Цель: выявить познавательный интерес детей начальной школы, главные мотивы учения детей; выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.
Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.
– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).
Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.
– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам (в предлагаемом примере: чтение, физкультура, информатика, английский язык, математика, художественный труд, русский язык, окружающий мир, риторика). Учитель списывает в лепестки названия предметов, которые изучают дети.
Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста, определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.
|
|
Методика «Палитра интересов»
Цель: выявить первичную направленность интересов детей от 6 до 12 лет.
При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста не четко дифференцированы и не устойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно также и то, что между интересами и склонностями, способностями и одаренностью существует тесная связь, несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения в этих парах. И связь эта уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно.
Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности с одной стороны, как отправная точка – с другой.
Общая характеристика
Методика может использоваться педагогами и родителями. Ориентирована на работу с детьми 6–10 лет.
Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
Инструкция для детей. В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.
|
|
Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте минус, если нравится – плюс, если очень нравится – два плюса.
Инструкция для родителей. Попробуйте сами ответить на предложенные вопросы. Для этого первую фразу несколько видоизменим: «Нравится ли вашему ребенку?..»
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли...»
1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
3. Петь, музицировать.
4. Заниматься физкультурой.
5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Играть с техническим конструктором.
9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
24. Без просьбы взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять, что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата________________ Фамилия, имя ребенка______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |