Причины возникновения экспрессионизма

• климат эпохи начала столетия, предчувствия катаклизмов - революций и мировых войн, небывалый взрыв научных открытий, перевернувший традиционные взгляды на мир;

• эстетико-философская база: Шпенглер («Закат Европы»), А.Шопенгауэр (склонность к мистике, концепция самовыражения личности в состоянии сомнамбулизма, тезис «воля к смерти»), З.Фрейд (теория психоанализа с ее культом подсознания, взглядом на искусство как на «акт самовыражения первичных инстинктов»).

Содержание концепций литературного, живописного и музыкального экспрессионизма: мотивы одиночества, отчаяния, страха смерти. Галлюцинации, балансирование между реальным и нереальным, неустойчивость психики, психические аномалии. Экзальтация, экстатический транс, истерия, вялость, апатия, слезы, крики. Кровавые ассоциации («Луна, обагренная кровью» в «Воццеке» Берга. «Кровавая луна» в «Лунном Пьеро» Шенберга). Ужасы войны, болезни, уродства. Гротеск.

Выразительные средства живописи: черно-белая графика, контрастная цветовая графика, жесткая гравюра на дереве. Ломка предметности, гипертрофия или гипотрофия предметов, частей тела. Метафорическая гиперболизированная символика.

Репродукции картин: Нольде, Кирхнера, Кокошки, Дикса, Пикассо, Зеллера, Ользе, Гуттузо, Сикейроса.

Иллюстрации литературный произведений: Ф.Верфель - Новеллы. Стихи Г.Гейма, Г.Тракля, В.Нейштадта, фрагменты новелл О.Кокошкн, Л. Андреева.

Выразительные средства музыки. В основе - принцип деформации или гиперболы:

•   мелодика    отличается отсутствием плавкости   линии, красоты,
выразительности» цельности, Грубость интонационного рельефа, скачки

на крайне широкие интервалы (децимы, ноны, септимы), резкий излом, зигзагообразные линии;

ритмика    рваная, конвульсивная; полиритмия либо механически однообразное остинато;

особенности гармонии    определяются атональностью, свободными последованиями диссонансов, кластерами («аккорд смерти» - кластер из

12 полутонов в «Ожидании» Шенберга, в сцене смерти Марии в «Воццеке»);

динамика контрастная, часто изменяющаяся, преобладание громких резких звучностей, неожиданные сфорцандо, полидинамика;

оркестр с предпочтением тяжелой меди, с использованием низких или высоких регистров (кричащая,, ревущая, визжащая), частое применение низких либо очень высоких деревянных духовых в том же качестве. Большое  место занимает ударная группа (щелчки ксилофонов, постукивания прута), используются инструменты с неопределенной высотой звука. Излюбленный прием - нарастающие оркестровые creschendo (crescendo на звуке «си» в оркестровой «инвенции на один

тон» в третьем действии оперы Берга «Воццек»),

•   в вокальной музыке вводится новая манера «Sprechgesang» («Лунный
Пьеро» Шенберга), как вид интонирования между говором и пением, в

том числе выкрики, вопли, зловещий шепот и прочее.

Музыкальные иллюстрации: Пьесы из вокально-инструментального цикла А.Шенберга «Лунный Пьеро».



А. Берг. Опера «Воццек»

История создания.

Опера написана на сюжет драмы Г.Бюхнера «Войцек». Либретто композитор закончил в 1917 году, работа над музыкой была завершена в 1921 г. Премьера оперы состоялась в Берлине (1925 г.) под управлением Э.Клайбера. Сложнейшее произведение Берга потребовало тщательной подготовки - 137 репетиций. Сценическая судьба оперы сложилась на редкость удачно.

Художественная концепция сочинения.

«Воццек» - глубоко трагическое произведение, где с огромной силой обличения раскрыта судьба обыкновенного человека, живущего в обстановке постоянного унижения, нищеты, пошлости и глупости. Социальный протест здесь сочетается с нагнетанием безысходности, нагромождением чисто экспрессионистских, психологически тяжелейших ситуаций. Автор выходит за рамки личной трагедии Воццека, поднимая проблему человеческого существования в обществе, где бытие принимает чудовищные, уродливые формы. Важнейшая роль в концепции оперы отводится гротеску. Большинство музыкальных портретов представлено в окарикатуренном варианте (Доктор, Капитан, Тамбурмажор, Андрес, соседка Марии).

Композиция. Драматургия.

В опере три действия, построенные по линии единого нарастающего creschendo. 1д. - завязка драмы и экспозиция главных действующих лиц. По форме действие представляет собой Сюиту (Прелюдия, Павана, Жига, Гавот, Ария и реприза Прелюдии), Рапсодию на 3 аккорда. Затем следуют Военный марш. Колыбельная, Пассакалия (тема и 21 вариация), Аndante affettuoso. Перелом в развитии конфликта происходит во втором действии, построенном в виде драматической симфонии в пяти частях (Сонатная форма, Инвенция и фуга на три темы, Largo для камерного оркестра, Скерцо с тремя трио и репризой, Интродукция и Rondo martiale). В третьем акте (катастрофа и эпилог) тоже пять сцен (Инвенция на одну тему н двойная фуга. Инвенция на один тон h, Инвенция на один ритм. Инвенция на шестизвучие, Инвенция на одну тональность d-moll, Инвенция на непрерывное движение восьмыми).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: