Методика «Цветные лепестки»

Цель: выявить познавательный интерес детей начальной школы, главные мотивы учения детей; выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.

Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.

 

                   

 

– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).

 

Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам (в предлагаемом примере: чтение, физкультура, информатика, английский язык, математика, художественный труд, русский язык, окружающий мир, риторика). Учитель списывает в лепестки названия предметов, которые изучают дети.

 

 

 

Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста, определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.

 

Методика «Палитра интересов»

Цель: выявить первичную направленность интересов детей от 6 до 12 лет.

При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста не четко дифференцированы и не устойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно также и то, что между интересами и склонностями, способностями и одаренностью существует тесная связь, несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения в этих парах. И связь эта уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно.

Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности с одной стороны, как отправная точка – с другой.

Общая характеристика

Методика может использоваться педагогами и родителями. Ориентирована на работу с детьми 6–10 лет.

Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

Инструкция для детей. В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.

Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте минус, если нравится – плюс, если очень нравится – два плюса.

Инструкция для родителей. Попробуйте сами ответить на предложенные вопросы. Для этого первую фразу несколько видоизменим: «Нравится ли вашему ребенку?..»

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли...»

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Играть с техническим конструктором.

9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Самостоятельно рисовать.

11. Играть в спортивные, подвижные игры.

12. Руководить играми детей.

13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14. Ходить в магазин за продуктами.

15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24. Без просьбы взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Объяснять, что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.

28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).

29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.

32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Помогать другим людям.

34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

 

Лист ответов

Дата________________ Фамилия, имя ребенка______________________

 

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 32 33 34 35 36

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: