Цель работы: Изучить условия выращивания микроорганизмов, методы учета и определения культуральных и физиологических признаков.
Материальное обеспечение:
Методические материалы: о видах и составе питательных сред, необходимых для выращивания микроорганизмов в лабораторных условиях; методах учета микроорганизмов; методах определения культуральных и физиологических признаков.
Задание 1. Познакомиться с условиями выращивания микроорганизмов в лабораторных условиях (правильный подбор питательных сред, а также выбор оптимальных условий: температуры, влажности, аэрации и т.д.). Выделение чистых культур микроорганизмов. Элективные (накопительные) культуры.
Результаты оформить в виде таблицы:
Таблица 1
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование Состав Способ приготовления
питательной
|
|
среды
Таблица 2
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование Характеристика условий культивирования
параметра
культивирования
микроорганизмов
Таблица 3
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Название элективной Условия накопления Анализ элективной
культуры культуры
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Познакомиться с методами учета микроорганизмов:
-количественный (метод счета колоний);
-качественный (выделение микроорганизмов в чистые культуры);
-количественный для определенных физиологических групп (метод титра);
-количественный (метод прямого подсчета с применением счетных камер);
- количественный (бактериоскопический метод – метод отпечатков).
Сущность каждого метода записать в тетрадь.
Задания для самостоятельной работы:
При изучении данного раздела следует уяснить, что такое обмен веществ и какова физиологическая роль процессов питания и дыхания.
Изучая механизм питания микроорганизмов, следует обратить внимание на то, что у них нет специальных органов питания, и питательные вещества поступают в клетку через всю ее поверхность. Большая удельная поверхность у клеток микроорганизмов является одной из причин быстрого усвоения ими питательных веществ и очень быстрого в связи с этим их роста и развития. Следует обратить внимание на то, что требования различных микроорганизмов в отношении питательных веществ очень разнообразны: одни могут использовать широкий круг разнообразных веществ, другие же в процессе питания усваивают нужные элементы, лишь из некоторых совершенно определенных источников.
|
|
Изучая дыхание микроорганизмов, нужно установить различия в способах получения энергии аэробами и анаэробами, запомнить химические уравнения, характеризующие процессы дыхания.
В связи с рассматриваемыми процессами жизнедеятельности, протекающими в микробных клетках, необходимо детально изучить ферменты. Ферменты вырабатываются микроорганизмами и выделяются в окружающую среду, помимо этого ферменты содержатся внутри микробных клеток. Ферменты переводят нерастворимые вещества пищи в растворимые, участвуют в процессах синтеза веществ, в окислительно-восстановительных реакциях. Следует уяснить специфические свойства ферментов, их химическую природу, влияние факторов внешней среды на их активность, разобраться в классификации ферментов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое обмен веществ?
2. Каков химический состав микробов?
3. Какие элементы и вещества необходимы для питания микробов?
4. Какова биологическая сущность процессов питания и дыхания?
5. Каким образом поступают питательные вещества в клетку?
6. Какие изменения происходят с веществами, поступающими в клетку из питательной среды?
7. В чем сущность аэробного и анаэробного питания?
8. Что такое ферменты, и каковы их характерные признаки?
9. Какова роль ферментов в жизни микроорганизмов?
10. Как влияют рН среды и температура на активность ферментов?
11. Изучить:
- методы определения культуральных признаков (форма, цвет, характер поверхности, характер края, профиль, размер колоний) микроорганизмов;
- методы определения физиологических признаков чистых культур;
- методы определения микроскопических признаков микроорганизмов.
Сущность каждого метода записать в тетрадь (практическое задание).
Тема 4. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы (для самостоятельного изучения)
Задания для самостоятельной работы:
При изучении данного раздела курса следует уяснить природу воздействия на микроорганизмы отдельных факторов окружающей среды. При этом следует обратить внимание на то, что жизнедеятельность микроорганизмов в наибольшей степени подавляется совместными одновременными действиями нескольких факторов. Особое внимание необходимо уделить изучению действия высоких и низких температур, влажности среды, активной кислотности (рН), концентрации растворенных веществ.
Нужно знать взаимоотношения, которые устанавливаются между различными видами микроорганизмов и между микробами и другими организмами при их совместном обитании (симбиоз, паразитизм, метабиоз, антагонизм).
В этой связи следует рассмотреть вопрос изменчивости микроорганизмов. Специфичность требований каждого организма к среде обитания приводит к тому, что при изменении этой среды организм должен или погибнуть, или приспособиться к новым условиям. Приспособление организма к новым условиям связано с изменением его. И если причины, вызывающие изменение, достаточно сильны и действуют длительное время, то изменения могут закрепиться в организме наследственно. Подбором внешних условий можно направлять изменения, происходящие в организмах, заставляя их приобретать нужные человеку свойства.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит взаимозависимость организма и внешней среды?
2.Что понимается под термином «анабиоз»?
|
|
3.В чем сущность действия на микроорганизмы пастеризации и стерилизации, света, радиоактивных излучений, радиоволн, ультразвука, рН среды?
4.Что такое симбиоз и метабиоз?
5.Что представляют собой антибиотики и фитонциды?
6.Составьте таблицу и рассмотрите на конкретных примерах (практическое задание):
Микроорганизмы | Требования к среде обитания (специфика) | Приспособление к новым условиям |