Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия государственный орган.

2. Чем обусловлено многообразие государственных органов?

3. Какие принципы лежат в основе формирования системы государственных органов?

4. Какой признак является непременным атрибутом каждого органа государственной власти?

5. Каково соотношение понятий государственный орган и орган государственной власти?

6. Какие органы выделяются по функциональному признаку?

7. Чем обусловлен различный уровень органов государственной власти?

8. Какие органы, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляют государственную власть в РФ?

9. В чем отличие законодательных органов от исполнительных с точки зрения их организации?

10. Назовите государственные органы с особым статусом?

 

Библиографический список

Основной

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — Москва: Норма, 2009. — Гл. 17–20.

2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2008. — Гл. 14–16.

 

Дополнительный

 

1. Конституционное право России: учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва: Норма, 2008. — 543 с.

2. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — Москва: Юрлитинформ, 2015. — 552 с.

 

 

Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)

Тема 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации

Учебные цели: уяснение содержания понятий избирательного права, избирательной системы, избирательного процесса.

План

11.1. Понятия выборов и избирательного права.

11.2. Виды избирательных систем.

11.3. Избирательный процесс и его стадии.

12.1. Понятия выборов и избирательного права

 
Выборы — это главная форма участия народных масс в осуществлении государственной власти, выражающаяся в избрании представителей народа в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избирательное право как институт права — это совокупность конституционных и других юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными органами власти.

Избирательное право как субъективное право гражданина, гарантированное Конституцией, бывает активным — право избирать и пассивным — право быть избранным. Пассивное право предусматривает активные начала: кандидат должен дать согласие баллотироваться, вести агитационную работу и т. д.

 
Избирательная система — это установленный порядок организации и проведения выборов в представительные органы власти, закрепленный юридическими нормами, а также практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Основные принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации: свободные выборы, в которых участвуют граждане Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Свободные выборы основываются на добровольном участии граждан в выборах и ответственности должностных лиц, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей.

Всеобщность избирательного права обеспечивается тем, что его имеют все дееспособные и свободные граждане Российской Федерации, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста, включая граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает равенство всех граждан перед законом, включение каждого избирателя только в один список избирателей, равную численность населения по избирательным округам.

Прямое избирательное право предусматривает избрание своих представителей в орган власти непосредственно избирателями.

Тайное голосование исключает контроль за волеизъявлением избирателей.

 
Кроме того, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, ред. от 06.04.2015, "Российская газета" от 15.06.2002, закрепляется еще ряд принципов:

¾ обязательность проведения выборов;

¾ территориальный принцип, который предусматривает организацию выборов по избирательным округам, образованным в соответствии с административно-терри­ториальным делением;

¾ альтернативность, предусматривающая обязательное участие в выборах нескольких кандидатов на каждый мандат;

¾ участие общественности в организации и проведении выборов;

¾ невмешательство в деятельность избирательных комиссий;

¾ финансирование деятельности избирательных комиссий из государственного бюджета и бюджетов муниципальных образований;

¾ гласность;

¾ гарантии прав избирателей и кандидатов.

12.2. Виды избирательных систем

Избирательные системы, существующие в различных странах мира, можно условно разделить на три основных вида: мажоритарные (от фр. majorite — большинство); пропорциональные; смешанные.

При мажоритарной системе страна, субъект федерации или муниципальное образование делится на ряд одномандатных избирательных округов, избиратели голосуют за конкретных кандидатов, избранным считается кандидат, получивший большинство голосов. Возможно также создание многомандатных избирательных округов, при этом избиратели также голосуют за конкретных кандидатов. Различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства

 
Главным недостатком мажоритарных систем является то, что не учитывается мнение значительного числа избирателей. Этот недостаток может быть преодолен при использовании пропорциональной избирательной системы, при которой выборы проводятся по единому избирательному округу. Избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями. Места в парламенте распределяются между ними пропорционально числу полученных голосов. При этом учитывается мнение абсолютного большинства избирателей, что свидетельствует о демократичности этой системы. Часто вводится избирательный барьер для малочисленных партий. На выборах в Государственную Думу до 2011 г. избирательный барьер был на уровне 7%, а в новом законе о выборах депутатов Государственной Думы установлен избирательный барьер на уровне 5%.

При с мешанной избирательнойсистеме часть депутатов представительного органа избирается по мажоритарной системе, а другая часть — по пропорциональной.

Иногда на выборах устанавливается избирательный кворум — для признания выборов состоявшимися необходимо, чтобы число избирателей, принявших участие в выборах, превысило установленный уровень, как правило, 20–50 % от числа зарегистрированных избирателей. В настоящее время в Российской Федерации избирательный кворум не применяется, и выборы считаются состоявшимися независимо от числа участвующих в голосовании избирателей.

В Российской Федерации используются различные виды избирательных систем. На выборах депутатов Государственной Думы в 2016 году была применена смешанная избирательная система. На выборах депутатов законодательных органов в субъектах Российской Федерации также применяется смешанная система. На выборах Президента Российской Федерации применяется мажоритарная система абсолютного большинства. По мажоритарной системе абсолютного большинства избираются также высшие должностные лица субъектов Федерации, а главы муниципальных образований могут избираться как по мажоритарной системе абсолютного большинства, так и по мажоритарной системе относительного большинства. Право выбора избирательной системы предоставлено муниципальным образованиям. По мажоритарной системе относительного большинства или по смешанной системе могут избираться депутаты представительных органов муниципальных образований.

 
12.3. Избирательный процесс и его стадии

Избирательный процесс — это совокупность последовательных мероприятий, обеспечивающих установленный законом порядок проведения выборов. При проведении различных выборов можно выделить несколько стадий:

 
Создание нормативной базы — принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих проведение выборов.

Формирование избирательных комиссий. Выборы организуют избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов власти, и их решения обязательны для органов исполнительной власти, кандидатов, избирательных объединений, избирателей.

Формирование Центральной избирательной комиссии (ЦИК), которая работает на постоянной основе, срок ее полномочий — пять лет. В ее состав Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой назначаются по пять членов. Председатель, заместитель председателя и секретарь ЦИК избираются членами комиссии тайным голосованием.

Назначение срока выборов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и иными нормативными актами.

Образование избирательных округов. Оно происходит при проведении выборов по мажоритарной системе. При проведении выборов по мажоритарной системе в каждом одномандатном избирательном округе формируются окружные избирательные комиссии. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. При пропорциональной избирательной системе роль окружной избирательной комиссии в едином федеральном избирательном округе исполняет ЦИК.

Составление списков избирателей, которое осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями на основе сведений государственной системы регистрации избирателей. Уточнение списков проводят участковые комиссии.

Выдвижение кандидатов в депутаты при мажоритарной системе осуществляется путем самовыдвижения гражданами Российской Федерации, обладающими пассивным избирательным правом, и избирательными объединениями, зарегистрированными в Министерстве юстиции России.

Избирательными объединениями признаются политические партии. Они могут выдвигать кандидатов наряду с самовыдвижением в каждом из одномандатных округов на выборах всех уровней, а также федеральный список кандидатов по общефедеральному округу и списки кандидатов в единых округах субъектов Федерации.

Выдвижение федерального списка кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий (не более 50 %). Политическая партия не вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы. Это дискуссионный вопрос, федеральный закон то увеличивает количество необходимых подписей, то отменяет сбор подписей.

Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов.

Если политическая партия отозвала свой список без вынуждающих к тому обстоятельств, расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, взыскиваются с соответствующей политической партии.

Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

Предвыборная агитация проводится через средства массовой информации, путем массовых мероприятий, выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов. СМИ (государственные, муниципальные, негосударственные, учрежденные не менее чем за год до выборов и учрежденные избирательными объединениями) предоставляют свои услуги за плату, за счет избирательных фондов участников выборов. Государственные и муниципальные СМИ могут предоставлять бесплатные услуги на равных условиях всем кандидатам. Все граждане Российской Федерации и их объединения также вправе вести агитацию за и против любого кандидата в депутаты.

Запрещается: участие в предвыборной агитации органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, военнослужащих, находящихся при исполнении служебных обязанностей, членов избирательных комиссий, благотворительных и религиозных организаций, иностранных граждан; распространение анонимных материалов; агитация в помещении избирательных комиссий и участков. Прекращается агитация за день до выборов. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности.

Голосование проводится с 8 до 20 часов в назначенный день выборов в помещении, предоставленном главой муниципального образования. Избиратели предъявляют паспорта или удостоверения личности. Возможно также голосование вне избирательного участка по уважительным причинам. До 2017 г. было возможно досрочное голосование по открепительным удостоверениям. В настоящее время открепительные удостоверения и досрочное голосование запрещены. Каждый избиратель имеет право голосовать там, где он находится в день выборов, об этом необходимо заявить в соответствующую избирательную комиссию за пять дней до дня выборов. В 2006 году в избирательных бюллетенях была исключена строка «против всех», а с 1 января 2015 г. эта строка снова возвращена в бюллетень — пока на выборах в органы местного самоуправления.

Определение результатов голосования. Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится участковыми комиссиями в помещении для голосования. При этом вправе присутствовать кандидаты, их доверенные лица, представители избирательных объединений, а также представители общественных палат. Результаты подсчета обобщаются территориальными, окружными комиссиями, а затем Центральной избирательной комиссией.

При мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах победившим признается кандидат, набравший наибольшее число голосов — больше, чем любой другой кандидат. При мажоритарной системе абсолютного большинства победившим признается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При отсутствии победителя проводится второй тур голосования, в этом случае победителем признается кандидат получивший наибольшее число голосов.

При пропорциональной системе в федеральном округе мандаты распределяются пропорционально полученным голосам между федеральными списками, получившими более 5 % голосов, при условии, что таких списков было не менее двух и за них подано более 50 % голосов. В противном случае к распределению допускаются списки, получившие менее 5 % голосов, до того, как общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 50 %, а число списков, допущенных к распределению мандатов, не достигнет двух.

Публикация результатов выборов по отдельным избирательным округам проводится не позднее чем через две недели со дня голосования. Официальное опубликование общих результатов выборов осуществляет ЦИК в течение трех недель со дня голосования.

Регистрация избранных депутатов. Зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственной Думы. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, не выполнит это требование, его депутатский мандат считается вакантным и передается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации другому зарегистрированному кандидату из того же федерального списка.

По федеральному избирательному округу выборы признаются несостоявшимися, если ни один список не получил пяти или более процентов голосов избирателей; если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Кроме того, закон предусматривает возможность признания соответствующей избирательной комиссией выборов недействительными: в случае, если допущенные нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также по решению суда. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Возможно оспаривание результатов выборов в суде, и в случае нарушения избирательных прав значительного числа граждан либо особого общественного значения нарушения суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования.

Таким образом, проведение выборов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который носит характер рамочного закона, и ему не должны противоречить иные федеральными законы и законы субъектов РФ при проведении выборов конкретных органов власти или должностных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: