Нервная система выполняет следующие функции

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине: «Нервные болезни» для самостоятельной работы студентов специальности «Сестринское дело»

2016


 


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………… 4
Тема: «Введение в неврологию. Функциональная анатомия и физиология нервной системы. Общая симптоматология нервных болезней. Основные методы обследования, лечения и ухода, методы реабилитации неврологических пациентов»………………………….…   5
Практическое занятие № 1………………………………………………………. 12
Тема: «Болезни периферической нервной системы»…………………………... 18
Практическое занятие № 2………………………………………………………. 28
Тема:«Травмы головного и спинного мозга»…………………..……………… 42
Практическое занятие № 3…………………………………………………….. 46
Тема:«Объемные процессы ЦНС»…….…………………………………….….. 51
Практическое занятие № 4………………………………………………………. 56
Тема: «Цереброваскулярные болезни. Реабилитация пациентов»……………. 59
Практическое занятие № 5………………………………………………………. 69
Тема: «Воспалительные заболевания ЦНС. Демиелинизирующие заболевания»……………………………………………….   74
Практическое занятие № 6………………………………………………………. 82
Тема: «Болезни вегетативной нервной системы»………..…………………….. 88
Практическое занятие № 7………………………………………………………. 93
Тема: «Наследственно-дегенаративные болезни нервной системы. ДЦП. Интоксикационные поражения ЦНС»………………………………………   96
Практическое занятие № 8………………………………………………………. 101
Список литературы……………………………………………………………….. 104

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие  по «Сестринскому уходу в психиатрии с курсом наркологии» разработано для самостоятельной работы студентов специальности  «Сестринское дело» и включает 8 лекций и 4 практических занятий.

 

Цель данного пособия – способствовать более глубокому изучению дисциплины, приобретению необходимых знаний и умений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

 

Необходимость разработки пособия вызвана еще и тем, что оно восполняет пробел материала основной литературы – отсутствие комплекса обучающих заданий разного уровня сложности, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения, поскольку постоянно поддерживают активность разнообразием выполняемой работы.

 

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Фармакология», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», и включает следующие темы:

§ Введение в неврологию. Функциональная анатомия и физиология нервной системы. Общая симптоматология нервных болезней. Основные методы обследования, лечения и ухода, методы реабилитации неврологических пациентов

§ Болезни периферической нервной системы

§ Травмы головного и спинного мозга

§ Объемные процессы ЦНС

§ Цереброваскулярные болезни. Реабилитация пациентов

§ Воспалительные заболевания ЦНС. Демиелинизирующие заболевания

§ Болезни вегетативной нервной системы

§ Наследственно-дегенаративные болезни нервной системы.

§ ДЦП. Интоксикационные поражения ЦНС

 

Лекционный курс сопровождается практическими занятиями. Для закрепления материала студентам предлагаются контрольные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи разного уровня сложности.

 

Все это поможет студентам использовать полученные знания и умения в дальнейшей профессиональной деятельности при проведении лечебно-диагностической и профилактической деятельности, а также при оказании неотложной помощи на догоспитальном этапе.



Тема: «Введение в неврологию. Функциональная анатомия и

Физиология нервной системы. Общая симптоматология нервных болезней. Основные методы обследования, лечения и ухода, методы реабилитации неврологических пациентов»

Цель: научить студентов распознавать основные неврологические симптомы и синдромы. Ознакомить с организацией неврологической службы в России и современными методами обследования и реабилитации в неврологии.

Студент должен иметь представление:

· об инструментальных методах диагностики в неврологии (ЭЭГ, Эхо-ЭГ, доплерографии, Рео-ЭГ, КТ, МРТ, ангиография, рентгенологические исследования);

· об особенностях действия различных лекарственных препаратов, применяемых в неврологии.

Студент должен знать:

· организацию неврологической помощи в России;

· симптомы раздражения оболочек мозга;

· симптоматику поражения мозжечка и экстрапирамидной системы;

· двигательные расстройства;

· чувствительные расстройства;

· речевые расстройства;

· вегетативно-трофические расстройства;

· симптомы поражения черепно-мозговых нервов;

· тазовые расстройства;

· основные принципы лечения, ухода и реабилитации неврологических пациентов.

Содержание учебного материала

(план)

1.Определение предмета «Неврология» и его места среди других клинических дисциплин. Краткая история неврологии. Организация неврологической службы в России.

2.Анатомия и физиология нервной системы. Отделы головного мозга, ликвор и его циркуляция, кровоснабжение. Вегетативная нервная система.

3.Кожный и двигательный анализаторы. Виды чувствительности и методика их исследования у пациента. Виды и типы чувствительных расстройств. Понятие о парезе и плегии. Центральный (спастический) и периферический (вялый) параличи. Моно-, пара-, тетра- и геми- плегии и парезы.

4.Симптоматика поражения мозжечка и экстрапирамидной системы. Симптомы поражения черепно-мозговых нервов. Нарушения речи (афазии, дизартрия, дисфония, афония). Гипертензионный синдром. Расстройство функций тазовых органов. Вегетативные расстройства.

 

Функциональная анатомия нервной системы.

Общая симптоматология нервных болезней.

1.Неврология – наука о заболеваниях нервной системы.

Нервная система выполняет следующие функции.

1. Обеспечивает связь организма с внешней средой.

2. Регулирует и координирует функции всех органов, обеспечивая функциональное единство и целостность организма.

2.Нервная система делится по функциональному принципу на соматическую и вегетативную.

Вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую.

По топографическому принципу различается центральная и периферическая нервная система.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг.

К периферической нервной системе относятся черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения, периферические нервы.

В головном мозге различают лобные, теменные, височные и затылочные доли.

 

Отделы головного мозга.

1. Конечный мозг состоит из двух полушарий, которые соединены мозолистым телом. Каждое большое полушарие имеет 3 части:

1 конвекситальная поверхность - наружная выпуклая,

2 внутренняя - медиальная,

3 нижняя - базальная.

Промежуточный мозг.

Зрительный бугор - таламус.

Подбугорная область- гипоталамус.

Таламус - это высший подкорковый центр чувствительности.

Гипоталамус - это высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций: центр терморегуляции, регуляции сна и бодрствования, принимает участие в процессе авторегуляции, поддержании гомеостаза.

Средний мозг.

Ножки большого мозга, пластинка крыши четверохолмия.

Ножки мозга - это система проводящих путей, которые связывают мост и продолговатый мозг с корой больших полушарий. В толще белого вещества ножек мозга заложены базальные ганглии (ядра).

Задний мозг.

Мозжечок и мозг.

Мозжечок – это центр автоматической координации движений и равновесия.

Мозжечок состоит из двух полушарий и червя.

Каждое полушарие мозжечка отвечает за координацию движений одноименных конечностей.

Червь мозжечка отвечает за координацию движений туловища.

 

Мост - это сстема проводящих путей, которые связывают каждое большое полушаие головного мозга с противоположным полушарием мозжечка.

 

Продолговатый мозг.

В ромбовидной ямке на уровне этого мозга расположены дыхатейльный и сосудодвигательныйцентры.

Головной и спинной мозг покрыт тремя оболочками - твердой, которая состоит из двух листков, мягкой и паутинной. Паутинная мозговая оболочка выстилает изнутри твердую мозговую оболочку и многими тяжами соединяется с мягкой мозговой оболочкой, но не проникает в борозды мозга. Мягкая мозговая оболочка плотно прилегает к мозгу.

Между мягкой и паутинной мозговой оболочкой находится пространство, которое называется субарахноидальным. В нем циркулирует мозговая жидкость - ликвор. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: