1. Назовите основные формы государственного устройства.
2. Дайте определение федеративного государства.
3. Чем отличается договорная федерация от конституционной?
4. Какие принципы федеративного устройства заложены в Конституции РФ?
5. Какое принципиальное отличие по субъектному составу РФ появилось в 1992 г.?
6. Какие процессы привели к сокращению количества субъектов РФ после 2003 г.?
7. В чем сущность принципа совместного ведения?
8. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Российской Федерации.
9. Сравните содержание ст. 71, 72, 73 Конституции РФ о предметах ведения.
10. Определите приоритетность законов и других нормативных актов, принимаемых по различным предметам ведения.
Тема 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
Учебные цели: усвоение понятия административно-территориального устройства и основных административно-территориальных единиц.
План
10.1. Статус субъектов Российской Федерации
10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства.
|
|
10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика.
10.1. Статус субъектов Российской Федерации
В отличие от большинства федеративных государств, в состав Российской Федерации входят различные субъекты, формально равноправные, но фактически имеющие не только различные наименования, но и неодинаковый статус. Он определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, уставами субъектов, Федеративным договором, а также договорами о разграничении полномочий и предметов ведения, которые заключались в 90-е годы между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (всего около 40 договоров). В настоящее время из них остался один договор с Татарстаном. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
Характеристикастатуса республики в составе Российской Федерации:
1) республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории в рамках своих полномочий (хотя и не обладает государственным суверенитетом);
2) республика обладает:
¾ территорией, определяемой ее государственной границей. Граница может быть внутренняя и внешняя, граница между субъектами Российской Федерации может быть изменена с их взаимного согласия и согласия Совета Федерации Российской Федерации;
¾ конституционно-правовой системой;
¾ государственной собственностью;
|
|
¾ своим государственным языком (наряду с русским);
¾ международной правосубъектностью (ограниченной);
¾ государственными символами — гербом, флагом, гимном, столицей;
¾ предметами совместного ведения с Российской Федерацией и предметами исключительного ведения республики.
Статусдругих субъектов Российской Федерации имеет свои особенности:
¾ область, край, город федерального значения, автономная область и автономный округ являются государственными образованиями с административными границами, а не государствами;
¾ они имеют устав, а не конституцию;
¾ имеют административный центр, а не столицу;
¾ не имеют второго государственного языка.
Вне пределов ведения Российской Федерации (исключительного и совместного) субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.
Предметыисключительного ведения субъектов Российской Федерацииопределяются самими субъектами Российской Федерации самостоятельно при разработке своих конституций и уставов с учетом требований Конституции Российской Федерации.
Как правило, к предметам исключительного ведения относятся: принятие конституций, уставов, законов, внесение в них изменений, контроль за их исполнением; установление системы органов власти субъектов Российской Федерации и их формирование; принятие второго государственного языка (только в республиках); распоряжение государственной собственностью субъекта Российской Федерации; разработка и реализация социально-экономических и иных программ; административно-территориальное устройство; организация и обеспечение деятельности органов местного самоуправления; международная правосубъектность (ограниченная); установление государственной символики, наград, почетных званий и др.
Характеризуя конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов, необходимо обратить особое внимание на приоритетность законов и других нормативных актов, принимаемых по различным предметам ведения.
По предметам ведения Российской Федерацией принимаются только федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации по этим вопросам не имеют права принимать свои законы.
По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними не противоречащие им нормативные акты субъектов Российской Федерации.
По предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации издаются только законы субъектов, имеющие приоритет в этой сфере над федеральными законами, которые в соответствии с принципом разграничения вообще не должны приниматься по этим вопросам.
10.2. Понятие и принципы
административно-территориального
устройства
Административно-территориальное устройство — это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами.
Главная задача административно-территориального устройства — обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские — обеспечение общественного правопорядка на данной территории.
В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.
|
|
В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных её областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.
Важнейшим принципомадминистративно-территориального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.
В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории.
Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации.
Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.
Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Федерации.
|
|
10.3. Виды административно-территориальных
единиц, их характеристика
Многие авторы считают, что административно-территориальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации на 85 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны.
Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области — это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.
Административно-территориальная единица — это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.
В большинстве субъектов Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.
Базовыйуровень представляет собой деление территории субъектов Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.
Первичный уровень — это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения — на городские районы.
Существуют следующие административно-территориальные единицы:
— Республика, край, область, автономная область — это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.
¾ Города федерального значения (ГФЗ) — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург — бывшая столица России и второй по величине город в стране. Севастополь получил этот статус по наследству, поскольку имел аналогичный статус в то время, когда был в составе Украины.
¾ Автономные округа — это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельной административно-территориальной единицей. В 2005 – 2008 годах произошло объединение отдельных автономных округов (всего – 6) с прилегающими к ним краями и областями, были образованы новые субъекты РФ, в состав которых вошли бывшие автономные округа уже с новым статусом, как административно-территориальные единицы нового субъекта РФ.
¾ Район (муниципальный район) — основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции. Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района. После объединения отдельных субъектов РФ, некоторые автономные округа, присоединенные к краям и областям, получили в них новый статус — автономные муниципальные районы.
Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.
¾ Города республиканского, областного, краевого значения — это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статус городского округа, приравненного к статусу муниципального района. ВНовосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово.Особый статус наукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.
¾ Города районного значения — промышленные и культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.
К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:
— рабочий поселок — населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;
— курортный поселок — населенный пункт в курортной зоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;
— дачный поселок — населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.
Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием.
Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они — на муниципальные районы (первичный уровень).
С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.
Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.
Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, вних могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.
В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Позже из Северо-Кавказского округа был выделен Южный федеральный округ, а после вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым был создан Крымский федеральный округ, однако в 2016 г. он вошёл в состав Южного федерального округа, в результате стало восемь федеральных округов. В них были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, оказывают определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-территориальными единицами страны, в первую очередь, перед республиками, областями, краями и другими субъектами РФ.
Таким образом, в России образованы субъекты Федерации, обладающие вне пределов ведения Российской Федерации (исключительного и совместного) всей полнотой государственной власти на своей территории. Субъекты Федерации делятся на административно-территориальные единицы базового и первичного уровней. В административно-территориальных единицах создаются органы местного самоуправления.