Тема 3.9. Стилистический синтаксис

Вопросы для рассмотрения:

1. Порядок слов в простом предложении.

2. Согласование подлежащего и сказуемого.

3. Некоторые случаи управления.

4. Построение текстов.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Какие возможности дает прямой порядок слов в предложениии?

2. Какой порядок слов является прямым? Приведите примеры.

3. Что представляет собой логическое ударение?

4. Что Вам известно о согласовании подлежащего и сказуемого?

5. Какие глаголы являются переходными? В каких случаях употребление родительного падежа желательно?

6. В каких случаях желательно употребление винительного падежа?

7. Что представляет собой текст?

8. Что необходимо для определения структуры текста?

9. Назовите и охарактеризуйте уровни понимания текста.

10.Назовите и охарактеризуйте композиционные части текста.

Литература

1. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /

Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 384 с.

2. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: пособ. по русскому языку: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Л. А. Вербицкая. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 238 с.

3. Голуб И. Б. Русский язык и практическая стилистика: справочник /

И. Б. Голуб. – М.: Юрайт, 2012.

4. Плещенко Т. П. Основы стилистики и культуры речи: учеб. пособ. для студентов вузов / Т. П. Плещенко / Под общ. ред. П. П. Шубы. – М.: ТетраСистемс, 1999. – 239 с.

Практические задания

Задание 1. Найдите слова-усилители.

Дружные супруги даже из океана воду вычерпают. В трудном, очень трудном положении оказались нынче жителя Заполярья. Только его отец соблюдал спокойствие. Как раз здесь начиналось минное поле. В кратере экспедиция нашла именно этот минерал. Давно ли братья уехали? От него отвернулись и друзья. Инструктор был со всеми сегодня чрезвычайно любезен. Одна-единственная спичка оставалась у нас. Я должна уехать сегодня же! Вот теперь-то мы повоюем. Так и замерло сердце у Никиты. Остановимся в заключении лишь на нескольких трудных вопросах. Следствием установлено, что на ферме оставался только сторож.

 

Задание 2.   Поставьте слово-усилитель в нужном месте.

Из окна видны редкие и безлистые еще липы. Ведь многие предприятия мечтают еще только о валютной выручке. Годовой план диспансеризации уже должен быть завершен в октябре. Если в прошлом году на нашем курсе было семь неуспевающих, то сейчас их только у нас два. Этому родители учили еще его с детства. Как раз надо говорить на языке, который учишь: устная речь – основа знания. После этого неприятного случая с векселями родные даже от него отвернулись.

Задание 3. Отредактируйте предложения, поставив слово, на которое падает логическое ударение, в нужную позицию.

Когда Николай Петрович уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале. Брату я подарил альбом для марок, а сестре – книгу. Досадно становится, как посмотришь на поле: земля кое-как вспахана. Например, медсестра всыпает яд в стакан с водой и дает его больному, полагая, что дает лекарство, в результате чего больной умирает – в данном случае отсутствует состав умышленного убийства, так как медсестра не осознавала, что дает яд больному. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю. В поэзии чаще используется эмоциональная лексика, чем в прозе. Совершенное выражение духовного мира человека есть вместе с тем самопознание и требует творчества от человека. В опытной группе психологи давали детям читать стихи, а в контрольной – нет. Работа над стилистическими ошибками приносит хорошие результаты только тогда, когда систематически проводится со студентами, а не от случая к случаю. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня. Эту несчастную улицу всегда ремонтируют, вот и получается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя. В результате обыска в доме у гр. Шатова В.Н. в дровах были найдены деньги, а у гр. Качалова Д.А. – в сарае. Поле пересекали окопы, пригорок и опушку леса. Дружба не означает всепрощения: трусость другу нельзя простить. Я думал, что Женя – это мальчик, но ошибся: девочку звали Женей.

Задание 4. Объясните употребление падежных форм дополнений в следующих нормативных конструкциях:

не знает ни времени, ни места; не стану говорить ложь; нельзя не признать его заслугу; не слышно шума городского; не имеет своего угла; если песню запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь; не находим ситуацию безвыходной; я так давно не видел маму; не дописав последней главы; почему вы не принимаете участия в споре; не упускает малейшей возможности; никому не доверял своей тайны; сегодня не успею купить хлеб; сегодня не купила хлеба; не думал плохого; не получив ответа; не решалась сообщить правду; разве ты не считаешь книгу скучной; погоду такую я не переношу; едва не ударил нахала; не проверял еще ваш отчет; тетку не расспрашивали; вероятно, не получите подтверждения; не дает покоя; не делает секрета; не обнаруживать желания; не нахожу девушку красивой; чуть не пропустила встречу; сводку не слышали; не имеет ни малейшего представления; не хочу навязывать свое мнение; не могу не сказать несколько слов; еще не читал журнал; не узнавала свою дочь; не разжимая губ; никто еще не видел этого кольца; пятнадцать копеек не заработает.

Задание 5. Вычлените в данном тексте средства связи его частей. Подберите примеры предложений с прямым и обратным порядком слов.

Текст 1

Пока славяне в 860 году осаждали Царьград, Константин на Олимпе Малой Азии, в тишине монашьей кельи, делал для них ловушку – вычерчивал первые письмена славянской азбуки. Сначала он придумал округлые буквы, но язык славян был столь дик, что чернила не удерживали его. Тогда он попробовал составить азбуку из решетчатых букв и заточить в них этот непокорный язык, как птицу.

Ф. Шлейермахер (1768–1834) – немецкий протестантский теолог и фило-

соф, переводчик Платона.

Даубманнус приводит такой рассказ о возникновении славянской азбуки. Язык варваров никак не хотел поддаваться укрощению. Как-то быстрой трехнедельной осенью братья сидели в келье и тщетно пытались написать письмена, которые позже получат название кириллицы. Работа не клеилась. Из кельи была прекрасно видна середина октября, и в ней тишина длиной в час ходьбы и шириной в два. Тут Мефодий обратил внимание брата на четыре глиняных кувшина, которые стояли на окне их кельи, но не внутри, а снаружи, по ту сторону решетки. «Если бы дверь была на засове, как бы ты добрался до этих кувшинов?» – спросил он. Константин разбил один кувшин, черепок за черепком перенес сквозь решетку в келью и собрал по кусочкам, склеив его собственной слюной и глиной с пола под своими ногами. То же самое они сделала и со славянским языком – разбили его на куски, перенесли их через решетку кириллицы в свои уста и склеили осколки собственной слюной и греческой глиной под своими ногами...

Шел к концу 863 год. Константин был теперь сверстником Филона Александрийского, философа, умершего в тридцать семь лет, сколько было сейчас и ему самому. Он закончил славянскую азбуку и вместе с братом отправился в Моравию, к славянам, которых знал еще по своему родному городу.

Он переводил церковные книги с греческого на славянский, а вокруг него собиралась толпа. Глаза они носили на том месте, где когда-то росли рога, и это еще было заметно, подпоясывались змеями, спали головой на юг, выпавшие зубы забрасывали на другую сторону дома, через крышу. Ноги они мыли, не разуваясь, а в «Отче наш» вставляли через каждое слово свои варварские мужские и женские имена, так что молитва разрасталась, как тесто на дрожжах, при этом одновременно исчезая, так что каждые три дня ее нужно было пропалывать, потому что иначе она была не видна и не слышна из-за тех диких слов, которые ее проглатывали. Их с непреодолимой силой притягивал запах падали, мысли их были быстры, и пели они прекрасно, так что он плакал, слушая их и глядя на свою третью, славянскую морщину, которая наискось сползала по его лбу наподобие капли дождя...

                                                      Милорад Павич «Хазарский словарь».

          Раздел 4. Культура устной и письменной речи

Семинарское  занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: