Мотивация волонтеров
1. Понятие мотивации волонтеров
2. Виды мотивации участников добровольческих объединений
3. Методические рекомендации по поддержанию высокого уровня мотивации волонтеров
Понятие мотивации волонтеров.
Сегодня волонтерская деятельность становится все более популярной среди всех категорий населения и является одним из важнейших факторов социального развития в здравоохранении, в сфере помощи нуждающимся, охране окружающей среды и т.д.
Для того чтобы эффективно привлекать граждан к добровольчеству, необходимо понять мотивацию людей, уже участвующих в добровольческих движениях, объединениях и в работе некоммерческих организаций. Понимание мотивов способно улучшить управление добровольцами и создать благоприятную рабочую обстановку в организациях.
В настоящее время существует множество определений понятий «мотив» и «мотивация».
В широком смысле «мотив» - это внутреннее побуждение человека к действию для удовлетворения своих потребностей.
Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия внешней среды, внешних обстоятельств, ситуаций, условий. Мотивы оказывают влияние на поведение человека, направляют ее деятельность в необходимую для организации сторону, регулирующих интенсивность деятельности, трудо- и энергозатраты, побуждают проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.
Мотивация - это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения [2].
С понятием «мотивация» тесно связано понятие «стимула».
Стимул волонтера - это внешняя причина, которая побуждает человека участвовать в добровольческой деятельности. Стимулы участия в добровольческой деятельности могут быть материальными, в виде действий других лиц (например, поощрение со стороны руководства), предоставленных возможностей (например, «бонусы» для добровольцев), надежд (перспектива карьерного роста) и т.п. В аспекте добровольческой деятельности стимул крайне редко может быть экономическим, и чаще носит неэкономический характер. В свою очередь, неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные.
Мотивацию добровольцев можно объяснять с позиций экономики, социологии и психологии.
Экономическая теория предлагает рассматривать человека как независимого, эгоистичного, рационального и информированного члена общества и рынка. Так, например, Бидерман рассматривает добровольчество как законную трудовую деятельность «с возможностью извлекать выгоду для себя, а не только помогать другим из бескорыстия» (2009, с. 25). Экономическая теория рисует добровольца как «компетентного эгоиста». Тем не менее, необходимо отметить, что модель экономического человека – это упрощенная модель.
С точки зрения государства, НКО и государство являются важными партнерами: у НКО есть такой ресурс, как волонтеры (компетентны, квалифицированны, условно бесплатны), государство имеет потребность в дополнительной «бесплатной» рабочей силе.
В перспективе сотрудничество государственных организаций с НКО, имеющим в своем штате волонтеров, будет предпочтительным в силу снижения общей стоимости оказываемой услуги. Государство выступает как рациональный рыночный актор, привлекая волонтеров и НКО к оказанию государственных услуг. С позиции теории альтруизма основой добровольчества являются альтруизм и эмпатия.
Одним из объяснений феномена альтруизма может быть теория социального обмена. Эта теория базируется на том, что помимо обмена товарами и услугами также может происходить обмен социальными ценностями, такими как статус, информация, любовь. Кребс пишет о том, что оказание альтруистической помощи является важным не только тому, на кого она направлена, но и добровольцу, который совершает данные действия для повышения самооценки, получения признания и полезных навыков.
Другим источником добровольчества является эмпатия, в основе которой сочувствие к тем, кто испытывает страдания. Эмпатия заставляет людей действовать импульсивно для оказания помощи другим, страдающим людям.
Мотивация волонтера - это то, что побуждает его вести добровольческую деятельность, в частности, в рядах конкретной организации. Мотивация добровольца, действующего в рамках волонтерской организации - это дело двух сторон: организатор предлагает ряд возможностей, волонтер выбирает самые интересные для него [4].
Наиболее близким, по нашему мнению, к пониманию мотивации волонтерской деятельности является понятие «метамотивации» Абрахама Маслоу. В своих работах А. Маслоу подчеркивает необходимость в различении обычной мотивации людей и мотивации людей, которые находятся «по ту сторону» самоактуализации, то есть на уровне Бытия. В качестве характеристик метамотивации от указывает понятие «метапотребности».
С другой стороны, С.В. Алещенок в качестве ведущей мотивации добровольческой деятельности указывает солидарность и ответственность за проблемы в обществе [3].
К причинам помогающего поведения добровольцев относят:
- личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то нуждался в помощи);
- религиозные мотивы;
- морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм);
- симпатия или жалость;
- чувство вины перед обществом за свою деятельность;
- мода;
- личное удовлетворение от бескорыстного поступка;
- настойчивость просителя.
Одновременно у добровольца могут присутствовать альтруистические, эгоистические и социально-правовые мотивы, что говорит о ситуативной актуализации тех или иных мотивов в зависимости от ряда факторов (ситуация оказания помощи, объект помощи, свойства личности, самооценка добровольца).
Таким образом, волонтерская деятельность, как и другие виды деятельности, может быть обусловлена не одним, а несколькими мотивами, которые подразделяют на личностные. Коммуникативно-деятельные, социально-психологические.
Мотивация является одной из предпосылок к успешной и эффективной помощи волонтеров, также она может постоянно видоизменяться в зависимости от внутренних установок добровольца и внешних условий.
Виды мотивации.
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:
1. По типу источника:
• Внешняя мотивация - это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.)
• Внутренняя мотивация - это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (например, помощь медицинскому персоналу, потому что это доставляет положительные эмоции и т.п.)
2. По типу стимула:
• Положительная мотивация - это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я буду волонтером в медицинской организации, то я получу дополнительный опыт и т.п.)
• Отрицательная мотивация - это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду помогать медицинскому персоналу, я не получу дополнительных знаний и т.п.)
3. По устойчивости:
• Устойчивая мотивация - это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.)
• Неустойчивая мотивация — это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.)
4. По направленности:
• Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод и т.п.)
• Групповая мотивация (поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.)
• Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение)
• Мотивация престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
Мотивы волонтеров условно можно объединить в следующие направления:
Мотив достижения»
Волонтеры, у которых преобладает этот мотив, хотят видеть результат своих трудов.
Как правило, в процессе собеседования или знакомства он задает следующие вопросы:
· Как будут оцениваться результаты моей работы (каковы будут критерии оценки)?
· Предусмотрен ли дальнейший рост?
· Возможно ли усложнение уровня выполняемой деятельности?
· Какое развитие возможно на данной ступени работы?
· Чему можно обучиться в процессе деятельности?
Чтобы поддержать данную мотивацию, необходимо создать условия для осознания человеком собственного внутреннего потенциала, определения личной миссии. Мотив достижения подразумевает под собой наличие у волонтера стремления к успеху в выбираемой деятельности, который выражается в достижении неких высоких результатов, а также выполнении какой-либо деятельности ради подкрепления установленных стандартов компетентности. Для волонтера с данным видом мотива важен личностный рост и успех в волонтерской деятельности путем достижения конкретного результата. Любая деятельность, выполняемая волонтером с мотивом достижения, должна нести в себе ту или иную степень личностного развития, и чем больше возможностей для такого развития он получает, тем более заинтересованным и эффективным он будет в выполнении этой работы.
Мотивирование добровольцев с преобладанием мотивации достижения возможно через фиксацию результатов, например, записи в волонтерской книжке или знаки отличия, которые можно ввести внутри волонтерского объединения. Хорошо работает и внутренняя соревновательная система внутри добровольческой организации (особенно детской или подростковой), наделение особыми полномочиями, «специальными» функциями и т.п.
Социальный мотив»
Для этих людей наиболее важны ответы на следующие вопросы:
· В какой команде мне предстоит работать?
· Как будет организовано взаимодействие?
· Будет ли осуществляться совместный досуг?
Те волонтеры, которые имеют этот мотив, стремятся быть приятными и значимыми для окружающих людей. Это командные игроки, которым важно помогать людям и получать слова благодарности взамен. Благодаря этому волонтер может утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу.
Данный вид мотива подразумевает, что движущей силой выполнения человеком какой-либо деятельности является получение одобрения и принятия со стороны руководителя и группы, подтверждения своей ценности в глазах окружающих.
Основными критериями для работы волонтера с социальным мотивом являются дружный коллектив и хороший руководитель (поддержанию высокого уровня мотивации будут способствовать неформальные мероприятия для организации/отряда (квартирники, чаепития, совместные игры).
Важное условие полного вовлечения человека в процесс - получение публичного признания своей деятельности от группы и руководителя, благодарность за выполненную работу, публичная просьба в выполнении каких-либо действий, а также активная помощь как команды, так и руководителя в случае возникновения у человека каких-либо трудностей в работе. В организации можно создать «доску благодарностей», где все желающие могут выразить признание всем членам коллектива, а также систему взаимопомощи.
Процессный мотив»
· В чем будет состоять моя работа?
· Смогу ли я выполнять поставленные передо мной задачи иными способами, чем те, о которых говорите вы?
· Есть ли возможность выполнять иные задачи, которые не предусмотрены в рамках моего функционала?
· Каков график работы и могу ли я его изменять?
Если вам предстоит работать с человеком, чьи мотивы можно отнести к процессным, готовьтесь, что он будет отдаваться процессу полностью, но в случае, если такая работа ему наскучит или не оправдает надежд, то его энтузиазм быстро угаснет.
В этом случае необходимо точно знать, какая работа поистине нравится волонтеру, и поставить его именно на такую функцию. Ключевым фактором для волонтера с процессным мотивом является возможность проявления себя через совершение действий, а значит, такой человек будет искать пути выполнения поставленной перед ним задачи иными, усовершенствованными способами, чем те, которые были предложены ему изначально. Он включается в ту деятельность, которая ему наиболее интересна, а значит, будет искать возможность совмещать выполнение нескольких функций или участие в нескольких мероприятиях. В то же время, такой подход к работе требует отсутствия строгих рамок, среди которых - четкий график работы, ограниченный функционал.