Контрольные вопросы и задания

1. Какие права принято называть основными?

2. Как соотносятся понятия права и свободы?

3. Изобразите схематически классификацию прав и свобод человека.

4. Охарактеризуйте три группы основных прав и свобод человека.

5. Какие международные документы лежат в основе этой классификации?

6. Охарактеризуйте классификацию прав и свобод человека по поколениям прав и свобод.

7. Назовите основные обязанности человека и гражданина в РФ.

8. Охарактеризуйте роль Уполномоченного по правам человека в РФ.

9. Назовите три группы основных гарантий прав и свобод человека в РФ.

10. Какие личные права в сфере правосудия закреплены Конституцией РФ?

11. Насколько абсолютна неотчуждаемость прав и свобод человека?

Библиографический список

Основной

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — Москва: Норма, 2009. — 800 с. — Гл. 10–16.

2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2008. — Гл. 8–13.

 

Дополнительный

 

1. Конституционное право России: учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва: Норма, 2008. — 543 с.

2. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — Москва: Юрлитинформ, 2015. — 552 с.

 

 

Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства

Тема 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства

Учебные цели: усвоение конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации, статуса Российской Федерации и ее субъектов.

 

План

9.1. Понятие и формы государственного устройства.

9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства.

9.1. Понятие и формы государственного устройства

Государственное устройство — это структура государства, определяющая наличие или отсутствие в его составе других государств или государственных образований, статус этих образований и государства в целом, разграничение между ними предметов ведения, основы их взаимоотношений.

Различают три основные формы государственного устройства:

унитарное государство — это единое государство, основанное на концентрации властных полномочий в центре, на единой конституции и едином законодательстве;

федеративное государство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность. Этот союз основан на разграничении властных полномочий, когда каждый субъект федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. Обычно федерации образуются путем объединения двух или нескольких государств (договорный характер) либо путем признания отдельных национально-государственных образований и административно-территориальных единиц субъектами федерации (конституционно-правовой характер);

конфедерация — объединение нескольких суверенных государств, имеющих собственные органы государственной власти, но при этом создаются специальные общие органы для координации действий в решении некоторых общих задач — военных, экономических, внешнеполитических и т. п. Это объединение имеет, скорее, международно-правовой характер.

Субъекты федеративного государства формально являются унитарными государствами с ограниченным суверенитетом, но фактически все субъекты РФ, в том числе и республики, никаким суверенитетом не обладают.

9.2. Статус Российской Федерации
как суверенного федеративного государства

Россия, многие столетия бывшая единым централизованным государством, после падения монархического режима и победы Великой Октябрьской социалистической революции, в январе 1918 г., на III Всероссийском съезде Советов в принятой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была провозглашена как Федерация советских национальных республик. Таким образом, субъектами Федерации были только национальные республики. После создания СССР в 1922 г. Российская республика, являясь одним из равноправных субъектов Союза, оставалась формально федеративным государственным образованием асимметричного типа. Наряду с различными автономными образованиями, являвшимися субъектами Федерации, в ней было значительное число областей и краев, не являвшихся субъектами Федерации.

Новый этап федеративного развития России формально наступил в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете, а практически — в 1991 г. после распада СССР. Важную роль при этом сыграл Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подписанный 31 марта 1992 г.

Федеративный договор 1992 г. назвал субъектами Федерации наряду с национальными образованиями все области, края и автономные образования, а также еще два города федерального значения. Все они получили общее наименование — субъекты Российской Федерации. Окончательно вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации был решен при принятии новой Конституции Российской Федерации в 1993 г. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. на момент ее принятия в состав Российской Федерации входили 89 равноправных субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Конституцией предусматривается возможность принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе новых субъектов Федерации. Выход отдельных субъектов из Федерации не предусмотрен.

С 2003 г. начался процесс создания новых субъектов Федерации путем объединения уже существующих субъектов. А в марте 2014 г. в состав Российской Федерации была принята Республика Крым, и на этой основе были образованы два новых субъекта РФ – Республика Крым и ГФЗ Севастополь.

В результате по состоянию на 1 декабря 2017 г. в состав Российской Федерации входят 22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа. Всего насчитывается 85 субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Это — государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Федеративным договором.

Важнейшей характеристикой конституционно-правового статусаРоссийской Федерации является её суверенность. Суверенитет государственный означает верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитической сфере. Наряду с суверенитетом государственным многие учёные разрабатывают положения о суверенитете национальном, суверенитете народном, суверенитете личности, о наднациональных органах власти и др. Это, по мнению другой части учёных, размывает и подрывает суверенитет государственный.

Признанным основоположником учения о суверенитете является древнегреческий философ Аристотель. В период новой истории основателем науки о политике из-за разработанной им теории государственного суверенитета является французский учёный Жан Боден. Большой вклад в дальнейшее развитие теории государственного суверенитета внесли Жан Жак Руссо, Ш. Монтескье, Н Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, а также Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Значительный вклад внесли также российские учёные Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин, современные исследователи — Р.Г. Абдулатипов, О.Е. Кутафин, Ю.И. Скуратов, Б.А. Страшун, М.В. Баглай и др.

М.В. Баглай разрабатывал теорию «остаточного суверенитета»[7], сущность которой заключается в том, что государственный суверенитет принадлежит Российской Федерации, а её субъекты обладают «остаточным суверенитетом». Это положение обосновывается тем, что ст. 73 Конституции РФ предоставляет субъектам РФ «всю полноту государственной власти» за вычетом предметов ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения.Однакопосле принятия Конституции РФ Конституционный Суд неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что республики в составе РФ, несмотря на то, что они названы государствами, не обладают государственным суверенитетом, на который некоторые из них претендовали[8]. После этого М.В. Баглай изменил свою позицию и считает, что субъекты РФ обладают только самостоятельностью в пределах своих полномочий, а не суверенитетом. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статусРоссийской Федерации предполагает также:

¾ наличие федеральной Конституции, имеющей верховенство на всей территории РФ, и собственного законодательства;

¾ территориальную целостность Российской Федерации;

¾ единое федеральное гражданство;

¾ общие для всей Федерации высшие органы государственной власти;

¾ единую федеральную систему права;

¾ федеральную собственность;

¾ единую денежную, налоговую и таможенную систему Российской Федерации;

¾ единые вооруженные силы Российской Федерации;

¾ единый государственный язык на всей территории Российской Федерации — русский язык;

¾ право международных и внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (абсолютная правоспособность);

¾ государственные символы — государственные флаг, герб, гимн, столица, государственные награды.

Важной характеристикой статуса федеративного государства является круг предметов ведения, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

А. В сфере государственного строительства: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и контроль за их исполнением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; гражданство Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов власти и их формирование; судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; основы федеральной политики в области государственного и национального развития; государственные награды и звания; государственная служба.

Б. В экономической сфере: управление федеральной государственной собственностью, основы федеральной политики экономического, социального, культурного развития Российской Федерации; правовые основы единого рынка, финансы, денежная эмиссия, ценовая политика, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; метеослужба, стандарты, эталоны, геодезия и картография, статистика и бухгалтерский учет.

В. В сфере международных отношений и защиты суверенитета: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность, оборонное производство, продажа и покупка оружия, ядов, наркотиков; защита государственной границы Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

А. В сфере государственного строительства: обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; общие вопросы воспитания, образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и др.; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Б. В экономической сфере: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и др.; борьба с катастрофами, стихийными бедствиями; общие принципы налогообложения.

В. В сфере международных отношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; выполнение международных договоров Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им часть своих полномочий и наоборот.

Таким образом, Россия как конституционная федерация обладает полной суверенностью на всей своей территории. В её состав на современном этапе входят 85 субъектов РФ. Взаимоотношения между РФ и её субъектами регулируются Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.) и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (1992 г.), основные положения которых отражены в Конституции Российской Федерации

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: