Тема: Общественные функции и формы физической культуры

 

П л а н:  1. Физическая культура как часть общей культуры общества.

           2. Общие и специфические функции физической культуры

3. Сущность базовой, прикладной и бытовых форм физической  культуры

 

Физическая культура- это одна из сторон культуры общества, направленная на физическое совершенствование людей, а также совокупность материальных и духовных ценностей общества.

Под материальными ценностями понимают разнообразные сооружения для занятий, уровень физического совершенствования людей, под духовными - социальные, специальные научные и практические достижения, обеспечивающая научную и организационную направленность системы физического воспитания. Создание и непрерывное развитие этих ценностей немыслимо вне экономического уклада общества. Однако это не лишает физическую культуру относительной самостоятельности, отражающей специфичность явления.

Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но и стимулируют их использование, а, следовательно и дальнейшее пополнение. Создание материальных и духовных ценностей происходит в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование ценностей осуществляется:

1) в специально организованном педагогическом процессе;

2) в виде занятий физической деятельности в бытовых условиях;

3) в различных формах массовых коммуникаций (печать, радио и т.п.)

       Физическая культура имеет четыре основные формы:

1. физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности;

2. восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры- т.е. реабилитация;

3. занятие физическими упражнениями в целях отдыха – так называемая физическая реакция;

4. высшее достижение в области спорта

       Физическая культура является важным средством воспитания и оздоровления людей, содействует укреплению культурных связей между народами и служит делу подготовки молодежи к труду.

В результате занятий физической культурой человек становится сильнее, выносливее, приобретает волевые качества, необходимые в трудовой деятельности.

Он быстрее овладевает двигательными навыками, лучше ориентируется в работе. Люди, систематические занимающиеся физической культурой и спортом в два раза меньше теряют времени из-за болезни, значительно реже страдают от несчастных случаев и производственных травм.

       Важно, чтобы и на занятиях физической культурой Во время спортивных тренировок и соревнований воспитывались нравственные качества:

коллективизм, взаимопомощь, чувство ответственности и гордость за свою страну.

В процессе занятий спортом развиваются волевые качества: смелость, решительность, мужество, самообладание и др. С помощью физкультуры спорта вырабатываются нужные в жизни, труде и военном деле умения и навыки. Поэтому без физической культуры и спорта и физических соревнований физическое воспитание молодежи не может быть полноценным.

       В целях большего вовлечения граждан в занятия физической культурой, а также массового развития спорта были введены Президентские тесты и спортивная единая классификация

 

2. Общие и специфические функции физической культуры

 

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 


В наш век - век значительных социальных, технических и физических преобразований научно техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка, и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение сердечно- сосудистым заболеваниям.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятных факторов оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей.

Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ. В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и работотехника на производстве, автомобили, лифт и стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной  деятельности человека, что это уже стало серьезной проблемой. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего его снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности), следовательно урбанизация и технизация жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию и совершенно очевидно, что координально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средство физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно. Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех континентах населения. И требует  использования борьбе в борьбе всех средств, форм и методов физической культуры и спорта.

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения, естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечение на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера. К ним следует отнести:

образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране;

 прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению социальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально- прикладной физической культуры;

спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально – волевых возможностях человека;

реактивные и оздоровительно- реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления  временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и другие.

В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи, и поэтому может рассматриваться самостоятельно.

3. Сущность базовой, прикладной и бытовых форм физической культуры

1. Базовая физическая культура как часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве одной из  учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку. Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания, и сопутствуют практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях, и кончая в занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной программой. Кроме школьной формы физическая культура включает в себя и другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий, способствующей общефизической подготовки.

2. Профессионально – прикладная или производная физическая культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально- значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики. Профессионально- прикладная физическая культура может как предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ, техникумах, ВУЗах и других специальных учебных заведениях, так и проводится на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпауза, производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время (восстановительные мероприятия).

 Одной из разновидностей профессионально- прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров служба в армии не является профессиональной деятельностью, и военнослужащие рядового и сержантского состава после демобилизации возвращаются к своим гражданским специальностям, этот вид физической культуры необходимо рассматривать как составную часть профессионально- прикладной физической культуры. Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах – достижение  высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решением боевой задачи.

При общем обзоре базовой прикладной и бытовой форм и функций физической культуры в обществе видно, что все они так или иначе связаны с трудовой деятельностью.

Таким образом, физическая культура выходит далеко за рамки собственно – трудовой деятельности, проникая в сферу внерабочего восстановления, отдыха и общей культуры, быта. В этой связи правомерно рассматривать как один из основных каналов органического внедрения физической культуры в повседневную жизнь трудящихся. Вместе с тем все основные формы физической культуры в быту и в системе воспитания так или иначе связаны с трудовой деятельностью, поскольку обеспечивают подготовку к ней, способствуют улучшению здоровья и повышению уровня общей работоспособности как важнейших предпосылок высокой производительности труда


Лекция №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: