Психодинамический подход

В основе психодинамического направления лежит представление о том, что движущей силой психики человека является конфликт. Конфликт обеспечивает постоянную потребность и необходимость ме­няться, адаптироваться и развиваться.

Первой попыткой рассмотреть и описать процесс развития человека в рамках данного подхода была концепция психосексуального развития Зигмунда Фрейда. Согласно его теории, инстинктивные потребности и врожденное поведение человека являются принципиально антисоциальными, при этом все стремления и желания его (человека) находятся во внешнем, социальном мире. Поэтому человеку необходимо адаптироваться, но ценой этой адаптации становится тревога или невроз. З. Фрейд предположил, что развитие связано с эрогенными зонами человека. В течение жизни происходит смешение этих зон и меняется фокус развития. В результате было выделено 5 стадий: оральная (от рождения до 1–1,5 лет), анальная (от 1–1,5 до 3 лет), фаллическая (от 3 до 5–6 лет), латентная (от 5–6 до 12 лет) и генитальная (от 12 лет и старше).

На каждой из стадий либидо сосредотачивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо проявления регрессии – возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты.

Несколько иной взгляд на природу развития предложила Анна Фрейд. В отличие от классического психоанализа, изучающего, прежде всего, скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Ядром ее концепции можно назвать представление о том, что развитие происходит в процессе взаимодействия и противоборства внутренних инстинктивных желаний и внешних ограничений, таким образом, развитие идет по пути от зависимости к самостоятельности.

А. Фрейд выделила линии развития: линия развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линия развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линия развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т. п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

Мелани Кляйн предложила новую для психоанализа концепцию развития. Ее главной заслугой можно назвать разработку теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка. Отношения младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми она рассматривала как главное условие и источник развития его личности и даже просто его физического выживания. Согласно Кляйн, у ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрес­сивное. Интроецируя (поглощая, усваивая) первые объекты окружающего мира (мать и грудь), идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями. Сам процесс интеграции Эго и развития его защитных механизмов проходит через две стадии, которые не имеют четкой хронологической привязки и могут существовать в течение всей жизни человека в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру.

При этом М. Кляйн подчеркивала важность любви, позволяющей не только смягчить и преодолеть негативные чувства, но и глядеть в будущее человечества с осторожным оптимизмом.

Маргарет Малер и ее коллеги понимали раннее детство как процесс разделения и индивидуализации. В этом процессе, который стал фундаментом теории развития объектных отношений Малер, выделено две различных, но переплетенных между собой линии. Сепарация – это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери; имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально разделение и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития. Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы – фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на четыре подфазы.

«Объектная теория» В. Файрберна и Д. Винникота

Несколько иное видение психоаналитической теории предложил В. Файрберн, который предположил, что «влечения» стремятся не к удовольствию, а к объекту и, таким образом, развитие зависит от человеческого объекта и взаимоотношений с ним. Дональд В. Винникот, вслед за В. Файрберном, подчеркнул важность объекта в развитии, росте и равновесии человеческой психики. Винникот сделал акцент на неотделимости развития индивидуальной психики от объекта: человеческая психика может развиваться и укрепляться лишь в отношении объект–субъект.

В теории объектных отношений Винникота закрепляется концепт self (самость) – представление, которое существует у субъекта о самом себе, которое становится одним из существенных элементов современного психоанализа. В разных направлениях теории объектных отношений путь развития отношения субъект–объект осуществляется в направлении, в котором субъект от примитивных симбиотических фаз, в которых преобладает недифференцированное слияние между субъектом и объектом, переходит к фазам обособления и достигает все более индивидуализированных состояний, в которых субъект уже отделен от объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: