Попытка итогового определения науки

Соотнося полученный содержательный результат с теорией родовидового определения понятий, видим ряд следующих возможностей и проблем. Наверное, можно было бы избавиться от темы родовой неопределенности науки путем некой обязательности использовать слова «наука» только в смысле научного знания, во всех других случаях рекомендовать использовать такие словосочетания, как научная деятельность, научный социальный институт, наукосфера (наука как сфера общественной жизни). Но, очевидно, что за современной многозначностью науки стоят объективные причины – в таких случаях запреты не работают. Кроме того, вполне можно найти определенную осмысленность подобного положения дел: представление о науке как наукосфере выглядит очень актуальным в плане отражения реальной мощи, значимости науки для современной общественной жизни.

Множественностью смыслов (родов) науки на формальном уровне вступает в противоречие с теорией родовидового определения понятий. Но проведенный нами анализ показал, что все четыре рода для определения науки находятся друг с другом в отношении взаимодополнительности. Любое современное определение науки, как знания в последующем более точном, развернутом, окончательном определении подключает к анализу все, что есть существенного в определениях науки как деятельности, социального института, сферы общественной жизни, то же самое наблюдается и в ходе определения последних (пользуясь аналогиями из гештальтпсихологии, можно сказать, что эти четыре рода попеременно и всегда выступают в роли фигуры или фона). Образным пояснением специфики основных родов науки можно взять экономические действия по родственному поглощению, стремлению поглотить работающего в той же нише хозяйствующего субъекта, с тем дополнением, что в случае с наукой это поглощение не может завершиться. Отсюда вытекает идея того, что в случае с многородовым определением науки речь идет о некой новой форме определения понятий, «теории родственного/семейного поглощения», которая не должна восприниматься как что-то противоречащее, а как – дополняющее родовидовой подход к определению понятий. «Теория семейного поглощения» могла бы быть таким же (только положительным) современным дополнением родовидового определения понятий, каковым на сегодняшний день, фактически, является «теории семейного сходства» Л. Витгенштейна. Добавим также, что «теория семейного поглощения» вполне созвучна современным постнеклассическим временам.

В итоге, можно попытаться попробовать дать следующие исходное определение науки. Наука – это знание, претендующее быть самым совершенным знанием человечества (основные критерии научности знания: объективный, логико-системно-теоретический, эмпирический, внеэмпирический и экстралогический, критико-фальсификационный, практический, историко-футурологический); современная значимость науки ведет к интенсивным ее исследованиям, как в области научного знания, так и применительно к фундаментальным его аспектам: научной деятельности (обеспечивающей получение научного знания), научного социального института (отражающего непосредственные условия, средства получения и сохранения научного знания), научной сферы общественной жизни (отражающей совокупность всего научного в его отношениях с природой, обществом, культурой, человеком); интенсивность исследований в области науки ведет к возникновению понятий «наука как деятельность», «наука как социальный институт», «наука как сфера общественной жизни»; можно высказать определенное сомнение в подобной понятийной новации, но обязательно нужно отметить, что только таким путем можно попытаться отразить науку как целостный феномен, и, подчеркнем это, применительно к представлению о науке как наукосфере это позволяет еще раз акцентировать главное – сегодня наука/наукосфера не только играет важнейшую роль в жизни людей, но уже прямо несет ответственность за дальнейшее бытие/небытие человечества и природы; последнее фиксирует аксиологический горизонт для всего, связанного с наукой: наука обязана способствовать положительному развитию человечества, воодушевляющее ученых всех стран и времен служение истине, стремление получить самое совершенное знание человечества должно прямо и очевидно связывать свою деятельность со служением делу добра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: