Организационные основы системы физического воспитания представляют собой органическое сочетание государственных и общественно-самодеятельных организационных форм и органов управления. Это сочетание опирается на единую цель системы физического воспитания, ее задачи, на единые принципы, идеологические, методические и программно-нормативные основы, а также на практическое взаимодействие государственных и общественных учреждений страны, которые осуществляют, контролируют и направляют развитие физической культуры. Подобное единство государственных и общественных форм, присущее системе физического воспитания, обеспечивается финансированием строительства и эксплуатации спортивных сооружений, изготовления бесплатного или частично платного использования оборудования и инвентаря, государственной системой подготовки квалифицированных специалистов, функционированием врачебно-физкультурной службы, а также неуклонным увеличением свободного времени трудящихся как непременного условия для занятий физическими упражнениями.
|
|
Учреждения, организации и коллективы, осуществляющие физическое воспитание тех или иных контингентов населения, принято называть звеньями советской системы физического воспитания.
- Программное содержание, нормативные и методологические основы.
Методологической основой обучения в системе физического воспитания является теория познания. Основой всего процесса познания является практика.
Начальная ступень познания прежде всего связана с функционированием органов чувств. В свете современных данных в чувственном отражении человеком объективной действительности участвуют не только внешние органы чувств, но и суставно-мышечные (кинестетические или проприоцептивные) ощущения и ощущения, идущие от вестибулярного аппарата.
Еще в работах И. М. Сеченова было показано, что мышечно-двигательные ощущения играют большую роль и в восприятии пространственных отношений между предметами, и в умении оценивать короткие промежутки времени. Мышечное чувство, по Сеченову, является «измерителем, или дробным анализатором, пространства и времени».
Способность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способах его выполнения называется двигательным умением.
Другая разновидность умений связана с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности на основе ранее усвоенных знаний и навыков (например, в игре и в спортивном единоборстве). Этого рода двигательные умения теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др.
|
|
Обучать двигательному действию — значит совершенствовать его технику, добиваться прочности его усвоения и гибкой приспособляемости к переменным условиям.
Под двусторонним, или «перекрестным», переносом подразумевается перенос на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено и левой.
Наблюдения показывают, что различные двигательные навыки имеют разную величину переноса. Некоторые из них могут быть перенесены на те действия, которые выполняются сходными по координационной структуре способами. Это навыки с ограниченным переносом. К ним можно отнести такие, например, гимнастические упражнения, как подъем верхом, разгибом, вперед в упор сзади на перекладине, метание гранаты и метание копья и др.
Под обобщенным переносом подразумевается положительное влияние освоенного навыка на многие действия, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Трудно обнаружить, например, какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца, и тем не менее перенос навыка в них осуществляется, причем в значительной мере. Роднит оба способа передвижения общая задача — сохранить равновесие. Бег или ходьба по пересеченной местности имеют больший перенос на другие способы передвижения, чем ходьба или бег по беговой дорожке стадиона. Такую же обобщающую функцию выполняют в спортивной гимнастике так называемые фундаментальные упражнения, в которых объединены с возможной полнотой существенные компоненты других упражнений определенной группы. Обобщенному переносу способствует понимание общности принципов, на которых основаны способы выполнения некоторых действий (например, обгон снаряда в легкоатлетических метаниях, передача количества движения от одной части тела к другой в некоторых гимнастических упражнениях на снарядах и др.).
Чем богаче у занимающихся запас таких умений, как, например, умение произвольно расслабить мышцы, целесообразно реагировать на нарушенное равновесие, соразмерять свои движения по направлению, амплитуде, скорости и т. п., тем скорее и легче по принципу переноса осваивается тот навык, выполнение которого связано с этими умениями.
В педагогической практике наблюдаются случаи, когда ранее изученный навык тормозит формирование нового. Это явление получило название отрицательного переноса.
С физиологической точки зрения явление отрицательного переноса в большинстве случаев объясняется наличием во взаимодействующих навыках не только сходных, но и различных фаз и приемов исполнения.
Чем лучше человек владеет сформированным навыком, тем легче освобождается из-под его тормозящего влияния приобретаемый вновь и интерферирующий с ним навык. Если изучение продолжается в течение длительного времени, интерференция навыков может исчезнуть совершенно.
Когда в процессе обучения возникает опасение интерференции навыков, могут быть приняты некоторые меры для ее предотвращения или известного снижения ее отрицательного влияния. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
1. Переходить к формированию новых навыков только после прочного закрепления ранее сформированных.
2. Заранее предупреждать обучаемых о возможных ошибочных движениях, оговаривая их причины и указывая, что во взаимодействующих навыках является общим и совпадающим и что их отличает.
3. В некоторых случаях следовать правилу «от простого к сложному через еще более сложное».
|
|
4. Если интерферируют отдельные элементы навыков, вычленить их и закрепить правильные приемы выполнения отдельно путем упражнения.
5. При переучивании неверно усвоенного движения полностью изменить все те привычные раздражители внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка.
В нормальных условиях двигательная деятельность в целом и отдельные действия человека всегда мотивированы и целесообразны. Двигательные акты, которым предшествует мысль о конечной цели действия и его результатах, принято называть произвольными.
В практике обучения новым физическим упражнениям представление о способах их выполнения создается с помощью словесного объяснения и показа. Для совершенного освоения сложной спортивной техники нужны иногда многие месяцы упорного труда. Объясняется это целым рядом причин, и прежде всего трудностью управления движениями.
Трудность управления движениями связана также с воздействием внешних сил'. Они существуют и действуют независимо от нас, поэтому практически влиять на них мы не можем. Преодолеть и использовать их возможно только с помощью беспрерывного приспособительного изменения мышечных напряжений. Так, например, для выполнения двух или более одинаковых движений бывает необходимо различное мышечное напряжение в зависимости от действия внешних сил (так называемые «добавки»).
На рис1. показаны два цикла движений, где нижняя кривая — действие внешних сил, а верхняя — суммарный результат всех сил.
Цикл I Цикл II
Рис1. Результат взаимодействия сил – по Н. А. Бернштейну
Заштрихованная площадь — мышечные «добавки» (по Н. А. Бернштейну).
Воспитывающее обучение обеспечивается не отдельными мероприятиями или факторами воспитательного характера, а всей системой учебно-воспитательной работы: содержанием учебных занятий, методикой и организацией учебно-тренировочной работы и жизни спортивного коллектива. Каждое поручение или требование педагога, будь то построение группы, раздача инвентаря или уборка снарядов должно быть использовано в качестве средства воспитания у занимающихся аккуратности, добросовестности, ответственности, настойчивости, инициативности и т. п.
|
|
Характерным для воспитывающего обучения в процессе занятий физическими упражнениями является применение методов опосредованного воздействия на занимающихся. Это методы формирования общественного поведения. Ценность этих методов в исключении элемента внутреннего противодействия у обучаемых, которое может быть при применении таких методов непосредственного воздействия, как, скажем, беседа, негативная оценка педагога или принуждение. В процессе физического воспитания как специфическом процессе двигательной деятельности должны найти особенно широкое применение методы приучения к практическим действиям и поведению, отвечающим требованиям коммунистической морали.
Большое воспитательное значение, имеет эмоциональное проведение учебной работы. Обучение не будет успешным, если у учащихся не будут сформированы положительные эмоции по отношению к занятиям физическими упражнениями.
Практика физического воспитания богата возможностями формирования различных эстетических чувств. В процессе физического воспитания предметом эстетического переживания и эстетической опенки являются, прежде всего движения человека. Причем красивыми могут быть не только движения фигуриста на льду, но и бег конькобежца или легкоатлета, и игра баскетболистов или хоккеистов. Различны только критерии эстетических оценок их движений: в первом случае оценивается плавность, ритмичность, оригинальность движения, во втором — экономичность и целесообразность.
Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет то, что можно было бы назвать эстетикой дисциплины (коллективный темп и ритм движений, симметричные построения, четкость выполнения команд). Развитию эстетических чувств способствует и общение с природой во время занятий лыжным спортом, туризмом. Поскольку реальная жизнь оценивается нами не только эмоционально, но и с определенных моральных позиций, постольку и наши эстетические чувства выступают в единстве с нравственными чувствами. Трудно, например, сказать, что именно вызывает восхищение при виде образцово выполненного прыжка с трамплина — красота движений или проявленная при этом смелость.
Обучение становится воспитывающим лишь в том случае, когда задачи воспитания постоянно находятся в сфере внимания педагога, когда он ставит и решает их намеренно и систематически. Это значит, что в конечном итоге воспитывающая роль обучения зависит от педагога. Его высокая спортивная и педагогическая квалификация, идейно-теоретическая подготовленность, справедливость, последовательность действий, чуткое отношение к учащимся вызывают у них чувство любви и уважения. Все это содействует успеху учебно-воспитательного процесса.
Руководящая роль педагога выражается также в том, что он организует коллектив и формирует его общественное мнение. Физическое воспитание следует осуществлять в соответствии с основным положением советской педагогики: воспитывать в коллективе, через/ коллектив и для коллектива.