В педагогической науке индивидуализация определяется как «организация педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа деятельности учитывает индивидуальные различия детей, уровень их развития».
В более узком смысле индивидуализация рассматривается в значении совершенствования самостоятельной работы детей в соответствии с их индивидуальными способностями.
В дошкольном образовании, в связи с проблемой индивидуализации, широкое распространение получил термин «гомогенная» (однородная) группа.
Гомогенные группы могут быть сформированы по различным основаниям: интеллектуальному развитию, способностям, интересам, психологическим особенностям детей и т.д.
Но, наиболее эффективной является организация по принципу комфортности ребенка в обучении. Выделяется три основных типа комфортности ребенка в обучении:
1. Интеллектуальная комфортность, когда объем материала, характер его изложения, уровень сложности, стиль общения ребенка и взрослого соответствуют уровню интеллектуального развития ребенка, он не чувствует, что чего-то не понимает.
|
|
2. Темповая комфортность, когда темпы всех видов учебной деятельности в группе соответствуют собственным темпам деятельности ребенка.
3. Социальная комфортность, когда ценностные ориентации группы, мотивы других членов группы соответствуют внутреннему состоянию ребенка.
Т.Е. комфортность ребенка в ДОУ должна обеспечиваться созданием благоприятного психологического микроклимата всего педагогического процесса.
Наряду с понятием «индивидуализация» в дошкольной педагогике используется понятие «индивидуальный подход»
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в теории дошкольной педагогики:
Я.А.Коменский считал, что «весь процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей».
· К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов инд. подхода к детям, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе инд. подхода к детям нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Это творческий характер.
· Н.К.Крупская утверждала «Воспитание направлено на то, что в каждом ребенке развивать все его способности поднять его активность сознательность всесторонне развивать его личность его индивидуальность» Она подчеркивала, что изучение и понимание ребенка – тонкий психологический процесс. Она указывала на возможность познания особенностей детей при анализе их рисунков лепки построек.
В.В.Розанов считал «принцип индивидуальности» одним из основных принципов образования, краеугольным его камнем.
|
|
Таким образом: сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания решаются педагогом посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его особенностей и условий жизни.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и изжитие недостатков.
Основными условиями индивидуального подхода являются:
· органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива
· опора на положительное в характере свойствах личности ребенка (не допустимо в присутствии ребенка называть его отсталым неразвитым)
· любовь, терпение
· единство требований как работников д\с, так и родителей.
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» - такого мнения придерживался К.Д. Ушинский.