Тема 3.5. Лексические группы слов

Вопросы для рассмотрения:

1. Омонимы. Омофония.

2. Архаизмы, историзмы.

3. Неологизмы.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.

2. Что Вам известно об омофонии?

3. Приведите примеры омофонов, омоформ, омографов.

4. Расскажите об использовании явления омофонии в художественной литературе.

5. Что представляет собой устаревшая лексика? Чем различаются историзмы и архаизмы?

6. Что называют неологизмы? Приведите примеры.

Литература

1. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

2. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: пособ. по русскому языку: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Л. А. Вербицкая. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 238 с.

3. Голуб И. Б. Русский язык и практическая стилистика: справочник /

И. Б. Голуб. – М.: Юрайт, 2012.

4. Плещенко Т. П. Основы стилистики и культуры речи: учеб. пособ. для студентов вузов / Т. П. Плещенко / Под общ. ред. П. П. Шубы. – М.: ТетраСистемс, 1999. – 239 с.

Практические задания

Задание 1. В каких формах будут одинаковыми по звучанию и написанию следующие слова: день и дно, лететь и лечить.

Задание 2. Запишите пять омонимов и составьте с ними предложения.

Задание 3. Укажите в стихотворении случаи омофонии.

Область рифм моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я к строке бегу от строчки.

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

(Д. Минаев)

 

Для справки.

Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов и словосочетаний.

 

Задание 4. В отрывке из романа «Арап Петра Великого» найдите устаревшие слова, объясните их значение, пользуясь в случае необходимости толковым словарем. Скажите, какую функцию они выполняют?

Между тем они подъехали ко дворцу. Множество длинных саней, старых колымаг и раззолоченных карет стояло на лугу. У крыльца толпились кучера в ливрее и в усах, скороходы, блистающие мишурою, в перьях и с булавами, гусары, пажи, неуклюжие гайдуки, навьюченные шубами и муфтами своих господ — свита необходимая, по понятиям бояр тогдашнего времени. При виде Ибрагима поднялся между ими общий шепот: «Арап, арап, царский арап!» Он поскорее провел Корсакова сквозь эту пеструю челядь. Придворный лакей отворил им двери настежь, и они вошли в залу. Корсаков остолбенел... В большой комнате, освещенной сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыма, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стен: молодые блистали всею роскошью моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны, а робронды и мантильи как-то напоминали сарафан и душегрейку.

 

Задание 5. Выпишите из учебников 10 предложений с неологизмами, укажите в скобках их значение.

Семинарское занятие

Тема 3.6. Смысловая точность речи. Оценка словоупотребления

Вопросы для рассмотрения:

1. Смысловая точность речи.

2. Лексическая сочетаемость.

3. Использование фразеологизмов.

4. Приёмы авторского преобразования фразеологизма.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой смысловая точность речи?

2. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, стать причиной неясности высказывания, создать возможность его двоякого толкования, а также придать тексту нежелательную тональность. Подтвердите это на примерах.

3. Что определяет лексическую сочетаемость слов?

4. Приведите примеры нарушения лексической сочетаемости слов.

5. Охарактеризуйте два типа функционирования фразеологических единиц.

6. Назовите и прокомментируйте приемы авторского преобразования фразеологизма.

Литература

1. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

2. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: пособ. по русскому языку: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Л. А. Вербицкая. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 238 с.

3. Голуб И. Б. Русский язык и практическая стилистика: справочник /

И. Б. Голуб. – М.: Юрайт, 2012.

4. Плещенко Т. П. Основы стилистики и культуры речи: учеб. пособ. для студентов вузов / Т. П. Плещенко / Под общ. ред. П. П. Шубы. – М.: ТетраСистемс, 1999. – 239 с.

Практические задания

Задание 1. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора исправьте предложения, например: С тридцати лет и до конца своей жизни он становится римлянином. – В тридцать лет он переезжает в Рим и остаётся в нём до конца жизни.

1) В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2) Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на

мелкие кусочки. 3) Лихачей неизменно встречает авария. 4) Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 5) Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6) Погода сопутствовала хорошему отдыху. 7) В центре внимания должно быть развитие качества продукции. 8) Морские контейнерные перевозки торговых грузов получили широкое развитие с 70-х годов 20 в. 9) Мы не арестовываем никого, не задерживаем, мы просто перемещаем его в то место, где ему положено быть. 10) Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 11) В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 12) Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни.

 

Задание 2. Дайте оценку использованию лексических средств: отметьте употребление слова без учета его семантики, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1) Жду вас десять минут и ни цента больше. 2) Два пернатых в одной берлоге не уживутся. 3) Есть такие профессии…  Например, чиновник. Человека на эту профессию надо растить несколько лет. 4) Те, кто не совершал преступлений, могут быть амнистированы. 5) В феврале продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа. 6) Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 7) На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 8) В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 9) В течение февраля продолжительность суток возрастет на 2 часа.

 

Задание 3. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова.

1) Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2) Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 3) Эти факторы не могут мотивировать человека на что-нибудь. 4) Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 5) Плохо, когда человек не воспринимает критику. 6) В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда. 7) Примета времени – бурный темп развития холдингов. 8) Нынешний сложный этап социально-экономического развития области характеризуется обострением комплекса взаимосвязанных проблем жизнеобеспечения, сформировавшихся за многие годы. 9) Это важный шаг, и его надо пойти. 10) Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 11) Первая трудность произошла со стройматериалами. 12) Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 13) Плохо, когда человек не воспринимает критику. 14). Всё, о чём говорил докладчик, – моменты одной концепции.

 

Задание 4. Укажите лексические ошибки, погрешности стиля, смысловые

неточности. Внесите необходимые исправления.

В самом молодом ресторане «Лесная быль», открытом в фешенебельном отеле «Россиянин», три зала. Каждый спланирован по-своему, а объединяет их модная отделка в оформлении: мягкого бело-молочного цвета мраморные стены, кованные из чёрного металла узорные решётки, художественные гобелены и панно, выполненные по специализированному заказу. Гигантские ковры, каждый «тиражом» в один экземпляр, воспроизводят картины древней России. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно, на высоком художественном уровне.

Свой колорит имеет и четвёртый, банкетный зал, подготовленный для семейных праздников и торжеств банкетов и товарищеских встреч. Стены зала облицованы розовым туфом, добытым в Армении. Оригинальный светильник выполнен в виде плывущей ладьи, на которой зафиксированы цепи свечей из цветного фарфора. Ни одна не похожа на другую, каждая уникальна, единственна в своем роде.

«Лесная быль» гостеприимно приглашает гостей отведать фирменных блюд российской кухни и весело провести время под весёлую музыку оркестра.

 

Задание 5. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов.

1) В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, даётся теоретическое осмысление такого опыта. 2) Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 3) Во время инспекционной поездки мэр города проверял состояние чистоты на улицах. 4) Принципиально важным предполагается такой подход к изменению параметров налоговой системы, при котором все изменения вносятся только в новом финансовом году. 5) Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 6) Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 7) Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты факторами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 8) Есть возможность тяжелых осложнений. 9) Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город. 10) Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

 

Задание 7. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости, исправьте предложения.

1) Подскажите, который час?! 2) В ближайшее время на дорогах области предвидятся следующие климатические условия… 3) Апробированные станки предаются на испытания в целях их массового изготовления. 4) Торжественному открытию турнира предшествует целый вернисаж граций – показательные выступления лучших гимнасток команд. 5) Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. 6) Золотая медаль была компенсацией за ее трудолюбие. 7) Современные линии набирают ритм. 8) Пора подвести результаты встречи: наши впереди. 9) Труд – вот истинный оплот мастерства. 10) Новая улица двухквартирных коттеджей появилась в селе Красное. Такие же улицы по типовому проекту построены м в других селах района. 11) Поле деятельности налоговых инспекторов за два года значительно расширилось и укрепилось. 12) Неотвратимо надвигаются радостные события. 13) Команда уже второй раз выигрывает первое место. 14) Путешествие доставило нам много интересных минут и неповторимых впечатлений. 15) Рекорды продолжаются.

 

Задание 8. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости, контаминации близких по значению словосочетаний, использования слова без учёта его семантики, исправьте ошибки.

1) Автор хрестоматии не составил ещё аннотации. 2) В журнале я прочёл большую дискуссию о роли отца в воспитании детей. 3) Большое внимание будет оказано благоустройству города. 4) Этому вопросу мы придаём первоочередное внимание. 5) Подавляюще число присутствующих разобрались в этой теме. 6) Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. 7) Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. 8) Там, где в недалёком прошлом были пустыри, свалки, поднялись целые кварталы жилых новостроек. 9) Завтра здесь примут старт сотни спортсменов из многих стран мира. 10) То, что выставка «Маяковский в Париже» была в столице Франции почтена таким вниманием, таким обилием посетителей, таким интересом со стороны французов к поэту, – это не совсем обычно. 11) За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения. 12) Главное условие успешной работы любой постоянной комиссии – действовать в тесном контакте с теми организациями, деятельность которых подведомственна её контролю и помощи. 13) После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки состоялся. 14) Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 15) С заданием мы справились уверенно. 16) Спонсоры вручили школе библиотеку, компьютеры.

 

Задание 9. Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а также ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.

1) Нынешний сложный этап социально-экономического развития области характеризуется обострением комплекса взаимосвязанных проблем жизнеобеспечения, сформировавшихся за многие годы. 2) В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда. 3) Примета времени – бурный темп развития холдингов. 4) Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний. 5) Это важный шаг, и его надо пройти. 6) Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 7) Предполагаемый рост цен составил более 4 раз. 8) Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 9) Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 10) Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе. 11) Большая половина игры проходила у ворот команды «Зенит». 12) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодёжи. 13) Данный текст вызывает у меня чувство некоторого восторга. 14) При взрыве Коле случайно оторвало ногу. 15) Автор в этом отрывке поднимает вопрос о проблеме… 15) Каждым своим словом, каждой запятой писатель разворачивает перед нами панораму тех событий. 16) Проблема возникла не на пустом месте. Начинается она с момента текста… 17) Автор выступает от имени человека, который хочет передать своему читателю мысль текста. 18) Каждый считал своим долгом защитить Отечество от лап врага.

 

Задание 10. Прокомментируйте приёмы использования и переработки фразеологических оборотов. В скобках даны исходные формы устойчивых сочетаний слов.

1) «Жизнь и кошелёк» (жизнь или кошелек) – о финансовых проблемах;

2) «Экономика должна быть» (экономика должна быть экономной);

3) «Болевая точка» (боевая точка) – полоса, посвящённая проблемам российской армии;

4) «Новейшая история» – об актуальных проблемах современности;

5) «Четвёртая власть» – о проблемах современных СМИ;

6) «Околокультурный слой» – материал о жизни звёзд российского кино;

7) «Роль истории в личности» (роль личности в истории) – интервью с выдающимися политическими деятелями;

8) «Эфирное бремя» (эфирное время) – проблемы сегодняшнего телевидения;

9) «Есть такая профессия – наводить мосты» (есть такая профессия – Родину защищать) – о работе одной рекламной компании;

10) «Укрощение строптивого» («Укрощение строптивой» – пьеса Шекспира) – о новых методах лечения гепатита.

 

Семинарское занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: