениями субъектов федерации.
Слушателям надлежит знать и современные тенденции в политико-территориальном устройстве зарубежных стран. В настоящее время развиваются межамериканское, исламское, африканские и другие объединительные движения. Ряд признаков дает повод расценивать межгосударственные объединительные тенденции в Европе и на территории бывшего СССР как конфедеративные по своей природе. Содружество Независимых Государств в момент его учреждения выглядело как конфедерация. Были заявлены общие цели этого политического объединения; определена система союзных органов, порядок принятия ими решений и зафиксировано их правовое значение; установлена система полного и ограниченного (ассоциативного) членства и другие элементы, присущие конфедерациям.
Европейское экономическое сообщество также может быть сопоставлено с понятием конфедерации. Основанием тому являются не только перспективы дальнейшей консолидации стран ЕЭС, но и нынешнее состояние этой организации. ЕЭС учреждено в 1957 г. Документом о создании Сообщества и основах его организации является Римский договор. В последующем нормативно-учредительная основа Сообщества неоднократно дополнялась. Например, Маастрихтские соглашения зафиксировали очередной этап в - объединении участников ЕЭС. Европейский суд высказался в пользу того, что Сообщество устанавливает новый правопорядок в международном праве, который требует от государств-участников некоторой уступки суверенитета, т.е. отказа от самостоятельного осуществления части суверенных прав; деятельность ЕЭС обеспечивает согласованную политику стран-участниц прежде всего по вопросам экономического характера.
Работая над разделом 6 «Конституционные основы правового статуса органов государственной власти», рекомендуется начать с уяснения статуса органов государства в России.
Сущность правового статуса Президента России связана с его ролью главы государства. Необходимо показать характерные особенности правового статуса Президента РФ как главы государства, отметив те функции, полномочия, которые делают его таковым.
Требуется обратить внимание на особое место Президента России в системе органов государственной власти и то, в чем оно выражается. Важно отметить, что особое место и роль Президента России в системе государственных органов не дает оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, особо указать на систему гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя, диктатора.
В рамках изучаемой темы с целью глубокого уяснения содержания разнообразных полномочий Президента России дается один из вариантов их классификации. Это несомненно позволяет полнее усвоить правовые понятия, связанные с этой ключевой фигурой в системе органов власти и высших должностных лиц государства. При характеристике отдельных полномочий Президента России необходимо усвоить, что Президент обладает правом роспуска лишь одной из палат парламента России, но не всего парламента.
Освещая компетенцию Президента России в сфере координации деятельности властных структур государства, рекомендуется указать на связь с первым вопросом, раскрываемой темы, а именно особым местом Президента России в системе органов государственной власти.
Изучение вопроса о полномочиях Президента РФ завершается кратким описанием конституционно-правовых форм, в которые облекаются решения Президента РФ в процессе реализации его полномочий. Рекомендуется особо отметить обязательность правовых актов Президента России для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Особый порядок прекращения полномочий Президента и те объективные причины, которые его порождают, представляют значительный интерес при изучении раздела. Среди оснований досрочного прекращения полномочий Президента серьезное внимание уделяется процедуре отрешения Президента России от должности ввиду особого значения этой процедуры и её детальной регламентации в Конституции Российской Федерации. Давая описание этой процедуре, следует указать на два её основных этапа; выявить субъектов права выдвигать обвинение против Президента РФ и права принимать решение об отрешении Президента от должности. Следует также обратить внимание на роль в этом процессе группы численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и специальной комиссии, образуемой этой палатой Федерального Собрания России. В заключении требуется указать на ситуацию, когда полномочия Президента России временно исполняет иное лицо. При этом следует перечислить конституционные ограничения полномочий на этом посту для временно исполняющего обязанности Президента.
При характеристике места Правительства РФ в системе органов государственной власти требуется назвать нормативно-правовые акты, закрепляющие полномочия высшего органа федеральной исполнительной власти.
Уясняя положения о составе Правительства России, важно определиться с порядком его формирования. При этом важно указать связь с конституционным правом Президента РФ распустить Государственную Думу после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства.
Значительное влияние Президента Российской Федерации на деятельность федеральной исполнительной власти определена ролью Президента в формировании структуры федеральных органовисполнительной власти, назначении на должности и освобождении от них заместителей Председателя Правительства и федеральных министров» Необходимо изучить и обстоятельства, при которых прекращаются полномочия Российского правительства.
При изучении данной темы рекомендуется указать на нормативно-правовые акты, определяющие круг полномочий Правительства Российской Федерации и основные направления его деятельности или функции„ Правительство России реализует свои функции в различных сферах (областях) жизни общества, что требует раскрыть содержание его деятельности в этих сферах»
Рекомендуется особо выделить законопроектную деятельность Правительства Российской Федерации и его взаимоотношения по этому направлению реализации своих полномочий с парламентом страны. Контроль парламента Российской Федерации за деятельностью Правительства ограничен определенными рамками, что следует уяснить слушателям»
При изучении темы рекомендуется осветить многогранную работу Правительства России по обеспечению осуществления полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации, сочетанию интересов Федерации и её субъектов в системе исполнительной власти.
В рамках темы необходимо коснуться содержания функциональных обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров, четкое определение которых является важнейшим моментом организации деятельности Правительства России. При изложении вопроса важно обратить внимание на коллегиальный характер деятельности Правительства Российской Федерации. При этом требуется указать, что ни один вопрос не решается Правительством без участия федерального министра, к сфере ведения которого он отнесен. Для организации деятельности Правительства Российской Федерации принципиально важен круг вопросов, решение по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства, то есть коллегиально.
Изучая тему, необходимо отметить организационные моменты, связанные с проведением заседаний Правительства: право Президента Российской Федерации председательствовать на заседаниях Правительства, открытый характер заседаний, необходимость предварительного согласования вопросов, связанных с участием представителей органов законодательной и судебной властей в этих заседаниях. Уяснение вопроса предполагает определение нормативно-правовой базы, на основе которой осуществляется подготовка и проведение заседаний Правительства.
Целесообразно усвоить комплексную характеристику Аппарата Правительства Российской Федерации как рабочего органа, обеспечивающего деятельность Правительства и осуществляющего контроль исполнения принятых им решений.
Многочисленные полномочия высший орган исполнительной власти реализует посредством издания соответствующих правовых актов, виды которых требуется указать. Изучая вопрос, рекомендуется кратко отразить особенности содержательного различиявидов актов Правительства Российской Федерации. Сложный процесс подготовки правовых актов Правительства России необходимо изучать, основываясь и на нормах Положения о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства. Характеризуя порядок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, требуется указать, что этот порядок определяется Президентом РФ в его указах.
Для самоконтроля знаний по изучаемой теме слушателям рекомендуется ответить на следующие вопросы:
1. Какие полномочия Президента РФ характеризуют его как главу государства?
2. В чем заключается система гарантий, препятствующих превращению Президента России в авторитарного правителя?
3. Каковы основные группы полномочий Президента Российской Федерации?
4. Какие правовые акты издает Президент РФ, реализуя свои полномочия? В чем их различия?
5. Какие основания прекращения полномочий Президента РФ закреплены в Конституции?
6. Что необходимо для принятия решения о выдвижении обвинения против Президента России?
7. Каков порядок принятия решения об отрешении Президента России от должности?
8. Кто временно исполняет обязанности Президента России в случае их досрочного прекращения?
9. Какими полномочиями главы государства не обладает временно исполняющий обязанности Президента России?
10. Что представляет из себя Правительство Российской Федерации?
11. Каков порядок формирования Правительства России?
12. При каких обстоятельствах прекращаются полномочия Правительства РФ?
13. В каких сферах жизни общества Правительство Российской Федерации реализует свои полномочия?
14. Что относится к полномочиям Правительства РФ в сфере бюджета и финансов?
15. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере укрепления законности и правопорядка?
16. Какие виды правовых актов издает Правительство России?
17. Каков порядок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации?
18. В каком нормативно-правовом акте устанавливается порядок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации?
В рамках изучения раздела необходимо уяснить представительный характер Федерального Собрания (парламента) России. При этом важно отметить, что каждая из палат Российского парламента формируется с учетом необходимого представительства.
Федеральное Собрание России осуществляет функции и полномочия, в которых выражена сущность его правового статуса. При изучении вопроса требуется обратить внимание на постоянно действующий характер работы парламента России, непрерывность вдеятельности парламента и направления их обеспечения. Порядок заседания палат парламента Российской Федерации имеет свои особенности, которые необходимо уяснить.
Важно отметить направления и формы, посредством которых обеспечивается необходимая организация работы палат Федерального Собрания. При этом требуется отметить роль комитетов и комиссий в процессе организации многогранной деятельности палат парламента России.
Продолжая изучение темы, важно уяснить, что различия полномочий палат парламента России в значительной мере обусловлены неодинаковым характером представительства этих палат, на что уже выше обращалось внимание. При характеристике отдельных вопросов ведения Совета Федерации и Государственной Думы особо отметить полномочия по кадровым назначениям, занимающие значительное место в общем объеме полномочий палат Российского парламента. Рекомендуется указать правовые акты, принимаемые палатами Федерального Собрания по вопросам своего ведения.
При изучении темы важно указать на обстоятельства, по поводу которых установлены специальные правила регулирования противоречий между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации. Определяя содержание специальных правил регулирования названных выше противоречий, рекомендуется подтвердить постоянно действующий характер деятельности парламента Российской Федерации ссылкой на отсутствие возможностей для роспуска парламента России в целом.
Слушателям надлежит усвоить важнейшие понятия, определяющие законодательную деятельность Федерального Собрания России. Характеризуя первую стадию законодательного процесса, требуется указать субъекты права законодательной инициативы, ссылаясь на соответствующую статью Конституции Российской Федерации, содержащую их исчерпывающий перечень. Рекомендуется отметить особенности внесения законопроектов по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты и др.
Раскрывая содержание второй стадии законодательного процесса, обратить внимание на сложившуюся в Государственной Думе практику рассмотрения законопроектов в два чтения, кратко охарактеризовав сущность каждого из них. При характеристике третьей стадии законодательного процесса рекомендуется указать на неодинаковый порядок принятия федеральных и федеральных конституционных законов и объяснить это различие.
Рассмотрение принятого закона Советом Федерации в четвертой стадии имеет свои особенности, среди которых особо отметить конституционно закрепленную возможность принятия закона без рассмотрения этой палатой парламента России и перечень вопросов, федеральные законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Рекомендуется обратить внимание на обстоятельства создания согласительной комиссии и возможность преодоления Государственной Думой решения Совета Федерации об отклонении федерального закона. Характеризуя особенности порядка принятия федеральных конституционных законов, необходимо ссылаться на требования ст.108 Конституции Российской Федерации.
Определение содержания завершающей (пятой) стадии законодательного процесса требует указания на право Президента Российской Федерации отклонить федеральный закон (право "вето") и возможность Федерального Собрания России принять закон в прежней, неизменной редакции. Завершая изучение темы, рекомендуется отметить право Российского парламента вносить поправки в Конституцию России и некоторые особенности этой процедуры.
Рекомендуется в порядке самоконтроля знаний по данной теме ответить на следующие вопросы:
1.Что представляет собою парламент России согласно Конституции Российской Федерации?
2.Каков характер представительства палат Федерального Собрания?
3.Какие органы создаются в палатах парламента России с целью обеспечения их эффективной работы?
4.Что относится к исключительным полномочиям Совета Федерации?
5.Что относится к исключительным полномочиям Государственной Думы?
6.Из каких стадий складывается процесс принятия федеральных законов?
7.Какие субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией Российской Федерации?
8.Каков порядок вступления в силу федеральных законов на территории России?
9.Каков порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации?
Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Главой государства могут быть монарх, то есть суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью; президент, то есть выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом; узурпатор, то есть лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований; коллегиальный орган со статусом президента; несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство.
Студентам следует усвоить, какие полномочия и функции выполняют главы государств. Необходимо отметить некоторые общие функции и полномочия. Во-первых, они осуществляют представительскую функцию. Во-вторых, главы государств участвуют в формировании правительства, а также иных государственных органов, например судов. В-третьих, монархи, президенты причастны к военной политике, к руководству вооруженными силами. Кроме того, глава государства участвует в законодательном процессе (законодательная инициатива, назначение части депутатов, промульгация, то есть подписание, введение в действие и опубликование решений парламента).
С главой государства связана координация деятельности законодательных и административных органов — право созыва и роспуска парламента, проведения консультаций с руководителями палат и парламентских фракций, право обращаться с посланиями к парламенту. Главе государства обычно приписывают роль символа единства нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями, считают гарантом устойчивости, территориальной целостности, безопасности государства, гражданской свободы.
Следует помнить, что действительное значение политических полномочий главы государства в основном определяет форма правления. Первое, от чего зависит характер его полномочий, - это относится ли государство к парламентской форме правления или не является таковым.
Студентам надлежит изучить и различия в порядке и способах выборов главы государства в республиках. Замещение президентской должности совершается на основании выборов, которые могут быть прямыми, косвенными или же парламентскими. Встречаются случаи “автоматического” замещения должности президента. Так, основным законом Замбии от 1964 г. (с изменениями 1968 - 1970 гг.) было установлено, что в случае, если кандидат в президенты выдвинут только от одной партии и не имеет конкурентов, то он становится главой государства без избрания. Заступление на пост президента и пребывание в этой должности обычно сопровождается рядом условий. Президент должен состоять в гражданстве, удовлетворять возрастному цензу, не может выполнять какую-либо оплачиваемую работу, быть депутатом, состоять на другой службе, участвовать в управлении объектами, пр