не но оправдывает всех . -ч
Обвинение в оптимизме еще менее обосновано, чем предыдущее, ибо эта тенденция не имеет, подобно фатализму, некоторой первоначальной солидарности с позитивным направлением. Ее источник, напротив, чисто теологический; ее влияние падает с каждым днем по мере того, как позитивизм развивается.
Хотя неизменные небесные явления естественно внушают нам идею совершенства в той же степени, как и идею необходимости, их простота, однако, обнаруживает столько недостатков естественного порядка, что оптимизм вряд ли стал бы искать в них главную точку опоры, если бы первая разработка их теорий не совершалась при господстве монотеистических воззрений, заставивших предполагать проявление
188
них абсолютной мудрости. Основываясь на теории эволюции, йа которую опирается теперь систематический позитивизм, новая философия самопроизвольно и все более и более выступает и против оптимизма, и против фатализма, по мере т0го, как она охватывает более сложные умозрения, в которых становятся заметны как несовершенства естественного устройства, так и его видоизменения. Поэтому как это обвинение, так и предыдущее, менее всего уместны по отношению к социальным теориям. Если в пользу них все же как-будто находятся кой-какие доводы, то в настоящее время это объясняется тем, что мыслители, разрабатывавшие эту область, не могли хорошо знать ее природу и условия, так как не были достаточно проникнуты истинно научным духом. Благодаря отсутствию надлежащей логической подготовки, ученые в наши дни действительно часто злоупотребляли особенным характером социальных явлений и представляли абсолютным их самопроизвольный мудрый ход, который, правда, выше планомерности, допускаемой их степенью сложности. Но поскольку эти явления обусловлены разумными существами, постоянно стремящимися исправлять недостатки своего коллективного устройства, они и должны представлять более совершенный порядок, чем в том случае, если бы при той же степени сложности их действующие силы были бы слепы. Так как истинное понятие добра всегда относится к соответствующему социальному состоянию, то немыслимо, чтобы какое-либо положение вещей или изменение не могли в известных отношениях найти себе оправдание, без которого они были бы необъяснимы как противоречащие природе людей данной эпохи и характеру событий.
|
|
Таковы мотивы, поддерживающие в настоящее время опасное стремление к политическому оптимизму даже у наиболее выдающихся мыслителей, которые, не получив строго научного образования, не в силах окончательно освободиться от тео-логико-метафизических привычек по отношению к наиболее высоким умозрениям. В самопроизвольной гармонии между Каждым социальным строем и соответствующим состоянием Цивилизации, они, благодаря неточности определения, видят Несуществующее совершенство. Но было бы несправедливо Приписывать позитивизму заблуждения, очевидно несовмести-**ые с его действительным направлением и обусловленные Исключительно недостаточной логической и научной подготовкой тех лиц, которые до сих пор разрабатывали социальные Вопросы. Обязанность все объяснять приводит к оправданию Всего только тех ученых, которые в социологии не умеют отличать влияние лиц от влияния положений.
|
|
189
Глава XXII