} Интеграция (лат) - восполнение, понятие, обозначающее состояние связанности отдельной дифференцируемой части в целое.
} «заниматься с детьми чем-либо интересным…» (Л.А. Парамонова)
} Интеграция (по Ожегову) – части одного целого.
Значение:
v Интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания и детской деятельности
v Интегрированные занятия, которые позволяют сэкономить детям время для игровой деятельности, прогулок, самостоятельного творчества и объединяют несколько видов деятельности определенной темы.
v Они являются новой моделью, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, с учетом их способностей.
v Дети могут свободно, строить свои высказывания, подкреплять их фактами из различных областей знаний, доступных ребенку; побуждать познавательные интересы. Все это возможно раскрыть в познавательной деятельности, так как на занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, формируются навыки самооценки.
|
|
Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняющей друг друга.
Так, рассматривание живой черепахи поможет детям сконструировать её из бумаги, а предварительное чтение познавательной литературы о жизни черепах – поможет рассказать о своей поделке, придумать приключения, которые могли с ней произойти.
Воспитатель на таком занятии имеет возможность решить несколько задач развития:
1. обобщить знания детей,
2. обучить определенному способу конструирования из бумаги,
3. активизировать речь,
4. способствовать накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности.
По сути, понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая, фиксированное время и место в режиме дня.
Основной методический признак комбинированных занятий – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логической связи между собой: например, рисовали, а потом играли в подвижную игру.
В комплексных занятиях задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними: например, беседовали о правилах пожарной безопасности, рисовали плакат по теме, играли в спортивную игру «Пожарные на учении».
При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
|
|
Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Тема 1.3.4 Системно – деятельностный подход в организации обучения
Понятие системно-деятельностного подхода.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения.
3. Актуализация системно-деятельностного подхода.
Актуализация системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего
образования обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их
самостоятельного движения в изучаемой области;
· возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры
теоретических знаний;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению
· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбор и структурирования содержания образования.