Классификационные признаки различных типов исследований в дидактике

Тип исследования Задачи  исследования Результат исследования Адрес пользователя Вид публикации
Фундаментальные Развитие, разработка научной концепции Идея, гипотеза, направление, закон, тенденция, концепция, закономерность, дидактическая система Научные сотрудники, преподаватели кафедр педагогики, методисты Статья, научный отчет, диссертация, монография
Прикладные Развитие, разработка методического предложения Терминология, методическая система, условие, требование, критерий, правило, предложение, метод Учителя, работники внешкольных учреждений Статья, научный отчет, диссертация, дидактиче- ское или методическое пособие
Разработки Развитие, разработка конкретных предписаний Алгоритм, средство, правило, предложение, прием, методическая разра- ботка Учителя, учащиеся, работники, осу- ществляющие функции управления школой Учебник, учебное пособие, сборник задач

 

В. И. Загвязинский и Р. Атаханов выделяют три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий [12] . Можно представить логику исследования в более развернутом виде следующим образом. 

1 этап. Определение сферы научных интересов и темы исследования. 

2 этап. Знакомство с литературными источниками с целью изучения разработанности данной темы, уточнение ее формулировки. 

3 этап. Обоснование актуальности исследования, определение объекта, предмета, формулировка целей и задач исследования. 

4 этап. Выбор методологии, определение исходной позиции, теоретических положений, концептуальных идей, исследовательских подходов. 

5 этап. Построение гипотезы исследования, которую предстоит доказать. 

6 этап. Разработка критериев и показателей для отслеживания результатов исследования. 

7 этап. Выбор методов исследования, составление методик. 

8 этап. Изучение состояния исследуемой проблемы в практике. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования. 

9 этап. Разработка программы преобразующего эксперимента на основе анализа теории и практики, результатов констатирующего эксперимента. 

10 этап. Организация и проведение формирующего (преобразующего) эксперимента (проверка гипотезы). 

11 этап. Анализ результатов эксперимента. 

12 этап. Апробация результатов эксперимента в иных условиях. 

13 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. 

14 этап. Апробация и внедрение результатов исследования в практику. 

15 этап. Выработка практических рекомендаций по использованию результатов исследования. 

Предлагаемая логика исследования представлена в обобщенном виде. В каждом исследовании необходимо определить свой вариант последовательности шагов, который зависит от типа, характера, темы исследования, возможностей и условий деятельности исследователя и других факторов. 

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения 1. В чем особенности психолого-педагогического исследования?

2. Каковы функции психолого-педагогического исследования?

3. Назовите и обоснуйте требования к научному исследованию. 

4. Какая из классификаций исследования кажется Вам наиболее убедительной? Обоснуйте свою точку зрения. 

5. Какова логика научного исследования?

 

Практические задания

1. Проведите анализ практической и научно-исследовательской деятельности на примере конкретной педагогической проблемы, используя таблицу 1 данного раздела книги. 

2. Схематично представьте классификацию научных исследований. 

3. Дайте краткую характеристику этапов организации своего планируемого или проведенного исследования. 

 

Уровни методологии, подходы и принципы исследования

Успех исследования, объективность получения знания обусловлены прежде всего выбором методологии исследования. Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие) это:

− система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности [Философский энциклопедический словарь, 1983];

− учение о научном методе познания;

− совокупность методов, применяемых в какой-либо науке [Современный словарь иностранных слов, 1994]. 

Э. Г. Юдин14 выделил четыре уровня методологии. Высший уровень – философская методология, которую составляют об-

                                                     

14 Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука,

1978. С. 41–45. 

щие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. 

Общенаучная методология – это второй уровень, представляющий собой общенаучные концепции, воздействующие на многие научные дисциплины, например, системный, синергетический и другие подходы. 

Третий уровень – конкретно-научная методология, т. е. совокупность подходов, принципов, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине. Методология специальной дисциплины включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, системный подход; моделирование в психолого-педагогическом исследовании. 

Схема 1

Уровни методологии

    

Четвертый уровень методологии представляют методика и техника исследования. Это набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку, после которой он может включатся в массив знания, которое является высокоспециализированным методологическим знанием. 

Все уровни взаимосвязаны и образуют сложную систему, при этом философский уровень выступает как база, основание всякого методологического знания. 

В. И. Смирнов представил эти уровни схематично (см. схему 1) [13].

«Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания»[14]

Схема 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: