Политические партии и партийные системы

История политических учений

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Эпоха Возрождения – Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал.

Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре

Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологи-

ческие рамки эпохи – XIV – XVI вв. Отличительная черта эпохи Возрождения – свет-

ский характер культуры и ее антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь,

к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, проис-

ходит как бы ее «возрождение» – так и появился термин. Новая культурная пара-

дигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в

Европе. Рост городов-республик привел к росту влияния сословий, не участвовав-

ших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.

Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная Средневековой, во многом церковной культурой и ее аскетичный, смиренный дух. Это привело к

появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавше-

го человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность

как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах ста-

ли возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находи-

лась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в

ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине

XV в. книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного на-

следия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где

первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства

Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твердо установилось только с 20-х гг. XV

в. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно

позже. К концу XV в. оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI в. назревает

кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и

барокко. Развитие науки в XIV – XVI вв. существенно повлияло на представления

людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелио-

центрическая система мира Николая Коперника изменили представления о раз-

мерах Земли и ее месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых

впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека

и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена

и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рас-

сматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интере-

сов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного

устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благо-

даря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие

гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного,

рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следо-

вало христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило

Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы нау-

ки нового времени.

Либерализм (фр. libéralisme) – философская и экономическая теория, а также

политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен

распоряжаться собой и своей собственностью.

Основные принципы либерализма: идеалом либерализма является общество

со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой

информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права,

частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм

отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства,

такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единствен-

ного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают ин-

дивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права

и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; прави-

тельство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому

для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдает пред-

почтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом

управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан. Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государ-

ственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возмож-

ностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах

населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система долж-

на содержать элементы социального государства, включая государственное посо-

бие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Со-

гласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей

ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на

основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической

системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либераль-

ная демократия. Изначально либерализм исходил из того, что все права должны

быть в руках у физических и юридических лиц, а государство должно существо-

вать исключительно для защиты этих прав (классический либерализм). Современ-

ный либерализм значительно расширил рамки классической трактовки и включает

в себя множество течений, между которыми имеются глубокие противоречия и по-

рой возникают конфликты. Эти течения отражены, в частности, в таком ключевом

документе, как «Всеобщая декларация прав человека». Для определенности с тер-

минологией, в данной статье «политический либерализм» означает движение за

либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма; «экономиче-

ский либерализм» – за частную собственность и против государственного регули-

рования; «культурный либерализм» – за личную свободу и против ограничений на

нее из соображений патриотизма или религии; «социальный либерализм» – за ра-

венство возможностей и против экономической эксплуатации. Современный либе-

рализм в большинстве развитых стран представляет собой смесь всех этих форм.

В странах третьего мира на первый план часто выходит «либерализм третьего по-

коления» – движение за здоровую среду обитания и против колониализма. По-

литический либерализм – убеждение, что отдельные личности являются основой

закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы спо-

собствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед

элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется

«методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый

человек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартия воль-

ностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в котором некото-

рые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогатива монарха.

Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы

издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каж-

дый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховен-

стве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает

достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм

также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от

пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой

считается либеральная демократия. Экономический или классический либерализм

выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Деви-

зом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Пред-

почтение отдается капитализму на основе принципа невмешательства государства

в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юри-

дических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не

нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить

правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что

монополизация рынка возникает только как последствие действий государства.

Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны

определяться свободным выбором индивидуумов, т. е. рыночными силами. Не-

которые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство

традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или су-

допроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое нера-

венство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов,

как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения.

В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, други-

ми разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм.

Макиавеллизм – 1. Термин, используемый для обозначения беззастенчивой

политики, при которой используются любые средства борьбы (насилие, обман, ве-

роломство, убийство и т.п.) для достижения цели, пренебрегая нормами морали

2. О коварном, вероломном поведении кого-л. Для него характерны макиавеллизм и

иезуитство.

Общественного договора теория – социально-философская концеп-

ция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-

природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции

относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и госу-

дарство (властные отношения в целом). Теория О.Д. – в различных своих модифи-

кациях – неизменно опирается на ряд универсальных основоположений: 1) идею

естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека),

глубоко уходящую корнями в европейскую традицию (Аристотель, стоики, Цице-

рон); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного

в исходно-природном состоянии человека); 3) идею конституирования закона и

государства в акте свободного волеизъявления независимых индивидов; 4) идею

народа как суверена права и власти (от развиваемой схоластикой идеи договора

народа с властелином до понимания народа как финального суверена власти в

традиции Просвещения).

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех

явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для

достижения какой-либо цели; 2) узкий практицизм, стремление извлекать из все-

го непосредственную материальную выгоду, пользу; 3) основанное И. Бентамом

позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и

критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании

в XIX в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика представлений о мире политики у

древних и средневековых мыслителей?

2. Какой вклад внес в политическую науку Н. Макиавелли?

3. Что характерно для политической мысли Нового времени? Назовите основ-

ные политические теории этой эпохи.

4. Какие социальные ценности отстаивают и защищают политические теории

либерального и консервативного направления?

5. В чем коренное отличие марксистской и социал-демократической концеп-

ций? 6. Можно ли говорить, что Макс Вебер – наш современник? Обоснуйте свою

точку зрения.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Н. Макиавелли и современная политика.

2. Основные идеологические течения в России.

3. Политическая мысль Нового времени.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Критика каких идей «идеального государства» Платона определила, что луч-

шей формой правления Аристотель считал «политию, соединяющую черты двух

неправильных форм правления – демократии и олигархии? Обоснуйте логику Ари-

стотеля. Почему социальной основой такого строя должен был стать средний класс?

2. Проанализируйте три положения и определите, какое из них могло бы при-

надлежать Н. Макиавелли? а) «Не отклоняться от любых намерений, даже от ко-

рыстных, и сделать все возможное, чтобы вступить на путь, необходимый для своего

блага»; б) «Не отклоняться от добра, если это возможно, и не вступать на путь зла,

если это не угрожает жизни»; в) «Не отклоняться от добра, если это возможно, но

уметь вступить на путь зла, если это необходимо».

3. В чем плюсы и минусы идеи М.М. Сперанского о том, что реформирование

общественного строя и государства производится десятилетиями и веками, а не за

два-три года? Обоснуйте свою позицию и проиллюстрируйте ее примерами из исто-

рии России.

ТЕСТЫ

1. Для древнегреческой политической мысли характерно рассматривать

политику

a) обособленно

b) синкретично

c) системно

d) символично

2. К правильной форме правления Платон относил

a) охлократию

b) тиранию

c) демократию

d) олигархию

3. Лучшей формой правления Аристотель считал

a) демократию

b) аристократию

c) монархию

d) политию

4. Термин макиавеллизм используют, когда хотят сказать, что

a) всякая власть легитимна

b) монархическая форма правления является лучшей

c) цель оправдывает средства

d) «Платон мне друг, а истина дороже»

5. Причиной возникновения государства Т. Гоббс считал

a) волю бога

b) государство – есть гарант прав и свобод личности

c) государство – есть высшая форма развития человеческого общения, продукт

естественного развития, подобно развитию семьи

d) стремление людей к миру и необходимость для этого заключения согла-

шения и выполнения его всеми

6. Кто из мыслителей развивал теорию «общественного договора»?

a) Гегель, Кант

b) Гоббс, Руссо

c) Платон, Аристотель

d) Маркс, Энгельс

7. Ж.-Ж. Руссо был сторонником

a) прямой демократии

b) плебисцитарной демократии

c) представительной демократии

d) управляемой демократии

8. М.М. Сперанский предлагал ввести в России

a) общественную палату

b) государственную думу

c) суверенную демократию

d) правление философов

9. К. Маркс был сторонником

a) анархизма

b) коммунизма

c) уравнительного коммунизма

d) удвоения валового внутреннего продукта

10. В.И. Ленин главным в политике считал

a) устройство государственной власти

b) осуществление мировой социалистической революции

c) «не сметь командовать середняком»

d) мирное сосуществование классов

ЛИТЕРАТУРА

1. История политических учений / под общей ред. проф. О.В. Мартышина. –

М., 2006; История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. –

М., 2007; Антология мировой политической мысли. В 5 т. – М., 1997.

2. Макиавелли Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982. – С. 348,

351.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1993. –

С. 38 – 61.

4. Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая

мысль ХIХ века. – М., 1982. – С. 228 – 235.

5. Гайденко П.П. История и рациональность: Социология / П.П. Гайденко,

Ю.Н. Давыдов. – М., 1991. – С. 82.

Предмет политологии

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

История политических учений – направление науки, изучающее политико-

философские аспекты политики, власти и государства.

Категории политологии (от греч. kategoria – высказывание; признак) – наиболее

общие, фундаментальные понятия политологии, отражают существенные свойства и

отношения какого-либо явления или процесса.

Объект политологии – та сторона действительности, на изучение которой на-

правленна политология, политика и политическая власть.

Политическая антропология – направление исследований в социальной антро-

пологии, изучающее человека как «политическое животное», действующее во всех

политических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географиче-

ском разнообразии.

Политическая география – общественно-географическая наука, изучающая

дифференциацию политических явлений и процессов по территориальному признаку.

Политическая история – раздел истории, находящийся на стыке с политологи-

ей, изучающий процесс возникновения политических институтов и норм.

Политическая психология – наука, занимающаяся изучением психологических

компонентов политического поведения.

Политическая социология – область социологии, изучающая роль и место по-

литики, политических идей и действий, а также различных политических институтов

в обществе.

Политическая философия – направление философии, занимающееся иссле-

дованием природы государства и власти, а также роли и места человека в государстве

и политической системе.

Политология – наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности

человека, связанной с властными отношениями, с политической организацией обще-

ства, политическими институтами, принципами, нормами и правилами, которые при-

званы обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми,

обществом и государством.

Предмет политологии – закономерности функционирования социальных субъ-

ектов по поводу политической власти.

Сравнительная политология (политическая компаративистика) – направ-

ление политической науки, в рамках которого проводятся систематизированные

сравнения однопорядковых политических явлений для выявления и объяснения

сходств и различий между ними для проверки существующих теорий и выдвижения

новых.

Функции политологии – это внешние проявления каких-либо ее существенных

свойств, направленные на решение характерных для нее задач.

Теория политики – приведенные в систему критические рассуждения о власти,

в ее публичной и частной формах, в особенности относительно притязаний руковод-

ства на законность и власть и – в более широком смысле – о месте политики в обще-

ственной жизни.

Прикладная политология – составная часть политической науки, которая зани-

мается исследованием частных политических проблем, анализирует конкретную по-

литическую ситуацию и формирующиеся тенденции ее дальнейшего развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите основные этапы развития науки о политике.

2. Какие группы методов используются в политологии для изучения политических

явлений?

3. Каковы основные функции политологии?

4. Назовите объект и предмет политологии.

5. Чем политология отличается от других социальных наук?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Основные этапы развития политической науки.

2. Теория политики и прикладная политология.

3. Методология политических исследований.

ТЕСТЫ

1. Этот древнегреческий мыслитель определял политику как царское ис-

кусство:

a) Платон

b) Сократ

c) Аристотель

d) Ксенофан

2. Именно этот древнегреческий мыслитель провел первое сравнитель-

ное политическое исследование:

a) Сократ

b) Платон

c) Аристотель

d) Диоген

3. Кто из перечисленных мыслителей первым отделил политику от мора-

ли?

a) Жан Боден

b) Никколо Макиавелли

c) Аристотель

d) Иммануил Кант

4. Предметом политологии являются

a) закономерности функционирования социальных субъектов по поводу полити-

ческой власти

b) отношения по поводу политической власти

c) социальная структура общества

d) политическая сфера общества

5. Что из ниже перечисленного является направлениями политологии?

a) прикладная политология и политическая философия

b) политическая философия и теория политики

c) политическая социология и теория политики

d) прикладная политология и политическая теория

6. Данный подход рассматривает политику как определенный вид общест-

венной деятельности, процесса, имеющего свои этапы:

a) структурно-функциональный

b) системный

c) деятельностный

d) компаративистский

7. Данный подход предполагает изучение политики как сложноорганизо-

ванной структуры, где каждый элемент обладает своими функциями, направ-

ленными на работоспособность всей системы:

a) системный

b) функциональный

c) структурно-функциональный

d) субстанциональный

ЛИТЕРАТУРА

1. 26 основных понятий политического анализа // Полис. – 1993. – № 1. – С. 81.

2. Haddow A. Political Science in American Colleges and Universities, 1636-1900. –

N.Y., 1939. – P. 175.

3. Noack P. Was ist Politik?: Eine Einfuhrung in ihre Wissenschaft / P. Noack. –

München, 1987. – S. 26.

4. Акмалова А.А. Политология: учебник / А.А. Акмалова; под общ. ред. В.К. Мок-

шина. – Москва: Культура: Академический проект, 2008. – 606 с.

5. Баллестрем К. Власть и мораль (основная проблема политической этики) /

К. Баллестрем // Философские науки, 1998. – № 8.

6. Гаджиев К.С. Этика и политика / К.С. Гаджиев // МЭиМО, 1992. – № 3. – С. 35.

7. Дубко Е.Л. Политическая этика: учебник для студентов высших учебных заве-

дений / Е.Л. Дубко. – М.: Трикста: Акад. проект, 2005. – 718 с.

8. Кравченко А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007. –

444 с.

9. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тер-

нер. – М.: Экономика, 2004. – 2-е изд., перераб. и доп. – С. 332.

10. Политика. Толковый словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Политическая социология, политология, социология международных отноше-

ний (круглый стол) // Социально-политические науки. – 1991. – № 7.

12. Политология: учебник / сост. А.Г. Грязнова, М.А. Эскиндаров, Г.В. Полунина и

др.; Финансовая акад. при Правительстве РФ. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 395 с.

13. Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М.:

Аспект-пресс, 2000. – 3-е изд., перераб. и доп.

 

Политическая власть

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Авторитет – в широком смысле – общепризнанное влияние лица или органи-

зации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, компетент-

ности, нравственных достоинствах, опыте; в узком – одна из форм осуществления

власти лица или группы, обеспечивающая их более высокое политическое положение

по отношению к другим, в остальном равноправным, лицам.

Анархия (от др.-греч: ἀναρχία «безначалие, безвластие») может означать сле-

дующее: 1) отсутствие государственной власти как таковой; 2) гипотетическую ситуа-

цию, когда государство заменено безгосударственным обществом (идеал анархистов);

3) ситуацию до возникновения государства как формы общественного устройства в

первобытном обществе.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в психологии,

в основе которого лежит беспристрастное наблюдение за поведением человека и жи-

вотных для выявления их реакции на воздействие внешней среды без анализа связи

с сознанием. Бихевиоризм в политологии возник в 1940-х гг. и господствовал в США

до начала 1970-х гг., сохранив там влияние до сих пор. Сегодня его сторонники по-

прежнему одержимы нетерпимостью, но без крайностей, к изучению того, что гово-

рят или думают (по их словам) люди. Вооружившись инструментами социологических

опросов (suruey research), они отказались от изучения конституций и разработок ре-

комендаций, как лучше управлять государством, и обратились к изучению поведения

политических деятелей и к описанию результатов государственного правления. Бихе-

виористов больше всего привлекают объекты, имеющие количественные характери-

стики, поэтому основные интересы они сосредоточили на политическом поведении

масс. Поначалу бихевиоризм и рациональный выбор (rational choice) были враждебны

друг другу, но вскоре нашли точки соприкосновения.

Власть – способность, право или возможность одной стороны оказывать решаю-

щее воздействие на поведение или деятельность другой стороны с помощью различ-

ных средств. Концентрированным выражением власти является отношение господ-

ства и подчинения.

Властей разделение – принцип, согласно которому власть в государстве осу-

ществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и су-

дебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система сдержек и противо-

весов). Разделение властей – одно из принципиальных условий и основной механизм

функционирования всех видов политической и неполитической власти, связанный

с другим, столь же фундаментальным процессом – передачей власти.

Разделение властей возникает из свойства власти быть отношениями меж-

ду субъектом (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, по-

буждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который восприни-

мает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, ее

исполнителем.

Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье.

Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу раз-

деления властей впервые была построена конституция США. Разделение властей –

один из важных элементов правового государства и демократии.

Власть политическая – реальная способность данного класса, группы, индиви-

да проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых

нормах.

Признаками политической власти являются: наличие субъекта и объекта власт-

ных отношений, монополия на регламентацию политической жизни, механизм регла-ментации властных политических отношений,

постановления, распоряжения, указы и при-

казы в политической сфере, сопровождаемые

реальной угрозой санкций, общественные нор-

мы, закрепляющие полномочия субъектов этой

власти.

Господство политическое – структуриро-

вание в обществе отношений власти и подчине-

ния, организационное оформление и закрепле-

ние разделения в обществе управленческого

труда и обычно связанных с ним привилегий,

с одной стороны, и исполнительской деятель-

ности – с другой.

Легитимность власти (от лат. legilimus –

согласный с законами, законный, правомерный,

надлежащий, должный) – признание правомер-

ности политической власти основной частью

гражданского общества своей страны и миро-

вым сообществом.

Легитимность – фундаментальная характеристика любого режима, содержа-

щая два компонента: представление общества (или по крайней мере значительной

его части) о законности данного порядка правления, с одной стороны, и осознание

правящими верхами своего права на власть – с другой.

Манипуляция (фр.manipulation) – ловкая проделка, ухищрение, подтасовка фак-

тов для достижения неблаговидной цели; то же, что махинация.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что составляет сущность политической власти? В чем ее отличие от других

видов власти? Объясните сущность принципа разделения властей.

2. Какие подходы к определению власти вам кажутся наиболее обоснованными?

3. Что можно отнести к ресурсам власти в современном обществе?

4. Приведите примеры, когда действия властей были незаконными, но легитим-

ными.

5. Проанализируйте основания и особенности традиционного, харизматического

типов легитимации власти. В чем их сходство и отличие?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Политическая власть и ее отличие от других видов власти.

2. Легальность и типы легитимности власти.

3. Проблема легитимности власти в современной России.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Немецкий мыслитель Макс Вебер определял власть как шанс встретить по-

виновение своему приказу. Польский политолог Ежи Вятр – как возможность приказы-вать, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. Зигмунд Фрейд считал, что

власть возникает как взаимодействие воли к власти – у одних, и готовности к подчине-

нию, «добровольному рабству» – у других. Есть ли принципиальные различия в этих

подходах определения власти?

2. Часто в качестве ядра политической власти выделяют отношения командова-

ния, господства и подчинения. Можно ли выделить другие основания политической

власти?

3. М. Вебер выделил три типа легитимности власти. Проиллюстрируйте их при-

мерами из современной политической жизни России.

4. Прокомментируйте смысл фразы французского философа Эмиля Шартье:

«Власть необъяснима, и в этом ее сила».

Логические и проблемные задания

1. Есть ли основание считать, что представление о политической власти измени-

лось на протяжении исторического развития общества?

2. Возможно ли существование общества без политической власти?

3. Каковы условия доверия общества к власти?

4. Почему политическая власть является социальной ценностью?

5. Подберите примеры из современной политической жизни России, свидетель-

ствующие о включении масс во властные отношения. Определите необходимые усло-

вия включения масс в функции власти.

ТЕСТЫ

1. Власть – это…

а) доминирование воли одного над волей другого

b) применение насилия

c) управление обществом, основываясь на традициях

2. В рамках какого подхода власть рассматривается как особый тип поведе-

ния, основанный на возможности одних повелевать другими?

а) конфликтологический

b) бихевиористский

c) биологический

3. Структура политической власти включает в себя:

а) источники, агентов, средства осуществления, функции

b) источники, ресурсы, виды

c) понятие, средства осуществления, функции

4. Легитимность власти – это…

а) признание правомерности власти со стороны общества

b) деятельность органов власти в строгом соответствии с юридическими законами

c) легальный и открытый характер деятельности властных институтов общества

5. Какой из типов легитимности политической власти основан на вере под-

чиненных в исключительную одаренность власти, преданности ей?

а) харизматический типb) традиционный

c) рационально-легальный

6. Легитимность власти, основанная на вере в необходимость издревле су-

ществующих порядков, – это...

а) харизматический тип

b) традиционный

c) рационально-легальный

7. Легитимность, основанная на рационально понятом интересе, который и

побуждает людей подчиняться решениям власти, – это легитимность

а) харизматический тип.

b) традиционный

c) рационально-легальный

8. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений из левого

столбца соответствуют их авторам из правого столбца.

1. Власть означает любую возможность проводить внутри

данных социальных отношений собственную волю, даже

вопреки сопротивлению, независимо от того на чем эта

возможность основана

а) Т. Гоббс

2. Человеческая власть опирается на три ресурса: силу,

богатство, знания

b) М. Вебер

3. Необходим такой порядок вещей в государстве,

при котором различные власти смогли бы взаимно

сдерживать друг друга

c) Н. Макиавелли

4. Государство учреждается людьми для того, чтобы

покончить с «войной всех против всех»

d) Ш. Монтескье

5. Если государь хочет сохранить власть, он должен

приобрести умение отступать от добра

e) О. Тоффлер

9. В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что

а) отношения участников строятся по принципу «господство и подчинение»

b) управляющий оказывает сильное влияние на управляемых, ограничивающее

их свободу

c) она основана на установленных нормах и правилах поведения

d) она имеет обязательный и принудительный характер для всех членов обще-

ства

10. Подчеркните правильные ответы. Типы ресурсов политической власти

многообразны, среди них: утилитарные, принудительные, нормативные.

11. Подчеркните правильные ответы. Существует множество трактовок вла-

сти, среди них: телеологические, психологические, законодательные, структурно-

функционалистские.

12. Подчеркните правильные ответы. К функциям политической власти отно-

сятся: господство, руководство, организация, стремление урегулировать конфликты.

13. Найдите лишнее. К особенностям политической власти относится: публич-

ность, верховенство, закрытость, суверенитет, моноцентричность.

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http:/www/mpsf/org/dlw.

2. Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государствен-

ны институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби. Изд-во

Проспект, 2008, С.59

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. / В.И. Даль.

– М.: Славянский Дом Книги, 2010. – Т. 3. С. 213.

4. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Лебедев. – М.: Российская

политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2001. – С. 30.

5. Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов / пер. с англ.; под ред Г.Г.

Водолазова, В.Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – С. 13.

6. Мельник А.А. Современный словарь по политологии / А.А. Мельник. – Минск,

2004. – С. 33.

7. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции / С.Г, Кара-Мурза. – М: Академический

проект 2007. – С. 357.

8. Поппер К. Окрытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона / пер. с англ.; под

ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива»,

1992. – С. 248.

9. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер; пер. с нем. – М.:

Прогресс, 1990. – С. 646.

10. URL: htpp//www.ltvada.ru/print/02-11-2012/doverie-institutam-vlasti

 

Политическая

Система

Общества

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокуп-

ность политических институтов, норм, отношений и сознания, характеризующих со-

стояние политической жизни общества и механизм политического властвования или, говоря несколько иначе – политическая система – это совокупность государствен-

ных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм,

посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Функции политической системы – определенные типы деятельности, удо-

влетворяющие потребности системы в самосохранении и целенаправленной дея-

тельности.

Политический режим – совокупность наиболее типичных для данного обще-

ства способов организации и функционирования политических институтов, исполь-

зуемых органами власти методов и средств воздействия на подвластных, которые

оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства, обще-

ства и личности.

Институциональная подсистема политической системы общества – состо-

ит из политических институтов и включает в себя государство, партии, социально-

экономические и общественные организации. Данная подсистема, как, образно

говоря, «каркас», «несущие конструкции» политической системы общества в суще-

ственной мере определяет ее цели и направления функционирования.

Коммуникативная подсистема политической системы общества – представ-

ляет собой совокупность отношений (коммуникаций) в процессе функционирования

политической системы общества.

Нормативно-регулятивная подсистема складывается из политико-правовых

норм, принципов, отраженных в конституции страны и других законодательных ак-

тах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функцио-

нирование политической системы общества в целом.

Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции,

теории и взгляды, которые лежат в основе создания и развития общественно-

политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политиче-

ских отношений и всей политической системы общества.

Политическая организация общества – институционализированная часть по-

литической системы.

Политический плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – система вла-

сти, основанная на взаимодействиях и противовесах основных партий и организа-

ций, такое строение общества, которое базируется на поощрении многообразия и

конкуренции между различными общественными элементами, осуществляемой по

определенным, принятыми всеми, «правилам игры».

Процесс политический:

1) форма функционирования политической системы общества, эволюциониру-

ющей в пространстве и времени («современный общественный процесс»);

2) политический процесс как один из общественных процессов, в отличие от

правового, экономического, идеологического и других процессов («перестройка как

политический процесс»);

3) обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного

масштаба (формирование какой-либо партии, проведение выборов и т.п.).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы предпосылки возникновения теории политических систем?

2. Каковы основные признаки и особенности политической системы? В чем со-

стоит ее отличие от других подсистем общества? 3. Приведите примеры характеристики основных функций политической систе-

мы общества?

4. Рассмотрите критерии оптимальности и эффективности политической си-

стемы общества на примере современной политической жизни России.

5. Что характерно для становления современной политической системы Рос-

сийской Федерации?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Политическая система общества.

2. Политическая система Российской Федерации.

3. Теория политической системы: сущность и функции.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Теория политической системы опирается на исследования Д. Истона и Г. Ал-

монда. Проанализируйте и сравните их подходы к исследованию политической си-

стемы общества. Определите их отличие.

2. Особенностью политической системы Российской Федерации выступает ее

переходный характер. Становление демократического правового государства дли-

тельный процесс. Насколько переходный характер российского общества и полити-

ческой системы предполагает стабильность и неизменность состояния?

3. Используя критерии оптимальности функционирования политической систе-

мы общества, определите, насколько развитие политической системы РФ соответ-

ствует им? Если будут выявлены отклонения от них, то чем они вызваны?

ТЕСТЫ

1. Верны ли следующие суждения?

А. Центральным элементом политической системы является государство.

Б. Политическая система есть совокупность институтов и процессов, посред-

ством которых вырабатываются и принимаются решения, имеющие общеобязатель-

ный характер для всего общества.

a) верно только А

b) верно только Б

c) оба суждения верны

d) оба суждение неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А. Политическая система общества представляет собой совокупность обще-

ственных институтов, составляющих самоорганизацию общества и выражающих

частные интересы граждан.

Б. Политическая система общества – это сложный комплекс государственных

институтов, политических партий, общественных организаций и движений, в рамках

которых осуществляется публичная власть

a) верно только А

b) верно только Б

c) оба суждения верны

d) оба суждение неверны

3. Важнейшей функцией политической системы общества является

a) нивелировка частных интересов граждан

b) социализация и привлечение к участию граждан

c) создание условий для развития банковского сектора

d) поощрение поляризации интересов государства и граждан

4. К важнейшим структурным элементам политической системы относят

a) политические институты

b) политические разногласия

c) политические конфликты

d) политические лозунги

5. К основным типам политической системы можно отнести

a) политическую систему древнекитайского общества

b) политическую систему древней Руси

c) политическую систему феодализма

d) политическую систему современной России

6. Для современной политической системы Российской Федерации харак-

терно

a) четкое разделение всех ветвей власти

b) наличие сложившейся системы политических партий

c) переходное состояние

d) властные институты стабильны и функционируют эффективно

7. Критерием эффективности политической системы РФ выступает

a) поддержка региональными элитами Федерального Закона о монетиза-

ции льгот

b) высокий рейтинг Президента РФ у населения

c) стремление Общественной палаты стать частью Федерального Собра-

ния РФ

d) доверие и поддержка граждан

8. Основным системообразующим фактором политической системы явля-

ется

a) собственность

b) власть

c) деньги

d) коррупция

9. К важнейшим признакам политической системы относят

a) возможность делать все, что захочется властвующей элите

b) зависимость от социального и экономического строя

c) полную независимость от социального и экономического строя

d) зависимость от пятен на солнце

10. Одним из создателей теории политической системы считается

a) М. Вебер

b) Д. Истон

c) Н. Макиавелли

d) К. Маркс

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вызов, обучающихся по

гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные

отношения» (350200) / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 139.

2. Шаран П. Сравнительная политология / П. Шаран. – М., 1992. – Ч. 1. – С. 47.

3. Шевцова Л.Ф. Дилеммы посткоммунистического общества / Л.Ф. Шевцова //

Политические исследования. – 1996. – С. 5.

4. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России / Р. Саква //

Политические исследования. – 1997. – № 1.

 

Государство и политические режимы
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Государство – центральный институт политической системы, к которому тя-

готеют другие политические силы; совокупность организаций и учреждений, реали-

зующих властные функции в рамках определенной территории; обладает рядом ис-

ключительных прав – на использование насилия, на принятие общеобязательных

законов, на взимание налогов.

Государство правовое – тип государства, в котором господствует право и су-

ществует верховенство закона. Цель правового государства – обеспечить гарантию

прав и свобод всех граждан во всех сферах, причем достичь этого можно только при

условии, если и сами граждане будут соблюдать законы.

Государство социальное – государство, стремящееся к обеспечению каждо-

му гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в

идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных

целей, развития личности.

Государство унитарное – характеризуется простотой устройства, единой

конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов,

права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны.

Гражданин – лицо, чья принадлежность к государству закреплена законом.

Наделен правами, свободами и обязанностями, отличающими его от иностранных

граждан, находящихся в данном государстве.

Гражданская война – вооруженное противоборство классов, социальных

групп, партии, наций внутри страны для завоевания политической власти, установ-

ления политического режима.

Гражданское общество – общественное устройство, при котором многоуклад-

ная экономика, верховенство закона, демократизм политической системы, действие

моральных норм обеспечивают каждому гражданину свободный выбор форм эконо-

мической и политической деятельности.

Демократия – форма государственного устройства, тип политического режи-

ма, основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и ра-

венства граждан.

Монархия – 1) форма государства; 2) форма правления, при которой верховная

государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха

и передается по наследству.

Режим политический – совокупность форм и методов осуществления полити-

ческой власти, отражающая уровень политической свободы в обществе.

Республика – форма государства, отличающаяся выборным характером фор-

мирования высших органов государственной власти.

Референдум – всенародное голосование по важному вопросу государственной

жизни.

Социальное государство – государство демократического типа, в условиях

относительно стабильной и развитой экономики.

Суверенитет – политическая независимость государства.

Тоталитаризм – определенный тип политической системы и общества, ха-

рактеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной

жизни, гипертрофией власти и поглощением ею гражданского общества, отсутстви-

ем свободы личности, всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино

партийно-государственного аппарата, подчинением всей социальной системы кол-

лективным целям и официальной идеологий.

Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в со-

став государства территориальные единицы (штаты, земли, провинции, республики

и т. д.) обладают значительной политической, экономической и культурной самостоя-

тельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Рассмотрите основные признаки государства.

2. Что отличает парламентскую республику от президентской?

3. Что характерно для федеративного устройства российского государства?

4. Почему современный политический режим в России называют «гибридным»?

5. Каковы предпосылки демократического режима?

6. Можно ли считать современное российское государство правовым?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Типология современных государств.

2. Правовое государство.

3. Демократическое государство.

4. Республика как форма правления.

5. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве.

6. Политический режим: понятие и сущность.

7. Демократический политический режим.

8. Личность в условиях тоталитарного режима.

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИЙ

1. Каковы перспективы становления гражданского общества в современной

России?

2. Идет ли Россия к правовому государству?

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. 2,5 тыс. лет назад Платон рассмотрел идеальный тип государства, который

некоторые исследователи охарактеризовали как «кастовый коммунизм», так как фи-

лософы и стражи, обладая гражданскими и политическими правами, то есть уча-

ствуя в управлении делами полиса, все необходимое для жизни получали от третье-

го сословия – ремесленников/производителей. Почему Платон, считавший семью и

частную собственность «врагами» для идеальной формы организации государства

и хорошего управления, так и не смог реализовать свой проект?

2. Часто говорят, что правовое государство и гражданское общество – это две

стороны одной медали. Являются ли предпосылки формирования гражданского об-

щества одновременно и предпосылками демократического режима? Может ли поня-

тие «открытого общества» (К. Поппер) рассматриваться как синоним гражданского

общества? Насколько современное российское общество может быть охарактеризо-

вано как открытое и демократическое?

ТЕСТЫ

1. Что из ниже перечисленного относится к признакам любого государ-

ства:

а) суверенность

b) многопартийность

с) верховенство права

2. При авторитаризме:

а) запрещена многопартийность

b) может существовать множество партий при лидирующей роли одной

c) место партий занимает одно из профсоюзных движений.

3. Какую причину образования государства выделил Т. Гоббс:

а) страх перед внешней агрессией, опасение за жизнь и имущество

b) рост численности, плотности населения

c) эволюция частнособственнических отношений, классов и эксплуатация

4. Укажите главный признак унитарного государства:

а) подразделяется на административно-территориальные единицы, не облада-

ющие политической самостоятельностью

b) может иметь в своем составе автономии

c) сосредоточение внутренних и международных полномочий в руках общена-

циональной власти

5. В политический лексикон термин тоталитаризм впервые ввел:

а) Ленин

b) Гитлер

c) Муссолини

6. Страна с формой правления – дуалистической монархией:

а) Оман

b) Кувейт

c) ОАЭ

7. Парламентская республика существует:

а) в Финляндии

b) Франции

c) Австрии

8. Какое из нижеперечисленных состояний общества характерно для тота-

литарного режима:

а) активное состояние, т. е. доля пассивных граждан меньше низкоактивных

b) апатичное состояние, т. е. доля пассивных граждан больше, чем доля низко-

активных

c) трансовое состояние, т.е. доля низкоактивных приближается к 100%, а доля

пассивных приближается к 0.

9. Какое из перечисленных государств по территориально-политическому

устройству является унитарным:

а) Дания

b) Россия

c) Мексика

10. Укажите страну с республиканской формой правления:

а) Испания

b) Финляндия

c) Швеция

11. К формам государственного правления не относится:

а) монархия

b) республика

c) демократия

12. Какой правовой принцип применяется в условиях демократии?

а) «разрешено только то, что не имеет отношения к политике»

b) «все, что не разрешено, – запрещено»

c) «все, что не запрещено законом, – разрешено»

d) «разрешено все, что не ограничивает права личности»

13. В зависимости от характера политического режима политические си-

стемы подразделяются:

а) на англо-американские и континентально-европейские

b) открытые и закрытые

c) тоталитарные, авторитарные и демократические

d) консервативные, трансформирующиеся

14. Характерными чертами правового государства являются:

а) обеспечение реальных прав и свобод граждан

b) реализация принципа разделения властей

c) беспрекословное соблюдение любых законов

d) взаимная ответственность государства и личности

15. Республиканская форма правления характеризуется следующими осо-

бенностями:

а) все высшие органы власти избираются

b) народ реально может влиять на власть

c) народ вправе свергнуть непонравившуюся ему власть

d) власть обязана действовать в рамках закона

16. Реальные права субъектов в федеративном государстве:

а) быть одинаково представленным в одной из палат двухпалатного федераль-

ного парламента

b) оспаривать решения федеральных органов власти в Конституционном суде

федерации

c) в любой момент выйти из федерации

d) создавать собственные вооруженные формирования

17. Для унитарного государства характерно:

а) наличие соглашения (унии) между различными частями государства (обла-

стями, провинциями)

b) административно-территориальные единицы не имеют собственной государ-

ственности

c) единая валюта

d) единая армия

18. Президентская республика – это форма правления, существующая:

а) в Австралии

b) США

c) ФРГ

d) Италии

19. Абсолютная монархия существует в настоящее время:

а) в Великобритании

b) Израиле

c) Швеции

d) Саудовской Аравии

20. Роль президента в парламентской республике:

а) это глава государства, определяющий политику страны

b) такой должности может не быть совсем

c) роль президента крайне мала

d) президент и парламент поровну делят власть в стране

21. Роль парламента в президентской республике:

а) высший орган законодательной власти в стране

b) парламентом управляет президент

c) парламент избирает президента

d) парламент при определенных условиях может отрешить от власти президента

22. Парламентской республикой является:

а) Италия

b) Марокко

c) ФРГ

d) Испания

23. К парламентским монархиям относятся следующие государства:

а) Швеция

b) Бельгия

c) Испания

24. В представленном списке имеются федеративные государства:

а) Бразилия

b) Индия

c) Китай

d) США

25. В представленном списке имеются унитарные государства:

а) Мексика

b) Франция

c) Бельгия

d) Болгария

26. Государства, входящие в конфедерацию:

а) сохраняют государственную независимость

b) не могут иметь собственной конституции

c) не могут иметь собственных вооруженных сил

d) могут расторгнуть конфедеративный договор

e) решают какие-либо общие задачи в интересах всех членов конфедерации

27. Конфедерацией в современном мире является:

а) Организация объединенных наций

b) Организация африканского единства

c) НАТО

d) Европейский союз

28. По форме правления государства можно распределить так:

Япония Парламентская монархия

Германия Парламентская республика

США Президентская республика

Кувейт Абсолютная монархия

Франция Смешанная республика

Смешанная монархия

29. По национально-территориальному устройству можно представить

следующее соответствие:

Мексика Федерация

Китай Унитарное государство

Европейский союз Конфедерация

Нигерия Федерация

Южно-африканская республика Унитарное государство

Конфедерация

30. Классическими примерами тоталитарного политического режима при-

знаются:

а) режим Черчилля в Великобритании

б) режим Сталина в СССР

в) режим Муссолини в Италии

г) режим Гитлера в Германии

д) режим де Голля во Франции

31. Каждому политическому режиму соответствует определенный прин-

цип:

демократический разрешено все, что не запрещено

законом

тоталитарный разрешено только то, что

приказано

авторитарный разрешено все, кроме политики

разрешено все, что хочет

гражданин

32. При демократическом политическом режиме в обществе обязательно:

а) высшие органы власти избираются народом на определенный срок

b) президент обладает всей высшей властью

c) осуществляется принцип разделения властей

d) наличие многопартийности и реальной оппозиции

e) реально обеспечены основные права и свободы граждан

f) после каждых выборов власть должна переходить к другой партии

33. Характерными чертами демократии можно назвать следующие:

a) выборы всех государственных чиновников

b) народ – источник власти

c) равноправие граждан

d) реализация прав большинства с учетом мнения меньшинства

e) законы обеспечивают реализацию основных прав и свобод граждан

f) безграничная свобода каждого гражданина

34. Роль и значение официальной идеологии при тоталитарном политиче-

ском режиме заключается в следующем:

а) ею строго руководствуется правитель

b) ее признают все желающие

c) соперничает с другими идеологиями в честной политической борьбе

d) контролирует и руководит всеми сферами жизни общества

e) меняется после каждых выборов

35. Примерами непосредственной демократии могут быть:

а) выборы депутатов непосредственно в парламент страны

b) референдум (всеобщее голосование населения)

c) решение сельского (поселкового) схода

d) принятие органом исполнительной власти конкретного решения

36. Результатом функционирования в России представительной демокра-

тии являются следующие политические институты:

а) Счетная палата РФ

b) Государственная Дума РФ

c) местные советы

d) Палата представителей

e) парламенты субъектов федерации

37. Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом

ради народа». Это высказывание принадлежит:

а) А. Линкольну

b) Д. Вашингтону

c) Ф. Рузвельтy

d) Г. Трумэну

38. Тоталитарный политический режим в нашей стране существовал:

а) в России во времена В. И. Ленина (1917 – 1922)

b) в СССР во времена И.В. Сталина (30 – 50-е гг. ХХ в.)

c) в России во времена Б.Н.Ельцина (90-е гг. ХХ в.)

d) во все годы Советской власти

ЛИТЕРАТУРА

1. Политология: учебник для студентов вузов / [В.Ю. Бельский и др.]; под. ред.

В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 194.

2. Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов / пер. с англ.; под ред.

Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 106.

3. Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П. Пу-

гачев, А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 4-е изд., перераб. и доп. – С. 247.

4. Политология: учебное пособие / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.:

Питер, 2005. – С. 143.

5. Хейвуд Эндрю. Политология: учебник для студентов вузов / пер. с англ.; под

ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 109.

6. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. – М.: 1983. – Т.4. – С. 376.

7. Аврелий Августин. О граде божьем // Антология мировой философии:

В 4 т. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.

8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и

гражданского / Т. Гоббс // Соч.: В 2 т. И.: Мысль, 1991. Т. 2.

9. Социальная статика. Изложение социальных законов, обусловливающих

счастье человечества. – СПб.: Издание В. Врублевского, 1906.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства /

Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч. Т. 6.

11. Ленин В.И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Т. 33. – С. 7.

12. Гумплович Л. Общее учение о государстве / В.И. Ленин. – СПб., 1910. –

С. 47, 120-121.

13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в всязи с теорией нарвствен-

ности / Л.И. Петражицкий // Теория государства и права: хрестоматия: В 2 т. – М.: Го-

родец, 2004. – Т. 1. – С. 425.

14. Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по

гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные

отношения» (350200) / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 214 – 215.

15. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд.,

перераб. доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 242 – 246.

16. Кермонн Ж.-Л. Западные политические режимы / Ж.-Л. Кермонн // Полис. –

1991. – № 2.

 


Политические партии и партийные системы

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Политические партии – это добровольные общественные организации, объе-

диняющие граждан с общими интересами и (или) взглядами и имеющие своей целью

участие в осуществлении политической власти. Именно в притязании на полити-

ческую власть и открытом участии в принятии политических решений заключается

основное отличие политических партий от других общественных организаций, дви-

жений и клубов.

Имидж партии – это то умозрительное представление, которое существует

у избирателя о партии. Партийный имидж может быть основан на долговременных

политических целях, на которые ориентирована партия; текущих политических ре-

шениях; основных группах сторонников, союзников или противников партии, лиде-

рах партии; результатах деятельности партии в период пребывания у власти. Имидж

партий различается у избирателей по содержанию и четкости. Лишь у небольшо-

го процента избирателей складывается детальный и осознанный имидж партии, но

у большинства людей есть лишь самые общие представления о различиях между

партиями. Имидж партии в российских условиях определяется в основном эмоцио-

нальной оценкой лидеров, в меньшей степени тем, за что выступает партия. При

этом большинство людей не ориентируется на положения партийных программ – им

достаточно лишь самых общих представле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: