Тема 1.3.3. Интеграция образовательного процесса

 

} Интеграция (лат) - восполнение, понятие, обозначающее состояние связанности отдельной дифференцируемой части в целое.

}  «заниматься с детьми чем-либо интересным…» (Л.А. Парамонова)

} Интеграция (по Ожегову) – части одного целого.

Значение:

v Интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания и детской деятельности

v Интегрированные занятия, которые позволяют сэкономить детям время для игровой деятельности, прогулок, самостоятельного творчества и объединяют несколько видов деятельности определенной темы.

v Они являются новой моделью, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, с учетом их способностей.

v Дети могут свободно, строить свои высказывания, подкреплять их фактами из различных областей знаний, доступных ребенку; побуждать познавательные интересы. Все это возможно раскрыть в познавательной деятельности, так как на занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, формируются навыки самооценки.

Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняющей друг друга.

Так, рассматривание живой черепахи поможет детям сконструировать её из бумаги, а предварительное чтение познавательной литературы о жизни черепах – поможет рассказать о своей поделке, придумать приключения, которые могли с ней произойти.

  Воспитатель на таком занятии имеет возможность решить несколько задач развития:

1. обобщить знания детей, 

2. обучить определенному способу конструирования из бумаги,

3. активизировать речь,

4.  способствовать накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности.

По сути, понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая, фиксированное время и место в режиме дня.

Основной методический признак комбинированных занятий – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логической связи между собой: например, рисовали, а потом играли в подвижную игру.

В комплексных занятиях задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними: например, беседовали о правилах пожарной безопасности, рисовали плакат по теме, играли в спортивную игру «Пожарные на учении».

При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Тема 1.3.4 Системно – деятельностный подход в организации обучения

 

Понятие системно-деятельностного подхода.

Понятие системно-деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направ­ленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения.

 3. Актуализация системно-деятельностного подхода.

Актуализация системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего

образования обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их

самостоятельного движения в изучаемой области;

· возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры

теоретических знаний;

· существенное повышение мотивации и интереса к учению

· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбор и структурирования содержания образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: