Индивидуальные и групповые (тренинговые) формы оказания психологической помощи и поддержки личности в условиях переживания кризиса идентичности

Главное в процессе поддержки человека в кризисе – активизировать присущие ему способы преодоления кризи­са и ввести в действие большой набор стратегий преодоления. Такой подход базируется на ос­новополагающем принципе: человек в состоянии кризиса – это активная личность, отвечающая за себя. Вот почему психологическая помощь приобретает форму стимулирующей поддержки, то есть решение возникших и возникающих проблем не за человека (подобная практика принижа­ет людей и делает их зависимыми), а вместе с ним и направленную к эффективной самостоятельности. При этом мы исходим из важного методологического положения, высказанного психологом С.Л.Рубинштейном. «…Превратности судьбы, жизненные передряги, когда что-то грозит помешать основному в ней, выступают как фактор мобилизации душевных сил», - отмечал он.

Вместе с тем нельзя не отметить важность помощи окружающих (именно окружающих, а не профессионалов). На этот аспект выхода из кризиса указывает И.Ялом. Для жертв кризиса психолог, психотерапевт «остается оплачиваемым профессионалом», – подчеркивает он. Вместе с тем, окружающие «представляют собой реальный мир; на них можно полагаться в смысле спонтанности и правдивости реакций и обратной связи».

Основываясь на оригинальном подходе начальника Центра кризисной психологии Бельгийского королевского госпиталя Л.Квинтина, можно сказать, что в основе психологической помощи в кризисе лежит превентивная психотерапия в форме дебрифинга ("психологическая де­зинфекция травмы"). Ее ведущей формой является группо­вая, но возможно применение и индивидуальных форм. Сигналом к началу превентивной психотерапии дол­жен служить некий фрагмент действительности, который становится для человека кризисным событием.

Основные принципы психологической помощи в кризисе (по Л.Квинтину):

- мгновенность. Начинать работу сразу же после со­бытия (эта работа наиболее эффективна в течение 72 ча­сов после события);

- близость к месту события. Это повышает эф­фективность работы. Реальные условия кризисного события предпочтительнее клинических.

- использование контекста и ожидание положительного результата. В частности, привлече­ние пострадавшего к выполнению своих обязанностей. Нап­ример, военнослужащий способен выйти из кризиса, оказы­вая помощь раненому товарищу.

- простота. Поиск простых и эффективных средств воздействия. Кроме того, они способствуют установлению контакта с клиентом.

- единство действий. Общий подход и единая команда.

Основы психологической помощи и поддержки в условиях социальных изменений. Главное при серьезных социальных изменениях – предложить человеку новую систему когнитивных координат, позволить ему принять новую социальную реальность, обрести себя на новом жизненном этапе. В ходе проведенного эксперимента были апробированы элементы системы психологической помощи и поддержки в условиях социальных изменений. В принципиальном плане система может включать следующие три уровня:

1. Первый уровень – микроуровень, ориентированный преимущественно на использование внутренних психологических ресурсов и предусматривающий решение следующих основных задач: систематическое проведение различных мероприятий, призванных дать азы психологических знаний; формирование психологической культуры1; формирование навыков и умений осуществления психологической аутопрофилактики; обучение эффективным приемам и методам преодоления стрессовых и кризисных ситуаций, приемам саморегуляции своего актуального психического состояния и др.

2. Второй уровень – мезоуровень, ориентированный на использование ресурсов социального микроокружения испытуемых и предусматривающий решение следующих основных задач: активизация сети естественной поддержки испытуемых; всемерное использование возможностей и оптимизация распорядка дня (психогигиена труда), взаимоотношений в служебных коллективах и в целом всего образа жизни; организация специальных тренинговых занятий «Оптимизация жизненных перспектив» и др.

3. Третий уровень – макроуровень, ориентированный на использование ресурсов государственных органов и общественных организаций для утверждения и поддержания новой идентичности и предусматривающий решение следующих основных задач: своевременное решение государством проблем испытуемых на различных уровнях (законодательном, исполнительном и др.); всемерное использование возможностей государственной и военной символики; использование возможностей средств массовой информации и др.

 

 

Сущность профилактики жизненных кризисов.

Под кризисным состоянием подразумевают временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Кризисное состояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезает внешняя поддержка. Поэтому кризис – это испытание на укорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: