Основные причины, объективные и субъективные условия, вызывающие кризис идентичности

Кризисы могут быть вызваны множеством причин как субъективного (в меньшей степени), так и объективного (по преимуществу) характера, быть внешними по отношению к компании (макроэкономическими) или внутренними (организационными, а также кризисами в отдельных подразделениях компании). Они могут иметь различные масштаб и динамику, кроме того, можно выявить их цикличность в жизни компании. Это позволяет классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые и неуправляемые, выработать стратегию и тактику выживания. В связи с этим антикризисное управление, нацеленное на предупреждение, смягчение или "лечение" компании в кризисной ситуации, имеет не чрезвычайный единовременный характер, а представляет собой комплекс мер, проводимых постоянно.

Очевидно, что первопричиной кризисов является объективная потребность периодической реконструкции (обновления) любой системы. Как показывает практика, причины кризисов могут быть различными.

общем и целом причины возникновения кризиса могут быть сведены к двум основным группам: внешним, не зависящим от деятельности предприятия, и внутренним, непосредственно зависящим от деятельности предприятия и (или) его менеджмента.

Внешняя среда организации – внешние факторы, характеризующие экономическую, политическую, технологическую, правовую, демографическую, международную и другую обстановку, в которой действует организация и от которой она не может не зависеть. К внешним причинам возникновения кризиса можно отнести: рост инфляции в стране, несовершенство налоговой системы и регулирующего законодательства, снижение уровня доходов населения, стихийные бедствия, снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма или конкуренции, а также нестабильность валютного курса, на которую влияет мировой финансовый кризис.

К непосредственно внутренним факторам возникновения кризиса можно отнести управленческие, производственные и рыночные. Управленческие факторы включают отсутствие гибкости в управлении, неэффективный финансовый менеджмент, неграмотное управление издержками на предприятии, недостаточное знание конъюнктуры рынка, некачественную систему бухгалтерского учета и отчетности. Производственные факторы включают изношенные основные фонды, низкую производительность труда, необоснованно высокую энергоемкость производства, перегруженность объектами социальной сферы и др. Рыночные факторы связаны с зависимостью от ограниченного круга поставщиков и покупателей и низкой конкурентоспособностью продукции.

Понятно, что все перечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но наибольшее влияние на его состояние оказывают прежде всего управленческие факторы. Именно неэффективное управление можно считать главной для современных предприятий проблемой, препятствующей их эффективной деятельности в современных рыночных условиях. Эта проблема связана с низкой квалификацией и неопытностью менеджеров, ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным, отсутствием долгосрочной стратегии деятельности предприятия, с низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, финансово-хозяйственные результаты его деятельности, а также сохранность и эффективное использование имущества предприятия.

Кроме того, внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:

• отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

• объемом реализованной продукции и объемом производства;

• денежной составляющей выручки и объемом реализации продукции;

• объемами краткосрочных займов и доходами;

• ценой на рынке продукции и ее качеством;

• затратами на производство продукции и ее ценой;

• уровнем технического оснащения конкурентов и анализируемого предприятия;

• кредиторской и дебиторской задолженностями и т.п.

Также кризисы могут носить случайный характер (как результат случайных явлений и процессов) и закономерный (регулярно повторяющиеся кризисы, устойчивые и прогнозируемые).

Можно сказать, что опасность возникновения кризиса существует постоянно и его необходимо прогнозировать и предвидеть.

В понимании кризиса важное значение имеют разнообразные последствия кризиса, а не только его причины. Возможными последствиями кризиса могут быть: разрушение организации или ее обновление, возникновение нового кризиса или оздоровление. Преодоление кризиса не всегда связано с положительными результатами. Возможен переход в состояние нового, более продолжительного и глубокого кризиса. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность сохранения кризисных ситуаций на длительное время. Вообще, последствия кризиса тесно связаны с его причинами и возможностью воздействия на процесс кризисного развития.

Последствия кризиса могут вызвать резкие изменения или мягкий продолжительный выход. Изменения в развитии организации, вызванные кризисом, могут быть краткосрочными и долгосрочными, количественными и качественными, необратимыми и обратимыми.

Разные последствия кризиса связаны прежде всего с антикризисным управлением, которое может обострять или смягчать кризис. Возможности антикризисного управления зависят от профессионализма, цели, характера мотивации, искусства управления, ответственности и понимания причин и последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: